В старом анекдоте один сибиряк говорит другому: «Говорят, что ты спишь с моей женой. Это нехорошо». А тот рассудительно отвечает: «Вас, Петровых, не поймешь. Она говорит, что хорошо, а ты, что нехорошо». Нечто подобное происходит сейчас у нас между демократами Палаты представителей и Белым домом президента Трампа по поводу так называемых «городов-убежищ» («sanctuary cities»). Такими убежищами объявили себя некоторые города, в которых полиции и муниципальным служащим запрещено интересоваться иммиграционным статусом проживающих там иностранцев, вклю-
чая осужденных преступников, которых, по решению иммиграционных судей, должны депортировать. Четкого юридического определения «город-убежище» не имеет, первым в 1979 году стал Лос-Анджелес, а сейчас таких городов примерно три сотни от мини- до мегаполисов, как наш Нью-Йорк.
Несмотря на то, что речь идет только о нелегальных иностранцах, к тому же нарушивших закон, и об открытом неподчинении местных властей федеральным, города-убежища стали символом борьбы иммигрантов за свои права, а, стало быть, агитационным подспорьем демократов в борьбе с республиканцами, что особенно проявилось при президентстве Дональда Трампа. Едва придя к власти в январе 2017 года, Трамп сообщил, что намерен сократить финансирование городов, которые отказываются содействовать федеральным иммиграционным властям, а его первый министр юстиции Джеф Сэшнс заявил журналистам, что «неспособность депортировать иммигрантов, признанных виновными в совершении преступлений, ставят под угрозу целые общины, особенно те, которые находятся на территории убежищ, стремящихся защитить нарушителей».
Так оно и шло, прореспубликанские федеральные власти пытались исполнить закон, очищая страну от нежелательных иностранцев, а продемократские (не рискую употребить слово «продемократические») города-убежища укрывали их. Демократы называли тогда и называют сейчас президента Трампа врагом демократии, расистом, националистом и душителем исконного права угнетенных всего мира на иммиграцию в США, а Трамп отчаянно отбивался утверждением, что он всей душой за иммиграцию, но законным путем. Демократы цитировали выбитые на пьедестале Статуи Свободы стихи Эммы Лазарус: «А мне отдайте ваших усталых, ваших бедных… Своих изгоев, люд забитый свой», а Трамп в ответ напевал: «Янки Дудл к нам верхом \приезжал на пони. \Шляпу круглую с пером\ звал он макарони». Шутка.
Тем временем нелегалов, задержанных на границе с Мексикой, становилось все больше, а размещать их до решения о предоставлении убежища становилось негде. Сообщалось, что в марте на границе с Мексикой были задержаны больше 100 тыс. нелегальных иммигрантов, главным образом из Гватемалы, Гондураса и Сальвадора — почти вдвое больше, чем в марте 2018 года. Все задержанные просили в США убежище, и до иммиграционных судей их задерживали, а поскольку такие решения затягивались очень надолго, отпускали с обязательством явиться в суд, после чего добрая половина разбегалась. В иммиграционных судах скопилось больше 800 тыс. таких дел, а на рассмотрение каждого уходит в среднем 70 дней. К тому же задержанных детей нельзя держать под стражей больше 20 дней.
Не претендуя на мудрость иудейского царя Соломона, но стремясь к этому, президент Трамп предложил вариант, который устроил бы всех — разослать задержанных на границе нелегалов по городам-убежищам, где их окружат теплом и заботой. Особой мудростью это предложение не отличалось, поскольку наши города, включая убежища, не окружены колючей проволокой, и там никто никого не удерживает. К тому же доставленные туда нелегалы бесследно растворятся, так как информацию о них местные власти не станут передавать иммиграционно-таможенной службе.
В министерстве внутренней безопасности неофициально сообщили, что этот план обсуждался в ноябре и в феврале, а так как Конгресс не выделил денег на доставку задержанных на границе в удаленные города-убежища, был сочтен «излишним операционным бременем». Спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси раскритиковала предложение Трампа с политической стороны, заявив, что таким способом он «демонизирует» прибывших в страну иностранцев. Мэры Сан-Франциско, Чикаго и Нью-Йорка заявили о прежней готовности, но мэры городов-убежищ помельче не пришли в восторг от перспективы появления у себя сотен, а то и тысяч новоселов далеко не лучшего качества. Как я и начал, «их, Петровых, не поймешь». В своем твите вечером 13 апреля Дональд Трамп написал, что «интересно наблюдать, как мэры Окленда и других городов-убежищ не хотят принимать задержанных иммигрантов после их освобождения из-за нелепого судебного решения о 20 днях. Если они не хотят послужить нашей стране, заботясь о них, почему этим должны заниматься другие города? Демократы должны изменить иммиграционное законодательство в ближайшее время. В противном случае города-убежища должны немедленно принять меры, чтобы позаботиться о нелегальных иммигрантах, включая членов банд, наркодилеров, торговцев людьми и преступников всех мастей. Изменить законы немедленно!»
Пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс заявила, что президент хочет изучить дважды отвергнутое предложение направлять мигрантов в города-убежища , но это не предпочтительное решение, а один из вариантов исправить недостатки иммиграционной системы. «Мы, конечно, рассматриваем все варианты, пока демократы отказываются признать наличие кризиса на границе», — заявила Сандерс в воскресенье в программе «Fox News Sunday». Она сказала, что никто не считает идеальным решение разослать задержанных на границе иностранцев по городам-убежищам, но мэры таких городов «должны стремиться помочь» президенту страны урегулировать кризис на южной границе. Конгрессу, по словам Сары Сандерс, пристало заняться тем же, а не «тратить все свое время на расследования деятельности президента».
Мэр Билл Де Блазио, который гордо объявил Нью-Йорк городом-убежищем, 15 апреля выступил на местном телеканале NY-1 и сообщил, что обратится в суд, чтобы помешать президента Трампу направить к нему задержанных на мексиканской границе иностранцев. «Это незаконно, — заявил вдруг опомнившийся мэр-прогрессист. Это просто незаконно. Мы встретимся с ним в суде. Мы разобьем его». Де Блазио напомнил про «первые дни президентства Трампа, когда он сказал, что собирается урезать финансирование нашей безопасности, поскольку мы не спрашиваем у граждан иммиграционный статус и не сотрудничаем со всем, что творит иммиграционная полиция. А мы сказали, что пойдем в суд и остановим его, так и сказали. Остановим, потому что это совершенно незаконно». На следующий день мэр опомнился и в своем твите написал: «Не заблуждайтесь, Нью-Йорк всегда будет против Трампа и его циничных планов расколоть нашу страну. Наш город иммигрантов хочет, чтобы любой, кто бежит от ненависти и угнетения, запомнил, что вам здесь всегда рады». Не совсем ясно, что Билл Де Блазио считает незаконным — намерение президента не платить за отказ мэра выявлять нежелательных нелегалов или намерение прислать таких нелегалов. Но ведь и любовнику жены сибиряка Петрова было непонятно отношение супругов к нему.