Д-р Мартин Шерман
Создатели партии «Бело-голубых» надеются привлечь к себе избирателей, подчёркивая то, что в их команду входит целых три бывших начальника генерального штаба Армии обороны Израиля. Вот только не стоит забывать о том, что каждый раз, когда израильские высшие военные чины уходили из сферы своей компетенции (обеспечения безопасности) в политику, то есть область, где у них нет никакого реального опыта, это всегда заканчивалось катастрофой.
«Самая большая трагедия израильско-палестинского конфликта заключается в том, что все знают, чем он закончится. Мы поделим регион. Израиль вернёт большую часть Западного берега, и палестинский флаг будет развеваться на общественных зданиях в Восточном Иерусалиме … Единственный вопрос без ответа — сколько ещё людей погибнет на этом пути. А потому мы будем бороться с экстремистами с обеих сторон, включая наших экстремистов — поселенцев», Яир Лапид, Der Spiegel , 8 мая 2008 г.
«Нам не следует разочаровываться в Асаде… Израиль стратегически заинтересован в отдалении Сирии от экстремистской оси, которую возглавляет Иран. Сирия не потеряна, Асад получил западное образование и не является религиозным человеком. Он все ещё может примкнуть к умеренной группе», — генерал-лейтенант (в резерве) Габи Ашкенази, начальник генерального штаба Армии обороны Израиля, «Гаарец», 13 ноября 2009 г.
Пару недель назад на Израиль обрушилась сенсационная политическая новость — партии Бенни Ганца и Яира Лапида объединились в новую партию под названием «Бело-голубые».
Несуразная партия
Тогда же мы узнали, что третий бывший начальник генштаба израильской армии, Габи Ашкенази, присоединится к двум другим: Моше (Буги) Яалону и самому Ганцу в рядах только что сформированного политического альянса.
Даже самый поверхностный взгляд на состав нового союза Ганца-Лапида позволяет заключить, что речь идёт о крайне несуразном (возможно, кто-то более прямолинейный, даже скажет «порочном») политическом образовании.
Речь, отнюдь, не идёт о структуре, сформированной вокруг определённой идеи, интеллектуального кредо или хотя бы какого-нибудь консенсуса, пусть даже самого поверхностного, в одной из социально-политических или стратегических повесток дня.
Нет. За центростремительными силами, смявшими все эти разрозненные компоненты в единый «бело-голубой» комок, трудно усмотреть что-либо помимо неприятия Нетаниягу. Одни, похоже, затаили на него злобу из-за оскорбления, которое, по их мнению, он нанёс им в прошлом, другие же, кажется, питают к нему отвращение на личном уровне, но не из-за существенных разногласий в политике.
Именно поэтому, в одной политической структуре мы обнаруживаем лидера профсоюзов наряду с борцом за рыночную конкуренцию, сторонников, по крайней мере, на словах ястребиной политики вместе с традиционно левыми голубями. Соответственно, трудно ожидать какую-либо сплочённость и целеустремлённость в этих разношёрстных партийных рядах в отношении всего обширного разнообразия тем, которые неизбежно возникнут после выборов — будь то сфера безопасности, дипломатия или социально-экономические вопросы, безотносительно того, обнаружат ли «Бело-голубые» себя в правительстве или на оппозиционных скамьях.
Сравнение боевого опыта Нетаниягу и Лапида
Вместе с сообщением о создании единого фронта Ганца-Лапида было объявлено и то, что, если партия возглавит правящую коалицию, то сначала кресло премьер-министра займёт Ганц (до ноября 2021 года), а затем Лапид.
В этой связи, надо полагать, отставному генералу Ганцу остаётся лишь пожалеть о своих недавних весьма неуместных выпадах по поводу военных заслуг Нетаниягу. В конце концов, нынешний премьер-министр служил в одном из самых элитных спецподразделений Армии обороны Израиля — знаменитом спецназе генштаба, принимая участие во множестве дерзких операций в тылу врага, и даже был ранен.
Неудивительно, что соратники Нетаниягу, в том числе и бывший глава Службы общей безопасности (ШАБАК) Ави Дихтер, служивший вместе с ним в этом подразделении, выступили в защиту премьера, решительно отразив, мягко говоря, неумную попытку Ганца так неуклюже уколоть своего политического конкурента.
