— Закончив службу в армии, я отправился в Африку с группой друзей, — рассказывал израильский таксист Хаги своему пассажиру рабби Хацкелю Левенштейну, духовному руководителю иешивы «Понович» в Бней-Браке. (P. Krohn, «Constricted»)
— Мы отправились в джунгли, нас уверили, что это безопасно. Вдруг один из друзей закричал. Его обвил огромный удав и начал душить. Мы били змею камнями и ветками, но, к нашему ужасу, удав сдавливал все сильнее. Тогда кто-то крикнул: «Скажи «Шма Исраэль»!» И он изо всех сил закричал: «Шма Исраэль…
Слушай, Израиль, Всевышний, Б-г наш — один!» Змея освободила свою жертву и исчезла в джунглях.
— Как сложилась жизнь твоего друга? — поинтересовался ребе.
— Он стал религиозным.
— А ты?
— Удав ведь душил не меня, — улыбнулся Хаги…
Нааман, могучий глава армии арамейского царя, был прокаженным, повествует книга Царей (Млахим II, 5:1-12). Служанка его жены, пленная еврейская девочка, посоветовала, чтобы Нааман попросил об исцелении пророка Элишу. Нааман со своей свитой на конях и колесницах остановился у дома Элиши, но тот даже не вышел к нему, а передал через слугу: «Окунись семь раз в реку Иордан!»
«Я думал, что пророк выйдет ко мне, произнесет имя Всевышнего, поднимет руку к (пораженному) месту и исцелит от проказы! Не лучше ли реки Дамаска всех вод Израиля? Я купался в них, но не очистился!» — разгневался Нааман и ушел.
Однако слуги все же убедили его исполнить слова пророка, и он погрузился семь раз в Иордан и на их глазах удостоился исцеления.
Нааман со своими слугами вернулся к пророку и сказал, что не будет больше служить идолам, ибо он теперь убежден: «Нет иного Б-га, кроме Б-га Израиля…»
«Нааман изменил свою жизнь, а его слуги? — удивлялся рабби Лейб Хасман, духовный руководитель иешивы «Хеврон». — Они убедили Наамана послушаться указаний пророка и вместе с ним стали свидетелями великого чуда. Почему же мы не находим упоминания о том, что это чудо повлияло и на них?»
«Страдания очищают душу человека», — пишет рав Хасман в книге «Ор Яель». Слуги Наамана видели чудо своими глазами, но не испытали страданий, которые пережил Нааман. Более того, Нааман не только видел глазами, понял это разумом, но и ощутил чудо всем своим сердцем. «Величайшее расстояние во Вселенной — это путь от головы к сердцу!» — говорил ребе из Коцка. И человеку эту дистанцию нужно преодолевать каждый раз, не только понимая, но и ощущая обращенные к нему слова. Многие, например, понимают, что курить вредно, но, тем не менее, не бросают…
Отмечая праздник свободы, мы начинаем рассказывать о порабощении евреев в Египте и лишь затем говорим об Исходе. Ибо, не вкусив горечи рабства, мы не можем в полной мере ощутить сладости свободы.
Спустя семь дней после начала Исхода евреи оказались в безвыходном положении: с одной стороны армия Фараона, с другой — море. Пережив чудо спасения, они вместе с Моисеем запели песнь, благодаря Всевышнего не только за спасение, но и страдания рабства. Ибо Всевышний не только их спас, но и поставил в безвыходное положение. Тогда у моря евреи обратились к Всевышнему, возвысились и удостоились дарования Торы…
Дважды благодарю Тебя, Всевышний, — писал исцелившийся от болезни царь Давид в своих псалмах, — благодарю не только за исцеление, но и за саму болезнь, которая приблизила меня к Тебе…»
Змей совратил Адама, за что Всевышний проклял его: «…ты будешь есть прах», а человеку сказал: «…в поте лица будешь есть ты свой хлеб». Вырастить хлеб человеку действительно очень трудно, но, казалось бы, змей всегда найдет прах. В чем же проклятие? Всевышний не хочет контакта со змеем, потому и дает ему все, чтобы он ничего не просил. Всевышний ждет молитвы человека о дожде и благословении, потому что ищет с ним контакта. Иногда Всевышний ставит человека в безвыходное положение, чтобы тот обратился к Нему.
Художник Алекс Левин