Надежды маленький оркестрик

Очень личные заметки бывшей киевской, а ныне израильской журналистки

То, что еще четыре месяца назад казалось непритязательной шуткой из телепередачи «95 квартал», а тремя неделями ранее вызвало оторопь, сегодня стало реальностью — комик, шут, клоун, как уничижительно величают Владимира Зеленского недоброжелатели, будет новым украинским президентом!

Я много лет живу в Израиле и судить о том, что сейчас происходит на давно оставленной Украине, выглядит неоправданной смелостью. Но я принадлежу к той части репатриантов, которые никогда не перечеркивали своего прошлого, не теряли связей с бывшей родиной, так что украинские события не могут оставить меня безучастной.

А события, происходящие там, назвать иначе, чем фантасмагорическими, трудно. Без малого 75 процентов украинского населения пожелали видеть во главе государства фигуру почти виртуальную — сорокаоднолетнего актера, мужчину с довольно заурядной внешностью, далекого от политики, не имеющего ни своей команды, ни четко сформулированной программы… Столь экзотическое предпочтение удивляет многих. Оно даже получило название — «феномен Зеленского».

Впрочем, речь, мне кажется, должна идти о другом феномене — феномене украинского избирателя. Того самого, кто бесперебойно прибегает к методу проб и ошибок. За четверть века независимости на высшем посту Украины побывали шесть президентов. Каждый в начале пути получал полновесный кредит доверия, но уже год спустя украинцы разочаровывались и озирались вокруг в поисках новенького, годящегося для президентского трона. Следующий имярек был не только не лучше предыдущего, но, как правило, еще вороватее и лживее… И опять избиратель искал нового президента, как всегда, ожидая чуда…

Есть старая украинская пословица: «Нэхай гирше, абы инше» — «Пусть будет хуже, но другое». Возможно, население Украины страдает каким-то особым синдромом перемен, когда не так уж важно, на кого сменить действующего руководителя, главное, чтоб была — прошу прощения за вульгарное слово — «движуха», создавалась иллюзия обновления без реального обновления, которое, по всей видимости, должно начинаться с самих себя.

Стоит ли за выбором в президенты Владимира Зеленского этот синдром, или есть более рациональные причины для столь массовой поддержки, сказать сложно. Кто-то убежден, что за 75 процентами проголосовавших кроется элементарный протест против Порошенко. В ходу и такая версия: мол, до сих пор у власти были опытные политики-манипуляторы, которые все больше затягивали в глубь воровского болота, теперь пусть порулит кто-то из другой среды, вдруг что-то дельное получится… Поверить, что украинский народ сознательно ставит эксперимент на собственной судьбе, трудно. Но ключевое слово в выборе президента — «вдруг» — не стоит сбрасывать со счетов. Во всяком случае, именно оно стало объединительным для разных частей страны. Уповая на «вдруг получится», за Зеленского отдали голоса жители востока и запада, при том, что устремления у них разновекторные, и люди эти прежде ни в чем не сходились.

Самое поразительное, что Зеленский ничего никому не обещал, не озвучивал своих планов, целей. Он, как известно, вообще в меру сил избегал общения с прессой и публикой. Его маловыразительные интервью и короткие выступления не проясняли ничего, а лишь овевали фигуру кандидата в президенты этаким загадочным флером. Может, в этом и состоит его «феномен»? Прослушав такую беседу, каждый может извлечь из нее, что душе угодно. Кто-то из оговорки о возвращении в Украину Саакашвили сделал вывод: кандидат в президенты обещает с помощью опального грузина расправиться с грабителями народа! Для ненавистников России музыкой звучал энергичный посыл «Путин — враг!» Кто-то в Зеленском увидел не истеричного патриота, не русофоба с пугающим оскалом, а нормального, адекватного человека, прозападного интеллектуала, выходца из профессорской семьи, которому — опять же чудом — удастся обеспечить победу всего хорошего над всем плохим! О том, каким образом удастся, думать недосуг…

Признаюсь: после второго тура выборов, когда были оглашены данные экзит-полов, я почувствовала себя обескураженной. До последней минуты всерьез не допускала, что действующий президент при огромном административном ресурсе выборы проиграет. И кому? Коту в мешке, фантому из сериала «Слуга народа»? Да еще с таким ошеломляющим результатом проиграет! Я не большая поклонница Порошенко и пятилетия, которое он был у власти. Но артист — президент сорокамиллионного государства, главнокомандующий?! Это не укладывалось в голове.

