Первый день Песаха в этом году выпадает на шаббат. Поэтому очередной недельный раздел Пятикнижия будет перенесен на следующую субботу. А вместо него во время утренней молитвы «Шахарит» в синагогах прочтут специальные отрывки из Торы, соответствующие теме праздника. После главной молитвы «Амида» («Восемнадцать благословений») и благодарственного праздничного гимна «Алель» вначале прочтут «Песнь Песней», которая аллегорически повествует о вечной любви между Б-гом и еврейским народом, выкованной именно в период Исхода. Затем настанет очередь отрывка из книги «Шмот», раздела «Бо», в котором говорится о ночи перед выходом из Египта, в годовщину которой мы уже сотни лет проводим пасхальный Седер. Раздел включает в себя описание десятой Египетской казни — умерщвление первенцев, подготовку к Исходу и заповедь «корбан-песах» — пасхальной жертвы. Вслед за этим разделом прочтут «афтору», дополнительный отрывок из Пророков, взятый из книги Иегошуа (гл. 3 и 5), в котором рассказывается о том, как сыны Израиля готовились к вступлению в Эрец-Исраэль после 40-летних скитаний в пустыне
***
Почему Тора заповедует нам есть мацу, а не хлеб на Песах, и почему жертва «Минха», которую приносили в Храм, включала в себя мацу, хотя и называлась «хлебной»?
Ответ таков. Мацу пекут из незаквашенной муки, когда тесто не успело взойти. Поэтому она символизирует смирение и скромность, те самые качества, которыми обладали сыны Израиля в период Исхода, и за которые Б-г выделил их как Свой избранный народ.
Ссылаясь на стих из раздела «Ваэтханан» в книге «Дварим» — «Чего хочет от вас Б-г кроме страха перед Ним?» (6:7), мудрецы объясняют в трактате «Хулин» Вавилонского Талмуда: «Именно потому что вы не возвеличиваетесь, а принижаете себя, Б-г желает вас и избрал вас из всех других народов…».
Далее в Талмуде приводятся примеры разных еврейских царей, которые демонстрировали смирение перед величием Б-га. Этим смирением они кардинально отличались от нееврейских царей, которым неограниченная власть кружила голову вплоть до того, что они воображали себя богами и даже пытались построить себе дворцы на небесах (часто пользуясь черной магией).
Мудрецы Талмуда говорили также, что Всевышний не желает находиться рядом с тщеславными людьми. И наоборот, чем скромнее человек, тем ярче он проявляет Б-жественное величие в своих поступках.
Песах как раз и учит нас этому. Главная цель египетского рабства, как писали мудрецы, состояла в том, чтобы приучить сынов Израиля к предельно скромному поведению в «тисках бедствия», чтобы они выработали в себе полную и безоглядную веру в Б-жественное провидение, полагаясь только на Всевышнего.
В заслугу этого смирения евреи, в конечном счете, перестали быть рабами других народов и царств, вышли на вечную свободу и добровольно возложили на себя ярмо Небесного царства.
Традиция учит, что тщеславные люди и гордецы судятся огнем. Вот почему хамец полагается сжечь в канун Песаха. Всякий, кто возносится над другими людьми, заслуживает быть сожженным в огненном пламени, которое автоматически поднимается к небу.
Традиция учит нас придерживаться золотой середины в проявлении всех своих качеств, не впадая в крайности. И только гордыню надо полностью изживать в себе, уничтожая ее без остатка. В трактате Мишны «Пиркей авот» прямо сказано: «Будь в высшей степени смирен, ибо конец человека — тлен» (4:4).
Теперь нам ясно, почему в Песах запрещено оставлять у себя даже ничтожно малое количество хамеца. Ни одной хлебной крошки не должно быть в доме еврея.
Комментаторы отмечают, что существует два вида мацы. Первый вид — это «хлеб бедности нашей, который отцы наши ели в Египте», и второй вид — маца свободы, которой они питались, когда выходили из рабства на волю.
Первый вид символизировал унизительный каторжный труд, на который их обрекали египетские эксплуататоры. А второй — смиренная готовность безропотно подчиняться всегда и во всем своему Небесному царю.
Зачем нужен посох?
«Так ешьте его (пасхальную жертву): чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посох ваш в руке вашей…» («Шмот», 12:11).
Зачем нужен был посох сынам Израиля перед уходом из Египта?
Ибн-Эзра (XI — XII вв., Испания) отвечает: Всевышний велел им взять с собой посох, чтобы погонять ослов. Согласно Мидрашу, каждый человек вывел с собой девяносто ослов, груженых «трофеями», которые они «одолжили» у египтян.
К тому же надо помнить, что после перехода через Красное море на берег выбросило останки утонувшего египетского воинства: великолепное убранство колесниц и много драгоценностей. И все это, в гораздо большем количестве, чем первоначально вынесенные трофеи, тоже досталось бывшим рабам. Как они справлялись с таким «багажом» в пустыне, невозможно объяснить. Уму непостижимо!
Из Египта ушел я
Составители Пасхальной Агады пишут, что «в каждом поколении еврей должен считать, что именно он вышел из Египта».
«Но зачем нужно так считать? — спрашивает рав Хаим Каневский, ведущий религиозный авторитет современного Израиля. — Неужели недостаточно одного знания о том, что наши предки вышли из египетского рабства?»
Прежде чем ответить на этот вопрос, рав Каневский привел отрывок из Талмуда (трактат «Брахот», 28b). В этом отрывке говорится, что в ответ на просьбу своих учеников дать им благословение, рабби Йоханан бен-Закай сказал: «Пусть ваш страх перед Небом будет таким же сильным, как и страх перед людьми!» «И это все?!» — поразились ученики.
«Алевай (если бы вы действительно могли это выполнять)!» — ответил рабби бен-Закай и добавил: «Если человек хочет согрешить, он, в первую очередь, старается, чтобы его никто не видел. Но ведь Б-г все равно видит его, и он знает об этом, нисколько не смущаясь».
Анализируя эту особенность человеческого характера, рав Каневский говорит, что есть два вида знания: фактическое (в мозгу) и инстинктивное (в сердце). Причем последнее из них сильнее первого. Поэтому Исход надо не только помнить своим разумом, но и заново «пережить» сердцем.
Эта идея хорошо сформулирована в следующем стихе из раздела «Ваэтханан» (книга «Дварим»): «Познай же сегодня (разумом) и прими сердцем своим, что Б-г — Г-сподь твой, на небе вверху и на земле внизу. Нет другого» (4:39).