Эта тема меня давно интересовала. Любили наши длинноносые посидеть перед табличкой очередного чемпионата и посчитать долю «инвалидов пятого пункта». Выходило, помнится, процентов 50 — 60. Расчёты эти, как и по лауреатам в музыке и физике, были вполне нормальной реакцией на «второсортность». В духе: «Зато мы делаем ракету и покоряем Енисей!»
Почти целый век, где-то с 1880-х по 1970-е, действительно прошёл при еврейской в шахматах гегемонии. Прежде — в европейском (а значит, «официальном») списке «некоронованных чемпионов» евреев нет: Греко, Леонардо, Филидор, Дешапель, Петров, Лабурдоне, Мак-Доннель, Сент Аман, Стаунтон, Андерсен, Морфи, Блекберн… А ближе к концу XIX — взрыв. Первые чемпионы мира — евреи: Стейниц и Ласкер, после перерыва (на Капабланку, Алёхина и Эйве) — Ботвинник, Смыслов (Василий Васильевич хоть и верующий христианин, но мама…), Таль. Снова перерыв на Спасского и Петросяна — и Фишер, про кого мы в прошлый раз мило ворковали. Ну и куча претендентов: Зигберт Тарраш, Давид Яновский, Акиба Рубинштейн, Арон Нимцович, Мигель Найдорф, Сало Флор, Сэмми Решевский, Рубен Файн, «советская школа»: Бронштейн, Болеславский, Тайманов, Штейн, Геллер, Полугаевский, Белявский, Гельфанд… Даже ваш малопочтенный автор кое-где отметился.
Засим, за самым, пожалуй, в шахматной истории нахрапистым антисемитом Фишером (считая в других и бывшего диссидента, а ныне подписанта письма 5000 Спасского, и автора публикаций о вреде всяческого еврейства Салова, и немецких мастеров — офицеров Второй мировой…) — евреи — мировые чемпионы снова кончились. Если, конечно, не считать папу Каспарова, дедушку Карпова, папу Халифмана и сплетни про Ананда и Крамника.
Доминировали мы тоже не так уж ровненько. Можно объяснить, например, частичное снижение роли евреев в шахматной элите в 20 — 30-е годы ужасами Первой мировой, прокатившейся боями и высылками по всей области еврейских городков и местечек Восточной Европы. По местам главных еврейских «шахматных центров». Чувствительный и замкнутый лодзинец Акиба Рубинштейн, «железный Акиба», первый в общем мнении кандидат на роль чемпиона, после войны постепенно вышел из элиты, а последние свои десятилетия доживал в польской лечебнице для душевнобольных. Насмотрелся… Сало Флор из Чехословакии, в Первую мировую потерявший братьев, удержался, вышел в «шахматные Наполеоны» (он официально избран перед началом Второй мировой главным претендентом на матч с чемпионом мира Алёхиным) — и сломался на Второй. Вскоре после Холокоста от практической игры отошёл. Травмированная психика сверхнагрузки «чемпионских шахмат» с трудом держит… Послевоенный всплеск «еврейского лидерства» был в основном за счёт тех из Союза, кто спасся и выжил в эвакуации. А прочая Европа сгорела….
И всё-таки, почему мы сегодня не доминируем? Конечно, поныне роль нашего брата (сестры) в элите заметна: Свидлер, Раджабов, Аронян, Юдит Полгар, Гельфанд, Смирин… — но «гегемонией» не пахнет, просто, как и вообще с середины 70-х, сильные игроки-евреи среди других сильных. Причём процент евреев среди гроссмейстеров ниже, чем, скажем, в 50 — 60-е, на порядок. А израильские шахматы, несмотря на сотни тысяч репатриантов из «доисторической» и неплохие школы для молодёжи (беэр-шевская, тель-авивская, ришон-ле-ционовская) — всё же с российскими и украинскими даже периода «разброда и шатаний» в «метрополиях» сравнить нельзя. Чтобы увидеть происходящее в перспективе чуть понадёжней сиюминутной, затронем историю.
