Рон Кампеас
ВАШИНГТОН (JTA). Лучшее, что могут сделать все заинтересованные стороны, кроме израильтян и палестинцев, когда администрация Трампа раскрывает свой «мирный план», – это оказывать поддержку, сказал главный переговорщик Трампа. И ничего больше.
«Это действительно зависит от израильтян и палестинцев; именно им придётся смириться с последствиями этого плана»,
– заявил Джейсон Гринблатт в интервью Еврейскому Телеграфному Агентству во вторник в своём кабинете поблизости от Белого дома.
Гринблатт сказал, что он надеется, что страны, непосредственно не участвующие в этих переговорах, «сосредоточатся на добре и увидят возможности более светлого будущего». И если обе стороны готовы включиться в создание мирного процесса, они будут теми, кто решит эти сложные вопросы».
Его призыв прозвучал в конце интервью, подчеркнув его значимость. В прошлом стороны, непосредственно не вовлечённые в израильско-палестинский конфликт, срывали и даже деликатно уклонялись от переговоров, зачастую из-за камня преткновения – Иерусалима.
Гринблатт подтвердил, что план не увидит свет перед выборами в Израиле 9 апреля, но не установит предельный срок, по истечении которого он будет опубликован.
По совпадению или нет, Гринблатт и зять президента Дональда Трампа, Джаред Кушнер, который берёт на себя инициативу по этому плану, усердно ухаживали за двумя группами, которые срывали достижение компромисса в Иерусалиме в прошлом – еврейские организации США и арабские и мусульманские страны – союзники США.
Гринблатт часто выступает вместе с еврейскими группами на их конференциях, не пропуская брифинги. Он и Кушнер только что представили мирный план шести странам Ближнего Востока.
Сообщается, что часть их акций суннитским арабским государствам финансируется для палестинцев. Конгресс же и администрация Трампа сократили практически всю чрезвычайную помощь палестинцам.
Гринблатт в интервью не будет рассматривать вопрос о том, запрашивала ли администрация Трампа тему финансирования арабскими государствами, но он снова подчеркнул, что экономическая безопасность имеет решающее значение.
Мы разработали экономический план в дополнение к политическому плану, который важен не только для того, чтобы сделать его успешным, но и для того, чтобы у них была такая жизнь, которую они заслуживают – как израильтяне, так и палестинцы», – сказал он. — «Экономический план имеет важное значение для любого успеха политического плана».
Палестинские лидеры скептически относятся к экономическому стимулу, обещанному администрацией Трампа, говоря, что это дымовая завеса для того, чтобы заставить палестинцев отказаться от государственности и Иерусалима.
Гринблатт отверг эти спекуляции как контрпродуктивные и сообщил, что он передавал свое сообщение – через Twitter, посредством других компьютерных средств – «рядовым» палестинцам, даже когда руководство остаётся в стороне.
Это позволяет нам сделать прямой вывод, когда люди неверно характеризуют наши позиции», – подчеркнул он.
«Они могут не соглашаться с нашей политикой, но они очень благодарны за отзыв администрации. Несмотря на то, что палестинское руководство не заинтересовано во взаимодействии, палестинский народ в нём очень заинтересован, и мы ведём продуктивные дискуссии с теми, кто занимается мирными переговорами».
Его последняя нота олицетворяет собой старое дипломатическое клише «осторожный оптимизм».
Мы представим план, который будет справедливым, реалистичным и осуществимым, и нечто таким, что может значительно улучшить жизнь израильтян, палестинцев и всего ближневосточного региона», – сказал Гринблатт. —
«Конечно, здесь должны быть компромиссы – обе стороны не могут достичь всеобъемлющего мирного соглашения без компромиссов. Посмотрим, сможем ли мы достичь этого».
В прошлом Иерусалим часто был проблемой, привлекающей внимание третьих сторон.
В 1995 году Американский комитет по связям с общественностью Израиля (AIPAC) успешно выступил за принятие закона, в соответствии с которым город Иерусалим был признан столицей Израиля, к большому ужасу тогдашнего израильского премьер-министра Ицхака Рабина и тогдашнего президента США Билла Клинтона, которые хотели, чтобы «процесс Осло» сохранял пространство для маневра.
В 2000 году арабские и мусульманские лидеры предупредили тогдашнего президента Палестинской автономии Ясира Арафата о том, что его согласие на это подвергает Иерусалим опасности, что помогло подорвать, а затем и убить – переговоры в Кэмп-Дэвиде. Саудовская Аравия, которая контролирует два главных святых мусульманских места, не одобрила бы компромисс в отношении Иерусалима. Однако теперь чиновники администрации Трампа сделали саудовцев ключевым союзником в реализации этого плана.
А в 2007 году, после того как администрация Джорджа Буша-младшего начала переговоры в Аннаполисе, тогдашний премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт обрушился на проеврейские группировки США, которые предостерегали его от раздела и совместного проживания с арабами в Иерусалиме.
Если Иерусалим будет проблемой и на этот раз, президент США будет действовать по-другому. Президент Дональд Трамп полностью изменил политику своих предшественников и признал город столицей Израиля, перенеся в прошлом году посольство в Иерусалим.
Палестинские лидеры возмущены этим шагомТрампа и не разговаривали с Гринблаттом более года.
Гринблатт заявил в своём интервью, что «все основные вопросы» будут учтены в предстоящем плане, хотя он не стал бы вдаваться в подробности. Согласно общепринятому пониманию этого термина, «основные вопросы» будут включать Иерусалим, палестинскую государственность, границы и палестинских беженцев.