В растрепанных чувствах я решила позвонить в Киев старинной подруге Людмиле С. Людмила — филолог, кандидат наук, в свое время защитила диссертацию по Сухово-Кобылину, поэт. По происхождению со стороны отца принадлежит к княжескому роду. Для Людмилы прошлое России, русская культура, история — альфа и омега существования. Так что комментировать ее отношение к Порошенко, Бандере, украинской независимости, думаю, необходимости нет. «Без мата на эту тему я не умею изъясняться», — как-то сказала моя рафинированная подруга. И сейчас мне было любопытно узнать, что она думает о неожиданном повороте украинской действительности. Я понимала: беседа с Людмилой об Украине приведет к очередному спору, наши мнения и оценки давно и кардинально расходились, но удержаться не смогла.

— И что ты хочешь от меня услышать? — спросила Людмила. — Почему, откуда ни возьмись, всплыл Зеленский-политик? А ни почему! Просто так! Эмоциональный выброс украинцев! Получили свободу и не знают, что с ней делать.

— Люда, будь хоть немного справедлива, — остановила я желчную эскападу. — Посмотри, как достойно были проведены дебаты на Олимпийском стадионе в присутствии, между прочим, 75 тысяч человек. То-то огорчились российские телепропагандисты, пророчившие разные страшилки, провокации, потасовки, даже теракты. А президентские выборы… Все было организовано цивилизованно, демократично, никаких «каруселей», «вбросов». Когда такое прежде бывало? Мы-то с тобой неплохо знаем Украину…

— Во-первых, не обольщайся, — прервала подруга. — Украины мы никогда не знали. Я, во всяком случае, даже не догадывалась, какие амбиции, какая злая гордыня бушует в людях, живущих рядом со мной.

— Амбиции есть в каждом народе, — заметила я. — Это естественно…

— Да… Но «революцию достоинства», завершившуюся кровью, которая продолжает литься, устроили все-таки украинцы. Если они так заботятся о достоинстве, отчего же сами не упускают случая обмануть, стребовать взятку, а по большому счету не верят, что можно жить иначе. Так что я лично не удивляюсь ничему. Выбрали Зеленского? Нормально, Константин! С таким же успехом могли выбрать какого-нибудь Пупкина… Чего вообще можно ждать от государства, которое отвергает русскую культуру не только по своим дурацким идеологическим завихрениям, но еще из соображений, что это «депрессивно»! Опасно, понимаешь ли. Чехов, Достоевский отравляют оптимистические украинские мозги…

О положении русского языка и литературы Людмила могла говорить безостановочно. Я прервала ее излияния.

— Ты не пошла голосовать?

— Отчего же? Выполнила свой гражданский долг, — иронически проговорила Людмила. — Если бы конкурентом Порошенко был стул, я проголосовала бы за стул. А так подарила свой драгоценный голос Зеленскому. Пусть пользуется!

— Ты так непримиримо настроена…

— Да я уже никак не настроена, — отмахнулась она. — Все надоело. Пытаюсь принимать реальность, как есть, без рассуждений.

Помолчав, она посоветовала:

— Перечитай Гоголя, очень рекомендую. 200 лет назад он все знал про наши украинские дела. Пацюк, которому вареники сами в рот прыгают, — это и есть национальная идея!

Разговор со старинной подругой окончательно расстроил. Хотелось услышать более взвешенное, непредвзятое суждение об украинском выборе. После некоторых раздумий я связалась с давним знакомым, журналистом, довольно близким к властным структурам.

— Объясни мне на простом обывательском уровне, что означает фантастическая победа Зеленского? — попросила я. — Чего люди от него ждут?

— Тебе в Израиле это зачем? — удивился он.

— Представь себе, хочу понять! Украина, если ты не в курсе, находится на той же небольшой кругленькой планете, что и Израиль. И на этом пространстве все очень тесно связано — перевязано.

— Да ради бога, если тебе интересно! Победа Зеленского дает надежду, которую отнял Порошенко. Такое романтическое объяснение тебя устраивает?

