На площади в г. Кембридже, что является частью Большого Бостона, рядом с Гарвардским университетом, стоит мемориал замечательному кукольнику из Санкт Петербурга — Игорю Фокину. Как так случилось, что на родине Игоря, в Санкт-Петербурге, никакого мемориала нет, а есть он в Бостоне, в США?
Живет в Бостоне человек по имени Слава Гауфберг, профессор медицины Гарварда, альпинист, горнолыжник, яхтсмен, поэт, сочинитель и исполнитель песен. Ему, и ему одному, обязаны все, кто любил Игоря и его искусство, тем, что бронзовая память об удивительном «Кукольнике из Кембриджа» продолжает жить там, куда приходил он каждый вечер со своими куклами творить волшебство.
Началась эта история давно, уже почти 30 лет назад, когда Игорь приехал в Бостон в гости, и вышел в один из вечеров на Гарвардскую площадь попробовать свои силы в уличном представлении в Америке. На Гарвардской площади традиционно всегда выступали музыканты, клоуны, жонглеры, кукольники…
Вокруг Игоря и его кукол очень скоро начала собираться небольшая толпа — уж очень его куклы и все, что он с ними делал, было ни на что не похоже. Игорь стал выходить на площадь каждый вечер, и каждый вечер все больше людей приходили посмотреть на волшебство его искусства. В один из вечеров Игоря случайно увидели два прогуливавшихся по площади друга: известный в Бостоне и за его пределами художник Володя Витковский и Слава Гауфберг. Они сразу поняли, что парень из России, и, зачарованные его магией, дождавшись перерыва, подошли познакомиться. И как-то сразу подружились.
Вскоре Игорь уехал обратно в Россию, но спустя год приехал в Бостон опять, на этот раз со своей женой Асей и сыном Женей. Какое-то время они жили в квартире у Славы Гауфберга в Кембридже, пока не нашли и не сняли свою собственную квартиру. Жизнь вошла в колею. Родилась дочка Нюшка. Игорь со своими куклами каждый вечер выходил на Гарвардскую площадь, и очень скоро стал одной из главных достопримечательностей Кембриджа. Люди приезжали издалека посмотреть на сказочные представления Игоря и его кукол.
Летом 1996 года Игоря пригласили участвовать в уличных представлениях во время Олимпийских игр в Атланте. Это уже было официальным признанием его таланта. И в Атлантe на Олимпийских играх Игорь со своими куклами тоже произвел фурор.
Вскоре родился родился сын Гриша. И вдруг, 21 сентября 1996 года, Игоря не стало. Он пришел домой после вечерних представлений, вышел на крыльцо покурить, и там его нашли мертвым. Диагноз — инфаркт. Игорю было 36 лет.
Невозможно передать шок и горе. Осталась семья с двухлетней Нюшкой и 11-дневным Гришей, друзья и поклонники его таланта… Нескончаемой чередой шли люди к месту, где каждый вечер искусство Игоря приносило столько счастья. Бесконечный поток писем семье, порой с чеками в конвертах, зачастую от незнакомых людей. Помощь шла отовсюду. Уличные артисты организовали на площади, где выступал Игорь, концерт в его память, на который пришли тысячи людей.
Кембриджская полиция перекрыла для движения автомобилей прилегающие улицы, чтобы люди могли свободно передвигаться и наслаждаться представлениями уличных музыкантов, жонглеров, клоунов…
Через два месяца после смерти Игоря Слава Гауфберг написал письмо мэру Кембриджа Франку Дюхэ с предложением создать в Кембридже мемориал памяти Игоря Фокина и всех уличных артистов, украшавших жизнь Кембриджа. Франк Дюхэ предоставил это письмо Городскому совету, и совет единогласно принял решение о создании такого мемориала.
В ответном письме мэр Кембриджа предложил Славе начать работу над проектом. Что и было сделано. Слава предложил ввести в комиссию по созданию проекта уличного артиста Джима Шоу и эксперта Линду Чин.
Был объявлен официальный конкурс на проект мемориала, Слава Гауфберг настоял, чтобы проект отдали мне, скульптору Константину Симуну, поскольку я был знаком с семьей, и, по мнению Славы, больше всех подходил для создания мемориала.
Началась работа. Слава Гауфберг приезжал в мою мастерскую, и мы часами сидели над эскизами. Варианты проекта Слава приносил на рассмотрение в Кембриджский горсовет по искусству, но каждый раз Совет отвергал их по разным причинам. Наконец, я нашел решение. Это была фигурка одной из любимых кукол Игоря — Дуду — муравьеда, играющего на своём носу-дудочке, сидящего на уличном бетонном столбике, купол которого, покрытый позолотой, был превращен в сказочный храм-дворец…
21 сентября 2001 года, в пятую годовщину смерти Игоря, мемориал был торжественно открыт. Сотни людей, мэр Кембриджа, речи…
И сегодня стоит на площади в Кембридже мемориал Игорю Фокину — талантливому кукольнику из Санкт-Петербурга и Кембриджа.
Костантин СИМУН, скульптор. Бостон