Собирая материал для исторических глав своего «Тысячелетнего мифа шахмат», приоткрыл я как-то книжицу польского журналиста Ежи Гижинского «С шахматами через века и страны». Помните, толстенная такая штуковина (убить можно!) сероватого оттенка, спереди дядя на слоне восседает? После середины 50-х она — почти непременная принадлежность каждого «интеллигентного дома». Перерыл автор большую и беспорядочную кучу информации. Ну и полюбопытствовал я между делом, что там про «устарелых и закаменелых». Нашлась одна фраза: «800 лет назад два еврея, Абн Азра и Абн Ехиах, написали книгу, восхваляющую шахматы». «Абн Азру» я сразу раскусил как Ибн Эзру, комментатора Торы, каббалиста, астронома, поэта… А дальше? О чём речь — без полбанки не поймешь! Покопался я, в частности, в трёхтомной академической энциклопедии «Евреи в шахматах», изданной в Англии в 1990-е. Да, был такой мудрец, законоучитель и писатель: Ибн Яхья, всего лет через 100 после Ибн Эзры. Ибн Эзра и вправду написал гениальную поэму — «Песнь о шахматах» (мы с дочкой её перевели на русский и поместили в книгу), а Ибн Яхья действительно создал серьёзное историческое исследование о шахматах (англичане его приводят в ивритском факсимиле и прижизненном переводе на латынь). М-да…
И это — стандартный уровень знаний о роли евреев в мировой культуре, в массовом сознании массовой же информацией закреплённый! Оно в чём-то и неплохо: чем меньше о нас знают, тем зачастую меньше ненавидят и завидуют. Плохо же то, что этот уровень отношения к своему народу, к его традиции восприняли многие «европейски» и «азиатски» воспитанные современные евреи…
Многими делами наши предки занимались на «весьма высоком» (в системе оценок остального мира) уровне: философия, математика и астрономия, медицина, торговля и финансы, музыка… В этом ряду — и шахматы, многократно нашими мудрецами обсуждаемые (и чаще восхваляемые): Рамбамом, рабби Иегудой Галеви, Ибн Эзрой, Рамбаном… Однако не всё подчёркивает «объективная дама-история» в своих анналах. В норме мир бывал довольно жёстко разделён: политически, религиозно, национально, языками, цеховыми или кастовыми заборами. В европейской культуре обычно упоминаются те еврейские учёные-гроссмейстеры, кто в круг внимания историков-популяризаторов попадал. Известно, например, что в Испании периода мусульманского владычества и несколько позже (практически, до самого изгнания в 1492-м), евреи играли в шахматы много и неплохо «котировались». При дворе короля-шахматиста Альфонсо Х. Мудрого, создателя знаменитой Шахматной академии, находилось множество евреев — учёных, бизнесменов, политиков… Однако об их матчах с испанскими чемпионами я не читал. Дело, видимо, не только в том, что большинство евреев держались несколько обособленно, без необходимости «не высовываясь» за пределы общины (безопасней!). И что даже те, кто в мантии, в модную гонку «а ты быстрее, выше, сильнее?!» включались не очень охотно. В следующие эпохи, при Реконкисте и в годы главенства инквизиции в особенности, нелояльные упоминания о доброй роли и успехах «врагов Христовых» последовательно вымарывались. Хотите поновее аналоги? Полистайте «исследования» историков-нацистов или нынешних древневедов российского «национального лагеря». Несколько фактов.
В VIII — XII веках шатранг — главный, видимо, «предок» современных шахмат, был в арабском халифате и окрестностях «игрой мудрецов», буквально мерилом культуры человека. А как иначе он будет управлять государством? Среди известных его героев — чемпион второй половины IX и начала X века (до 905-го) еврей Аль Мааварди, филолог и философ. Кажется, он дольше всех в истории владел титулом чемпиона мира (!), хотя из-за обрывочности исторических сведений это трудно уверенно утверждать. Арабская (далее европейская) историческая традиция его не то чтобы замалчивает, но особо не акцентирует. В отличие от следующего чемпиона, 20-летним победившего старика, принца Абу Бахья Мухамада Бен Яхья ас-Сули — героя множества книг и легенд, «символа шатранга»…
Судя по появлению периодически евреев-авторов (типа знаменитого «итальянца» Луссены, автора популярнейшего учебника всей эпохи Возрождения), а тем более по упоминаниям в еврейской классике — игра среди носителей «Моисеева Закона» жива и популярна. Рав Герцог, второй Главный раввин Государства Израиль, написал любопытную статью, собрав известные законоположения и постановления мудрецов касательно шахмат. В ней — материал практически изо всех столетий (начиная с XI века, помнится). Вавилонский Талмуд шахматы обсуждает дважды, а это не позднее VI века…
В завершение — пара позиций для решения из практики «субъектов статьи».
В. Стейниц — М. Чигорин
Гаванна, 1892, 4-я партия матча
Ход белых.
Ответ — с. 70
Продолжение следует