— Уважаемый рав! Страдаем разными проявлениями воспаления желудочно-кишечного тракта. В принципе, врачи и лекарства помогают нам держаться на плаву. Но вот приближается праздник Песах (а мы уже лет десять соблюдаем еврейские законы), и в который раз нас одолевает страх — не повредить бы своему здоровью. Даже мацу в последние годы стало трудно есть. А от вина и даже виноградного сока одни проблемы. Да и марор — тертый хрен, нам явно противопоказан. Что делать? Мы очень хотим соблюсти этот великий праздник как положено.
Зеев и Ирина. Израиль
— Наши Учителя обсуждали подобные проблемы еще во времена Талмуда (скорее всего, их обсуждали и раньше, но мы оперируем только той информацией, которую можно найти в наших книгах). Рассматривали наши Учителя такие вопросы особенно в последние 50 лет. С одной стороны, речь идет о развитии в пищевой промышленности новых технологий, а значит, и о появлении новых вариантов знакомых продуктов. С другой — в наши дни значимо увеличилась продолжительность жизни. А, кроме того, постоянно возникающие новые и новые медицинские препараты, химизация и электронизация окружающей среды способствуют распространению аллергии разных видов. Поэтому решение таких и подобных проблем приобретали все большую актуальность. И не только в контексте праздника Песах. Основной вопрос, на который всегда приходится искать ответ нашим Учителям, давая рекомендации, как максимально правильно можно выполнить повеления Торы, не нанося вред здоровью. При этом нужно отметить, что и та, и другая стороны проблемы не имеют однозначного решения. Какой уровень соблюдения наших традиций мы будем считать «максимально правильным»? Что подразумевается под выражением «не нанести вред здоровью»? Сосредоточимся на втором вопросе в надежде, что его рассмотрение поможет ответить на первый вопрос.
В Торе достаточно четко сформулировано и не подлежит сомнению правило не делать ничего, что опасно для человеческой жизни. В контексте нашего разговора это предполагает, что человек не должен есть и пить что-то, что может обострить его хроническое заболевание до такой степени, что он будет вынужден соблюдать строгий постельный режим. Такую пищи и такие напитки в опасных количествах нужно вообще исключить.
Но что делать в случаях, если речь идет о легком недомогании или неприятных ощущениях (скажем, в области живота и т.п.)? Тут, если мы говорим о каких-либо традиционных блюдах, понятно, что их не надо есть. Но как поступать, если речь идет о повелении из Торы? Например, на Пасхальном Седере, как известно, нам следует съесть определенной количество мацы и выпить четыре бокала вина. С одной стороны — мы должны это выполнить. С другой — у нас есть возможность выбрать «более легкий» вид того же продукта, оставаясь при этом в границах повеления. А в ситуации, если есть опасность значимого ухудшения состояния — может быть, удастся перейти на «символический» продукт.
Начнем с главного, с мацы, ибо есть ее на Пасхальном Седере — прямое указание Торы. Причем, это имеет не только качественное значение (допустим, откусить какой-то небольшой кусочек), но и количественное (надо съесть половину стандартной пластины фабричного производства). Более того. Согласно указаниям, записанным в Пасхальной Агаде, это количество нужно съесть трижды. Но что делать, если некто, съев такое количество мацы, будет испытывать недомогание (о проблемах, когда человек после этого сляжет, здесь не говорим, ибо в этом случае нам разрешается вообще отказаться от мацы)? Какие у нас есть возможности?
- Каждый раз съедать треть или, в крайнем случае, четверть плитки мацы (хотя минимальная норма для здорового человека — половина плитки, при том, что желательно съесть две трети или целую).
- Вместо мацы из пшеницы — использовать мацу из полбы (на иврите — космин) или из овса. Из опыта известно, что такая маца — легче для пищеварения, и многим людям, которые едят ее на Седере, удается избежать нежелательных последствий.
- Вместо 4-8 минут, за которые по правилам нашей традиции надо съесть обусловленное количество мацы, можно слегка растянуть это время — до 10-12 минут.
Теперь — о вине.
Существует несколько способов облегчения ситуации.
- Если проблема именно в вине, но не в винограде — можно перейти на виноградный сок. При необходимости его можно разбавлять водой, в пропорции один к одному. Но если можно без неприятных последствий выпить небольшое количество вина — лучше сделать это, разбавив его виноградным соком. Напомню, что стандартное количество вина, которое надо выпить во время Пасхального Седера четыре раза — 90 г. То есть в каждом стакане должно быть по 90 г.
- Если есть проблемы с виноградом и продукцией из него — в таком случае (и только в этом) виноградное вино или виноградный сок можно заменить кашерным для Песах, принятым в стране напитком. Это может быть, например, чай или кофе.
В своем письме вы упоминаете еще и марор. Это горькие травы (зелень). Так что совсем необязательно использовать на Седере тертый хрен.
Норма для здорового человека — полторы-две столовые ложки «с верхом» (если речь идет о траве — подразумевается, что примерно такое количество должно получиться, если ее размельчить или протереть, как хрен; желательно заранее, за несколько дней до Песах провести такой эксперимент).
При этом зелень совсем необязательно рубить или протирать (сказал это, исключительно для того, чтобы было понятно, сколько марора надо съесть).
В Израиле в качестве марора часто используют листья салата. Или тот же натертый хрен, смягченный, допустим, водой. Так что, в необходимом объеме будет намного меньше хрена. Если желудку и кишечнику все это, включая зелень, мало подходит (по медицинским показаниям, даже если речь не идет о серьезном недомогании или ощутимом дискомфорте) — количество марора можно уменьшить. До одной или даже до половины чайной ложки. Ибо в Торе — нет ни прямого, ни косвенного указания о количестве марора, который нужно съедать на Пасхальном Седере.
Напомню, что во время Пасхального Седера марор едят два раза: один раз — в чистом виде, второй — вместе с мацой (по указаниям в Пасхальной Агаде).
Отвечал рав Элиягу Эссас