Книга «Ваикра» — третья в Пятикнижии. Ее называют также «Торат-коаним», учение священников, поскольку она содержит законы храмовой службы и жертвоприношений, относящиеся к функциям коэнов из колена Леви (отсюда ее христианское название «Левит»).
Призвав Моше из Шатра Откровения (Мишкана), Б-г сообщает ему общий порядок храмовых жертвоприношений. Первая категория жертв называется «олот», жертвы всесожжения. Животное (обычно быка) приводят к входу в Мишкан, и хозяин возлагает руки на его голову. Затем быка закалывают, и дежурный коэн окропляет его кровью жертвенник. С животного снимают шкуру, вынимают внутренности, разрезают тушу на части и раскладывают на огне жертвенника. Так же обрабатывают и жертвы всесожжения из мелкого рогатого скота и птиц. Далее описаны различные виды «хлебных даров» («менахот»), которые готовят из муки, растительного масла и ароматных веществ. Часть из них сжигали на жертвеннике, часть отдавали для еды коэнам. Запрещено добавлять в хлебные дары закваску и мед. Следующая группа жертвоприношений — «шламим», мирные жертвы, для которых также используют быков, овец и коз. В отличие от «олот», эти жертвы частично сжигают и частично съедают. Нельзя употреблять в пищу кровь и определенные виды животных жиров — «хелев». Далее описаны жертвоприношения, искупающие преднамеренные грехи, совершенные первосвященником, всей общиной, ее руководителями и рядовыми членами. Приведены детали грехоочистительных жертв, искупающих лжесвидетельство в суде, невыполненные клятвы, нарушение законов ритуальной чистоты и другие прегрешения. Каждое жертвоприношение должно сопровождаться искренним раскаянием и дополняться, если необходимо, возмещением материального ущерба. Если у виновного нет денег для покупки жертвенного животного, разрешается заменить его более дешевым хлебным даром. В конце раздела описаны жертвы, которые должны приносить люди, случайно злоупотребившие святыней или доверием ближнего, либо совершившие другой грех по неведению.
***
Ближайшая суббота называется «Шаббат Захор», потому что в этот день во время утренней молитвы «Шахарит», сразу после недельного раздела Торы прочтут специальный отрывок из Пятикнижия, начинающийся со слова «захор» — Помни!: «Помни, что сделал тебе Амалек…».
Перед Пуримом, который будет отмечаться в конце следующей недели, нам заповедано вспомнить о наших злейших врагах амалекитянах, от которых произошел злодей Аман, пытавшийся истребить евреев Персидской империи. Память об Амалеке — это заповедь из Торы. Мы не мстительный и не злопамятный народ. Но бдительность тоже не помешает, тем более что потомки Амалека досаждают нам и поныне.
Горсть муки
Есть ли связь между сегодняшним разделом «Ваикра» и приближающимся Пуримом? Конечно, есть.
Когда Аман пришел к своему лютому врагу еврейскому мудрецу Мордехаю, чтобы по специальному указу Ахашвероша воздать ему царские почести: одеть в великолепные одежды и провести по улицам верхом на царском скакуне, тот был погружен в изучение законов жертвоприношений в Иерусалимском Храме. «Что ты читаешь?» — поинтересовался Аман.
«Я учу законы «кемица»: как брать горсть муки и возлагать ее на жертвенник для сожжения, — ответил Мордехай. — Когда стоял наш Храм, человек, приносивший хлебный дар, получал искупление за совершенные грехи».
«Получается, — огорченно сказал Аман, — что твоя горсть муки перевесила мои 10 тысяч кикаров серебра (внесенных Аманом в царскую казну за право истребить евреев Древней Персии)».
***
В разделе «Ваикра» описаны жертвоприношения, которые совершались в переносном Храме, Мишкане.
Храм, переносной и впоследствии стационарный в Иерусалиме, занимал центральное место в жизни еврейского народа. Здесь совершались жертвоприношения не только общественные — от всего народа, но и от отдельных людей. В других местах запрещалось приносить жертвы. Жертвы были разных видов: из крупного рогатого скота, овец и коз, птиц (в основном, голубей), «хлебные дары».
