«Охота на ведьм, вендетта, грубейшая в истории травля президента. Так президент Дональда Трамп в течение двух лет громогласно называл российское расследование независимого прокурора. Сейчас Трамп и его союзники начинают видеть в этом нечто потенциально совсем другое: политическую возможность. Ожидая публикации материалов расследования Мюллера в любой день, президент все больше уверен, что этот отчет подтвердит то, на чем он все время настаивал, — отсутствие четких доказательств сговора России с его избирательной кампанией 2016 года». Так начинают свою статью корреспонденты агентства Associated Press Джонатан Лемайер и Мэри-Клэр Джалоник, продолжая, что президент и его советники обсуждают, как использовать отчет Мюллера для победы на предстоящих выборах.
Тем же занимаются демократы Конгресса, давно уверенные, что Роберт Мюллер поможет им пригвоздить Трампа к позорному столбу. Я вспомнил примерно такие же ожидания обеих сторон в июле 2016 года перед заявлением тогдашнего директора ФБР Джеймса Коми о квалификации действий Хиллари Клинтон, которая пользовалась частным сервером электронной почты, будучи в должности госсекретаря. Хиллари была соперницей Трампа на предстоящих в ноябре выборах, и демократы сокрушались, а республиканцы надеялись, что бравый республиканец Коми не подведет. Чего не произошло. На пресс-коференции 5 июля Коми от имени своего бюро заявил, что действия Хиллари Клинтон можно считать «крайне неосторожными», но оснований для предъявления ей уголовных обвинений нет. В октябре Коми написал Конгрессу, что ФБР возобновляет расследование «сервергейта», обнаружив новые «емельки» в компьютере мужа Хумы Абедин, помощницы и конфидентки госсекретаря Хиллари Клинтон. За два дня до выборов Коми объявил, что ФБР не нашло новых доказательств вины Хиллари, но 4 ноября она проиграла. Затем Коми возглавил расследование возможности сговора предвыборного штаба Трампа с Россией, в мае 2017 года Трамп его уволил, и тогда же этим расследованием занялся бывший директор ФБР Роберт Мюллер, а правый Коми подался в левые критики Дональда Трампа и от обиды не него написал книгу «Высшая степень преданности».
Надежды на результаты этого расследования тлели в ожидании нового предвыборного пламени, и в прошлый четверг Палата представителей 420 голосами при 4 воздержавшихся приняла резолюцию, призывающую обнародовать итоги расследования, проведенного спецпрокурором Робертом Мюллером. Как уточнила газета The Washington Post, «призывающая» — это не «обязывающая», но каких-то действий министра юстиции Уильяма Барра, которому подчиняется Мюллер, следует ожидать. Как написали корреспонденты «АР» Лемайер и Джалоник, «никто точно не знает, что скажет Мюллер, но Трамп, его союзники и члены Конгресса пытаются спроецировать динамику последствий». По одному сценарию, который авторы называют «совершенно неправдоподобным», президент должен в любом случае использовать результаты расследования Мюллера, выставив независимого прокурора как пример негодных попыток перестараться, а себя как жертву этих попыток, которой удалось доказать свою невиновность.
Даг Коллинс, старший республиканец в юридическом комитете Палаты представителей, на прошлой неделе выразил мнение, что если в докладе Мюллера не окажется ничего порочащего президента, то «лед тронется». В свою очередь, председатель этого комитета, демократ Джеральд Надлер сказал, что там сговор Трампа с Россией рассматривают «намного шире», чем Мюллер. Его коллега-однопартиец Адам Шифф, возглавивший комитет по разведке, тоже считает, что Роберт Мюллер много чего недоглядел и в частности не заинтересовался Deutsche Bank, который ссужал Трампа миллионами долларов. Комитет Шиффа совместно с комитетом Палаты представителей по финансовым услугам интересуются, уж не отмывал ли Дональд Трамп деньги своими зарубежными финансовыми сделками. К сговору с Путиным это отношения не имеет, но для предвыборной борьбы за Белый дом хороши все средства». У нас отдельная, независимая и важная ответственность, — заявил законодатель Адам Шифф о своей ветви власти. — Это объяснить стране, что произошло».
Если отчет Мюллера не установит за Трампом ничего преступного, пишут корреспонденты АП, его труды не пройдут даром, и независимый прокурор отправил на скамью подсудимых 34 человека, включая 6 помощников Трампа и три корпорации. Его следователи установили незаконные попытки России влиять на наши выборы 2016 года, и хотя Трамп там ни при чем, написали Джонатан Лемайер и Мэри-Клэр Джалоник, «связанные с его кампанией люди пытались использовать украденную у демократов электронную переписку». Это, конечно, передернутая информация, но сегодня наши основные СМИ, куда, несомненно, входит Associated Press, славны тем, что сообщают не столько факты, сколько мнения.
На случай, пишут корреспонденты АП с обычной ссылкой на анонимные источники, если доклад Мюллера не приведет Трампа в восторг, он уже сообщил своим ближайшим окруженцам, что через твиттер и интервью будет издеваться над выводами, сетовать на стоимость расследования и изображать его как попытку помешать его курсу. «Этому помогут избирательная кампания (Трампа) и группы его поддержки, — продолжают авторы статьи АП, — а его советники ожидают, что консервативные СМИ, включая Fox News, станут эхом. Массированная атака на результаты расследования, изображенного как провалившийся государственный переворот, может стать ядром предвыборных мероприятий Трампа».
Один из самых стойких сторонников президента, бывший спикер Палаты представителей Ньют Гингрич, сказал, что, если выводы Мюллера окажутся в пользу Трампа, у демократов Палаты представителей не останется оправданий. «У них есть доклад, — сказал Гингрич в интервью АП, — у них был парень, который по их же просьбе его составил и который обладал для этого полной властью федерального правительства, и, тем не менее, они не смогли добраться до президента. Трамп может сказать: «Вот доклад. Я не уволил Мюллера, я не мешал ему. Если хотите продолжать расследование, вы просто покажете, что это чистая партизанщина». По-английски это русское слово означает не вольницу, а наоборот, партийную однобокость. Другой сторонник президента конгрессмен Марк Медоуз в своем твите еще в феврале написал, что демократы «продолжат расследование, если Мюллер не найдет то, что им нужно. Поразительно». И чуть погодя добавил: «Их тема меняется. Так называемый русский сговор разваливается, и они это знают».