Александр Непомнящий
Менее трёх недель осталось до того момента, когда миллионы граждан Еврейского государства отправятся к избирательным урнам, чтобы определить будущее страны. И, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что никогда ещё, по крайней мере за три десятилетия моей жизни в Израиле, предвыборные коллизии не были столь однозначно завязаны на одного единственного человека, отношение к которому, а вовсе не политические позиции конкурирующих лагерей и партий, в итоге определяют предпочтения едва ли не большинства израильских избирателей. Речь о Биньямине Нетаниягу, лидере партии Ликуд и премьер-министре Израиле на протяжении последнего десятилетия.
Я свой выбор уже сделал. Начну с того, что я не верю в коррумпированность Нетаниягу.
Нет, я вовсе не считаю его идеальным человеком или политиком. Напротив, будучи немного знакомым с внутренней кухней израильской политики вообще и партии Ликуд в частности, я знаю, вероятно, чуть лучше среднего жителя страны о личных недостатках премьера. Более того, я считаю, что лидер правого лагеря мог бы сделать значительно больше в сфере укрепления нашего суверенитета в Иудее и Самарии, равно как и для сокрушения диктатуры судейской олигархии, высокопоставленных чиновников и ангажированных СМИ.
Вместе с тем я абсолютно убеждён, что выдвигаемые против него подозрения — это откровенное политическое преследование, подменяющее легитимную (пусть даже и не всегда красивую, но остающуюся в нормативных рамках) политическую борьбу между конкурентами.
Левый лагерь не способен победить, пока правых возглавляет столь умный, дальновидный, осторожный, прагматичный и харизматичный политик. Поэтому они и пытаются дискредитировать его самого, равно как и его семью всеми возможными способами, вполне по-большевистски считая, что цель оправдывает средства. Заменив Нетаниягу на любого из сегодняшних лидеров Ликуда или правого лагеря в целом, левые, используя свои административные ресурсы, поддержку СМИ и судейской олигархии без труда сумеют заполучить власть над страной, чтобы продолжить свои безумные и опасные социалистические, утопические эксперименты, успешно торпедируя все разумные экономические, демократические и политические изменения, которые стремится развить нынешнее правое правительство.
Но даже если бы я вдруг получил бы неопровержимые доказательства того, что Нетаниягу помогал продюсеру Артуру Мельчину вовсе не потому, что тот на протяжении десятилетий выполнял деликатные и подчас опасные поручения и просьбы агентства внешней разведки — Моссад, а потому, что Мельчин дарил супругам Нетаниягу сигары и шампанское, если бы я внезапно поверил бы, что Нетаниягу всерьёз был готов пойти на сговор с медиа-магнатом Мозесом и закрыть дружественную ему успешно набирающую рейтинг газету, ради того, чтобы жёлтая пресса Мозеса стала меньше полоскать его имя, если бы даже я неожиданно узнал наверняка, что премьер использовал свои административные ресурсы для того, чтобы добиться лучшего освещения своих действий на сайте Валла, я всё равно продолжил бы его поддерживать.
И вот почему.
Я знаю, что то, в чём обвиняют, и я вновь подчеркну, на мой взгляд, совершенно ложно, Нетаниягу — это повседневная рутина израильской политической жизни, далёкой от мира розовых пони, из-под хвоста которых вылетают одни лишь радуги. Все до единого политики Израиля ловчат, стимулируя СМИ, чтобы получить лучшее освещение, продвигают интересы близких им людей и договариваются между собой вдали от внимания широкой публики.
Потому, что такова реальная политика. Другой нет. Ясно, что одни политики только так и умеют добиваться своего, другие же, напротив, чуть менее бессовестны и используют подобные приёмы значительно реже, к слову, именно к ним относится Нетаниягу просто потому, что он умный и осторожный человек, как правило способный достичь поставленные цели, не выходя за рамки принятых норм. Такова жизнь. И тем, кому хочется жить в идеальном мире стоит подыскать себе иной глобус.
Самым важным здесь является другое — насколько полезен и эффективен обществу тот или иной политик. Одни из них совершают все описанные выше плохие вещи лишь для того, чтобы увеличить своё благосостояние или потешить собственное эго. Другие же для того, чтобы в итоге сделать что-то полезное для страны и её жителей. Политика — это всегда манипуляции, недоговоренности и закулисные соглашения, порой чуть менее грязные, порой — чуть более. Вопрос в том, чего в итоге добиваются те или иные политики.
Я далёк от того, чтобы идеализировать Нетаниягу, считая будто все его действия абсолютно не продиктованы личными амбициями, стремлением войти в историю, добиться известности и т.д. (при этом, я совершенно убеждён в том, что захоти он личного обогащения, то очевидно предпочёл бы сферу частного бизнеса, а не минное поле политического лидерства в Израиле).
