«…Это не урегулирование — это капитуляция перед террором…»
Авигдор Либерман
Это — оценка итогов последней конфронтации с ХАМАСом бывшего министра обороны Израиля, данная им в интервью накануне прошедших выборов. Между тем, армейский план противодействия ХАМАСу строился на пяти ключевых позициях:
- Точный выбор целей, удар нацеленный, а не массированный.
- Выбор типов вооружений, способных максимально эффективно способствовать выполнению задачи.
- Закрепление достижений после атаки
- Превращение тоннелей в ловушки смерти для боевиков ХАМАСа.
- Снижение потерь среди гражданского населения.
Практически выполнен разве что последний пункт этого плана. Произошло такое за счет отказа от применения артиллерии и авиации для разгона многотысячных толп участников «маршей возвращения» и прочих массовых шествий для прорыва пограничных заграждений.
Учитывая просчеты «Несокрушимой скалы» и почти полной неприкосновенности главарей ХАМАСа, отсиживающихся в бункерах, в ЦАХАЛе больше внимания хотели уделить разведке. Задача ставилась получить не только информацию о сосредоточении боевиков, но и узнать, как осуществляется координация между ними, откуда отдаются приказы. Получилось с точностью до наоборот. Уцелели почти все главари.
Потому что массовые беспорядки, начиная от пресловутого «Марша миллионов», до рядовых выступлений израильтяне отражали вполне обычными средствами, в основном — огнем снайперов. Наготове, кроме того, перед границей было развернуто несколько бригад, пехотных и танковых, а также — 4-5 артиллерийских дивизионов. Впрочем, сухопутные общевойсковые подразделения ни разу не были использованы для серьезных операций. Попытки демонстрантов нарушить границу отражались огнем снайперов, которых вокруг Газы было более 300. Заслуживает внимания тактика ведения огня этими снайперами. Они не смели, в частности, открывать огонь на поражение без разрешения офицера — куратора. В ЦАХАЛе была популярна шутка, что скоро у каждого снайпера будет собственный раввин. Любопытно также, что снайперы не имели права целить по корпусу — только по ногам. А в последнем периоде их задача еще более усложнилась требованием вести огонь по лодыжкам. Без учета, что поразить лодыжку сложнее — цель малоразмерная. Зато растет возможность рикошета от грунта со вторичным поражением, чего кураторов не устраивало. И они придумали — для снижения числа серьезных поражений использовать малокалиберные боеприпасы. Что говорить, не позавидуешь снайперам ЦАХАЛа. Чтобы снизить эти самые поражения, в самом последнем периоде операции вспомнили о нелетальном оружии. В частности, применили несколько прицепных установок «Шеака» (в переводе «Рёв») — новая для израильтян разновиднось низкочастотного акустического оружия. В первую очередь имеют в виду инфразвук — так называемый альфа — ритм, частотой 8 — 12 Гц. Человек теряет ориентацию, стремится быстрей покинуть это страшное место. Еще чуть увеличить давление инфразвука — он начинает корчиться в страшных муках.
Нелетальные системы оружия
(НСО). Такое оружие призвано воздействовать на человека, не травмируя его, чтобы принудить совершить определенные действия. Системы НСО могут разогнать многотысячную демонстрацию, нейтрализовать значительную массу людей, прекратить массовый уличный вандализм, не допустить злоумышленников на охраняемый объект, обездвижить большую группу опасных субъектов и многое другое. Особая ценность такого оружия в том, что оно не наносит видимых ран, а лишь временно выводит из строя, и через определенное время после прекращения его действия человеческий организм восстанавливает нормальное функционирование. Наиболее успешные генераторы инфразвука изобретены и приняты на вооружение в Израиле еще 15 лет назад. Система получила наименование «Цаака», что в переводе с иврита «Крик». Силы безопасности Израиля впервые применили «Крик» для разгона демонстрации палестинцев в 2004 году. Манифестанты почти сразу же стали хвататься за головы, закрывать уши руками и разбегались, пытаясь справиться с тошнотой и головокружением. Так прошло первое «натурное» испытание израильского инфразвукового генератора. Добавлю, что применялась «Цаака» по прямому назначению неоднократно.
Один из вариантов установки «Скунс» был применен еще в 2008 году для разгона демонстрации у деревни Наалин. Ее действие заключается в обрызгивании демонстрантов смрадной жидкостью. Обрызганные вонючей жидкостью бросились по домам принимать душ и менять одежду. Этот зловонный запах невозможно истребить, и испорченную одежду приходится выбрасывать.
В 2010 году была разработана новая система «Альпака», напоминающая «Скунс», но превосходящая ее по мощности, дальнобойности, устойчивости. Израильским специалистам удалось «усовершенствовать» резкость запаха. «Альпака» устанавливается на военные джипы и может с огромной скоростью разбрызгивать вокруг вонючую жидкость.
«Адиос» — система активного отбрасывания», разработанная в 2015г., и представляет собой установку, излучающую электромагнитный СВЧ-луч, оказывающий шоковое воздействие. Эффект, производимый этим лучом, вызывает рефлекторное стремление немедленно скрыться из зоны поражения. Болевой порог при воздействии достигается в течение 3 секунд, а после 5 секунд боль становится невыносимой. Эффективная дальность действия составляет 500 метров.
К сожаления, против Газы применили всего две установки. «Скунс» и «Цаака». Действовали они всего лишь несколько дней. Отнюдь не массированно. Почему не применили остальные системы? Почему не применили массово? Почему не применили с началом событий? Почему предпочли стрельбу по лодыжкам? Загадка. Впрочем, не единственная.