Цель у них была тоже разная: жертвы повседневные, праздничные, благодарственные, искупительные за совершенные грехи. Любую грехоочистительную жертву полагалось дополнять искренним раскаянием и компенсацией ущерба, если таковой имел место. Иначе жертва не засчитывалась, и грешнику грозило Б-жественное воздаяние по принципу «мера за меру».
Речь здесь идет о таких прегрешениях, которые не подпадали под юрисдикцию суда мудрецов, Санхедрина. Например, если человек случайно нарушил шаббат — перепутал дни или не знал, что действие, которое он совершил, запрещено в субботу, — он приносил грехоочистительную жертву «хатат».
Если же он нарушал шаббат преднамеренно, то в результате тщательно разработанной и описанной в Талмуде следственно-судебной процедуры (при наличии обязательных двух свидетелей, официального предупреждения и пр.) суд приговаривал его к побиению камнями. Впрочем, до казни дело доходило крайне редко.
Сегодня, в отсутствие Храма, функцию жертвоприношений и храмовой службы нам заменяют молитвы, «служение сердца», а средством искупления грехов стали личное раскаяние, иногда «штраф» (совершив, например, ошибку в соблюдении субботы, религиозный еврей дает крупное денежное пожертвование для бедных или на общественные нужды), а также молитвы в Йом-Кипур.
Местная связь
«И призвал Б-г Моше…» (1:1). РАШИ объясняет: глас Б-га был громким и очень внятным, однако никто кроме самого Моше не мог услышать его, даже если бы стоял рядом. Когда Б-г говорит, Его слова не распространяются во все стороны обычными звуковыми волнами, а передаются по определенным каналам связи, которые Он же сам и выбирает, и, в результате, попадают в уши того человека или тех людей, которые должны их услышать. Только их, и больше никого.
В прежние времена эту мысль было трудно понять, пока не изобрели телефон. Сегодня каждый ребенок понимающе кивнет, когда услышит сей комментарий.
Кстати, о телефоне. Рассказывают, что однажды главный раввин Израиля посетил Папу римского в его резиденции в Ватикане. Увидев красный телефонный аппарат на рабочем столе Папы, раввин поинтересовался его назначением.
— Это прямая линия с Б-гом, — ответил Папа.
— Сколько стоит минута связи?
— Сто долларов.
В другой раз, когда Папа совершил поездку на Святую землю и нанес ответный визит Главному раввину в Иерусалиме, он увидел на его столе такой же красный телефон и спросил, для чего он используется.
— Для прямого контакта с Б-гом, — ответил Главный раввин.
— Сколько стоит минутный разговор?
— Полшекеля.
— Всего-то!? — удивился Папа. — Почему так дешево?
— Так ведь у нас это местная связь…
Не проходите мимо
«И вынесет он (первосвященник) быка из стана, и сожжет его, как сжигает он быка, предназначенного в грехоочистительную жертву, это грехоочистительная жертва общины. Если же вождь согрешит…» (4:21-22).
Сразу же после жертвы общины описана жертва руководителя нации. Такое соседство в тексте сегодняшнего раздела не случайно. Оно учит нас, что вина за грех общины лежит, в первую очередь, на ее предводителе, который должен был остановить людей, призвать их к ответу, но не сделал этого. Отсюда мы делаем вывод, пишет Баал а-Турим, рабби Яаков Бен-Ашер, Германия-Испания, XIII — XIV вв., что нам нельзя равнодушно относиться к грехам других евреев. Грешников надо укорять, указывать на их ошибки и проступки. Иначе их вина распространится и на нас.
В Талмуде (трактат «Шаббат», 55а) прямо сказано: хотя мудрецы эпохи гибели Храма не были лично виновны в тяжких грехах, совершавшихся простыми людьми, Всевышний велел ангелу отметить их первыми для наказания — именно за то, что они молчали и не пытались образумить грешников.