— Более или менее.

— Другого у меня нет, — вздохнул приятель. — Сам не все понимаю.

— Но, насколько я помню, ты с майданных времен поддерживал Порошенко?

— Поддерживал, — подтвердил он. — И теперь считаю, что за пять лет он немало сделал полезного. Не дал распасться стране на куски, а такая угроза была, и вполне реальная. Возродил армию, добился безвиза, и томос (автокефалия Украинской православной церкви) — его заслуга. Но проголосовал я за Зеленского.

— Логично, — усмехнулась я. — Почему?

— Потому что такой коррупции, такого кумовства, воровства и взяточничества, какой расцвел при Порошенко, не было даже при Януковиче. Его клика не только цинично разворовывала Украину и вгоняла людей в нищету, она своим гнусным примером разлагала всех и каждого. Рыба гниет с головы, смрад распространяется повсюду. Удастся ли Зеленскому переломить ситуацию? Не знаю. Боюсь, что нет. Положение в стране тяжелое. Куда ни кинь, всюду клин… Десять миллионов трудоспособных людей уехали на заработки в Россию и на Запад, 70 процентов оставшихся хотят покинуть Украину. Инфраструктура разрушена. Коммуникационные сети на 80 процентов изношены, половина водоканалов может быть уже этой весной отключена от электроэнергии… И так далее и тому подобное. К тому же силы, которые управляли страной последние пять лет, никуда не денутся, они будут жестоко сопротивляться. На таком фоне проводить реформы, что-то менять проблематично. Но…

— Что же «но»?

— Президентом станет человек без замаранного прошлого, без привязки к олигархам, с которыми нужно расплачиваться за то, что привели к власти, иными словами, опять перераспределять собственность, ведь денег-то нет. Зеленский от всего этого свободен, что немаловажно.

— А Коломойский?

— Что Коломойский? Его роль в победе Зеленского сильно преувеличена. В принципе новый президент независим от денежных мешков. И 75 процентов народной поддержки — серьезный ресурс. Как он распорядится им, будем посмотреть… Но сегодня у каждого украинца где-то внутри звучит, так сказать, надежды маленький оркестрик… В этом и есть смысл победы Зеленского.

Хотелось возразить: да чего она стоит, поддержка трех четвертей населения?! Зеленскому достаточно сделать шаг вправо, шаг влево, чтоб от его рейтинга полетели пух и перья! А ведь идти ему придется по канату над пропастью…

Однако я промолчала. В конце концов, маленькая надежда предпочтительней большого разочарования.

Инна СТЕССЕЛЬ, «Новости недели»

isrageo.com

DIRECTV & AT&T. 155 Channels & 1000s of Shows/Movies On Demand (w/SELECT Package.) AT&T Internet 99 Percent Reliability. Unlimited Texts to 120 Countries w/AT&T Wireless.
Call 4 FREE Quote- 1-855-972-1400

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

2 комментариев к “Надежды маленький оркестрик

  1. Более очевидной победы было трудно представить. Никаго сюрприза и в помине не было.
    Вы просто наверное не доконца понимаете людей в Украине (а может и в Израиле?), либо общаетесь с чересчур (за)/умными.
    Все просто как апельсин: Зеленский начал свою президенскую кампанию с 2015 года, сняв «Слуга Народу» и люди в Голобородько поверили и теперь ожидают обещанного.
    Мы прослушали его двухчасовое интервью в декабре. Потом посмотрели первый сезон его сериала.
    Все остальные причины (голосование за стул) это как бы в дополнение.

    1. В 2017 г. в ООН было принято 27 осуждающих государства резолюций, из которых 21 осуждали Израиль и 6 остальной мир (Иран, Сирия, Сев.Кореа, Миармар, Крым, США)!
      Та же ситуация и в 2018-2019 гг., когда Украина с «еврейским премьером» всегда голосовала за осуждение Израиля, правда несколько раз воздержалась. Вы думаете, что с «еврейским» президентом что-то изменится? Украина вражески настроена вместе с Россией по отношению к Израилю. Причем если Россия прагматично враждебна из-за поставок военной техники арабам, то Украина напросто из-за примитивного животного антисемитизма.

Обсуждение закрыто.