Катакомбы ХАМАСа
Прокладка туннеля для контрабанды или военных целей — сложный ручной процесс, который занимает месяцы. До сих пор нет надежной технологии, которая позволяла бы на расстоянии засекать узкие туннели на большой глубине. Между тем туннели ХАМАСа обычно уходят на глубину до 20 метров, так что, даже приблизительно догадываясь о существовании в этом месте подземного хода, его практически невозможно обнаружить. Таким образом, чтобы израильтяне могли найти туннель, они должны обладать точными разведданными из Газы. Но даже уничтожение обнаруженного туннеля представляется непростой задачей. Взрыв входа или вентиляционной шахты не затрагивает основного туннеля, и саперы ХАМАСа смогут быстро прорыть обход и продолжить использование туннеля. Поэтому задачу можно считать выполненной только тогда, когда весь туннель и все его ответвления обнаружены, нанесены на карту и взорваны.
Между тем, сегодня понятно, что подземные тоннели ХАМАСа — это основной фактор, который не позволяет ликвидировать организацию и обеспечивает ее процветание. Террористы ХАМАСа не оставляют попыток проникнуть через тоннели в тыл израильской армии, а также с целью обстрелов территории Израиля используют подземные склады, дальность которых постоянно увеличивается (сейчас палестинские ракеты уже способны достичь Хайфы).
За то время, пока в Египте у власти находились «Мусульманские братья», ХАМАС развернул целую подземную индустрию. Для прокладки тоннелей в Газе использовались не только простейшие механизмы, но и современное оборудование, а в зависимости от целей (контрабанда из Египта, склады, бункеры, укрытия с кондиционерами для руководства, выходы в Израиле для атакующих подразделений ХАМАСа) строились разные виды тоннелей. Одних только подземных ходов для атак непосредственно на территории Израиля насчитывается около шестидесяти. Например, только в первые несколько дней операции «Несокрушимая скала» подразделения ХАМАСа, в том числе и в форме израильской армии, выбравшись через тоннели на поверхность, три раза атаковали или пытались атаковать цели на территории Израиля.
В марте этого года Исмаил Хания заявил: «Туннели открывают новые стратегические возможности для борьбы с оккупацией как под землей, так и на земле». Также туннели рассматриваются ХАМАСом как важный инструмент при убийстве или похищении израильтян для последующего обмена (как это было с Гиладом Шалитом, захваченным с использованием туннеля в 2006 году и обмененным на более чем тысячу палестинцев в 2011 году).
Жители приграничного кибуца говорят, что сегодня они больше, чем обстрелов и ракет, опасаются похищений и атак боевиков ХАМАСа «из-под земли», и до последнего времени они не верили, что на местности можно прорыть туннель чуть ли не в сам поселок.
В туннелях и на телах убитых боевиков ХАМАСа находят транквилизаторы, шприцы, пластиковые наручники, предназначенные именно для захвата людей. ХАМАС надеется повторить успех 2006 года: «Нужен новый Гилад Шалит».
Пресс-секретарь Армии обороны Израиля Арье Шаликар, комментируя бои, в интервью The Telegraph заявил, что «уже много раз боевики появляются на нашей стороне границы, они выходят из туннелей группами по восемь, девять, двенадцать, пятнадцать человек».
Туннели прокладываются на глубине до 30 метров. По некоторым оценкам, метр базового простейшего туннеля из Газы в Израиль обходится ХАМАСу всего в 200 долларов. Средняя цена строительства более или менее серьезного туннеля в Израиль (не в Египет) — около одного миллиона долларов.
В ходе операции «Несокрушимая скала» израильтяне захватили 14 туннелей, на укрепление которых, по примерным подсчетам, ушло более 600 тысяч тонн бетона, а также обнаружили около 50 выходов из туннелей. Под кварталом Шеджайя в Газе был обнаружен целый «подземный город» из 28 туннелей, четверть из которых уже уничтожена израильтянами. Часть входов в тоннельную систему находится прямо под домами местных жителей и под госпиталем.
Шломи Эльдар из вашингтонского Центра Вильсона прокомментировал ситуацию так: «Израильтяне даже не могли себе представить, сколько туннелей построил ХАМАС за последние годы. Они думали, что там один, три, пять, а оказалась целая «Подземная Газа». ХАМАС инвестирует в «Подземную Газу» намного больше средств, чем в ту, что на поверхности».
Укрепленные пункты ХАМАСа растут как грибы между жилыми кварталами, в деревнях, на сельскохозяйственных плантациях и вблизи границы.
«После операции «Несокрушимая стена», к сожалению, мало что изменилось. Но в ХАМАСе должны помнить, что в случае войны туннели станут смертельными ловушками для боевиков», — сказал в беседе с корреспондентом Ynet полковник Юваль Бен-Дов. По его мнению, следующая война уже будет сосредоточена преимущественно на суше, так как одними воздушными ударами поставленных целей не достичь. Уничтожение туннелей, по словам израильтян, дело долгое и хлопотное. Простой подрыв или обрушение части туннеля мало что дает, так как при таком подходе он может быть очень быстро восстановлен боевиками ХАМАСа, учитывая, что некоторые туннели тянутся на километры.
Окончание следует
Марк Штейнберг
DIRECTV & AT&T. 155 Channels & 1000s of Shows/Movies On Demand (w/SELECT Package.) AT&T Internet 99 Percent Reliability. Unlimited Texts to 120 Countries w/AT&T Wireless.
Call 4 FREE Quote- 1-855-972-1400