Вместе с тем, я вижу, что за три десятилетия моей жизни в стране, а из некоторого знакомства с историей и за всё время существования Израиля, Нетаниягу едва ли не самый успешный лидер Еврейского государства, добившийся необыкновенных успехов в экономической и дипломатической сферах, дальновидный и прагматичный реформатор, успешно превративший за последние десять лет бедную и относительно не развитую страну — зажатого во враждебное кольцо международного изгоя, экономически зависящего от далеко не всегда доброй воли лидеров Запада в ближневосточную державу, успешно интегрированную по всем экономическим показателям в список наиболее развитых и богатых стран мира. Во многих отношениях он действительно стал революционным (в хорошем смысле этого слова) лидером.
- Именно под его руководством Израиль превратился в одну из самых экономически эффективных стран в мире (Израиль второй год подряд занимает 8-е место в рейтинге «Самых влиятельных стран мира») с ВВП на душу населения впервые в 2017 году, превысившем отметку в 40 000 долларов США, резко увеличившись почти на 45% с того самого 2009 года, когда Нетаниягу был впервые переизбран после потери власти в 1999 году.
- Именно благодаря ему безработица в Израиле снизилась до 4%.
- Именно при нём впервые в истории (в 2018 году) страны рейтинговое агентство S&P повысило кредитный рейтинг Израиля с уровня А+ до АА-, то есть от уровня средней кредитной надежности до высокой. Что значительно уменьшило расходы государства Израиль, сократив расходы по выплатам международных финансовых обязательств.
- Именно он добился того, что уровень инфляция (то есть обесценивания денег) снизился до 0.8% в 2018 году и был почти нулевым с 2014 года.
- Именно он раньше многих предвидел растущую важность сферы кибербезопасности и инициировал её активное развитие в Израиле.
- Именно он сумел пробить и довести до конца проект добычи и экспорта газа, не только обогащающий экономику страны, но и ставший мощным инструментом израильской дипломатии.
- Во многом именно он стал тем, кто убедил весь мир в успешности и перспективности израильских инноваций и высоких технологий.
- Именно он сумел обеспечить в стране экономический климат, привлекающий всё больше иностранных инвестиций.
- Именно он резко сократил арабский террор с катастрофического уровня, «унаследованного» им со времён Рабина-Переса-Барака-Шарона. Более того, несмотря на отдельные вспышки, ему в значительной степени удалось довести террор до едва ощутимых масштабов, абсолютно несравнимых с тем, что царил при его предшественниках.
- Именно он с точки зрения внешней политики достиг замечательных успехов:
- Именно ему практически без потерь удалось сдержать враждебную активность Барака Обамы, несмотря на откровенную неприязнь последнего как к Израилю, так и к самому Нетаниягу.
- Именно у него получилось установить доверительные и эффективные рабочие отношения с Трампом и Путиным, и многими другими руководителями стран на всех континентах, стать уважаемым ими лидером и беспрецедентно поднять статус и имидж Израиля.
- Именно его требование борьбы с Ираном и его мнение о том, что именно Иран является главной угрозой стабильности и безопасности на Ближнем Востоке и в мире было принята американцами и постепенно перенимается другими странами, что говорит о его способности продвигать свои позиции и интересы Израиля даже когда кажется, что с ним никто не согласен. Ведь всего несколько лет назад его разговоры про иранскую угрозу многими в мире воспринимались как пустое занудство.
- Именно он сумел добиться беспрецедентного прорыва в отношениях с наиболее вменяемыми арабскими странами, убедив их в том, что сильный Израиль как партнер для них важнее, чем «палестинские братья», и, таким образом, сдвинув их предпочтения с палестинских арабов на Израиль. Доказательство тому – готовность умеренных арабских стран открыто признавать наличие сотрудничества с Израилем (недавняя конференция в Польше с участием Нетаниягу и лидеров ряда арабских стран, а также регулярные сообщения СМИ о сотрудничестве с арабскими странами, открытые визиты высокопоставленных израильтян в страны Персидского залива). Еще одно доказательство – прекращение осуждений Израиля за насилие во время беспорядков в Газе, молчание по поводу признания Иерусалима столицей Израиля, а также все чаще звучащие требования к палестинским арабам прекратить насилие против Израиля (мобилизация наиболее вменяемых стран в стремлении утихомирить ХАМАС).
- Именно он стал штурманом и проводником израильского «разворота» на восток, растущих отношений с восходящими экономиками Индии и Китая, все больше компенсирующими экономическую зависимость Израиля от всё менее симпатизирующего нам ЕС.
- Именно он сумел достичь выдающихся дипломатических успехов в Африке и Южной Америке. И в противовес нарастающим трудностям во взаимопонимании с западноевропейскими странами, инициировал сближение в отношениях с государствами Центральной и Восточной Европы.
Самое же главное:
Нетаниягу показал, что Израиль может добиваться успехов и признания в мире, не отступая и не уступая.
Именно поэтому, лично для меня предстоящий выбор совершенно ясен. Разделит ли эту позицию со мной остальной еврейских народ? Скоро мы это узнаем.
Март 2019
Не он отдал арабам Храмовую гору, но он сделал вокруг нее такой заговор молчания, что вообще неизвестно, можно ли будет ее вернуть еврейскому народу и Израилю. А так, «все хорошо, прекрасная маркиза…»