Однако, куда забавнее теперь то, что столь опрометчиво высмеяв более чем заслуженное боевое прошлое Нетаниягу, Ганц подставил своего компаньона и предполагаемого преемника Лапида, под гораздо более уместное осуждение.
Ведь, несмотря на то, что Лапид был в отличной физической форме, он решил в своё время избежать службы в боевых частях, «разделив бремя» военной службы в качестве репортёра армейского журнала «Бамахне», которую вряд ли можно назвать одной из самых трудных и опасных армейских должностей. К слову, должности, заложившей также, причём за счёт налогоплательщиков, основу для его последующей успешной журналистской карьеры.
Иными словами, личная история Лапида явно подрывает, придавая неубедительность (если не сказать лицемерную лживость), его моральному праву пронзительно и непрерывно пенять ультроортодоксам на то, что те, мол, избегают «разделять бремя» армейской службы. То есть озвучивать позицию, которая остаётся едва ли не основной в его политическом кредо с тех пор, как в 2013 году он вступил в большую политику.
Более того, в контексте предвыборных усилий «Бело-голубых» избранная Ганцем против Нетаниягу тактика, превращает теперь его компаньона и кандидата на кресло премьер-министра Лапида, полностью лишённого какого-либо опыта в военных вопросах и вопросах безопасности, в куда более уязвимую мишень для аналогичных ответных атак.
Полное отсутствие доверия
Однако справедливое распределение бремени военной службы, вовсе не является единственным вопросом, в котором Лапид продемонстрировал полное отсутствие доверия к себе.
Рассмотрим, для примера, его резко противоречащие друг другу публичные заявления по Иерусалиму. Вначале, формируя свой политический имидж и надеясь заручиться солидной поддержкой слева, он выразил категорическую поддержку разделу столицы, с одобрением прогнозируя «палестинский флаг над общественными зданиями в восточном Иерусалиме».
Однако, окунувшись в политику, Лапид счёл подобную риторику электорально бесперспективной и приложил колоссальные усилия для того, чтобы завуалировать свои озвученные ранее левые позиции.
Внезапно его взгляды на Иерусалим претерпели ястребиные метаморфозы – неделимость столицы стала неожиданно гораздо важнее любой модели разрешение конфликта с палестинскими арабами. Всего несколько лет спустя после своих пожеланий увенчать иерусалимские здания флагами ООП, он заявил, что
«Иерусалим — это не просто место, но основополагающая концепция израильской идентичности и наш самый фундаментальный дух … Мы не станем делить Иерусалим. Неважно, что произойдёт. Если это в конечном итоге означает, что не будет никакого разрешения [конфликта], так пусть не будет никакого разрешения. Страны не ведут переговоры о своей столице… ».
Вопрос же, с которым остались израильские избиратели: кому верить? Лапиду «А» или Лапиду «Б»? Или же ни одному из них?
Двуличие и лживость
Точно так же претерпело кардинальные изменения и отношение Лапида к одностороннему размежеванию с сектором Газы. Более того, без малейшей тени смущения Лапид цинично признал собственное бессовестное коварство в прошлом.
Незадолго до начала осуществления «Размежевания» 2005 года в своей популярной пятничной колонке в ежедневной газете «Едиот ахаронот», благодаря которой он собственно и приобрёл большую часть своего политического капитала, Лапид выразил безграничный энтузиазм по поводу «программы размежевания». В статье (24.6.2005), озаглавленной «Противникам размежевания», он написал:
«Это [размежевание] кажется здесь единственной перспективой нормальной жизни», почти впрямую угрожая гражданской войной своим противникам, если те преуспеют в попытках помешать осуществлению плана.
Но уже год спустя (13.10.2006 г.), когда катастрофический провал одностороннего отступления и депортации евреев из сектора Газы стал очевиден во всей своей ужасающей ясности, тот же самый Лапид написал статью «То, чего нельзя было сказать во время размежевания», без всякого сомнения, стоящую прочтения. Именно там, он с поражающим воображение цинизмом признал, что написанное им ранее было на самом деле просто гигантским обманом:
«[Размежевание] никогда не касалось палестинцев, демографии, стремления к мирному соглашению или бремени, возложенного на Армию обороны Израиля».
Нет! Согласно пересмотренной Лапидом оценке реального обоснования размежевания, это была просто мера, предназначенная для того, чтобы поставить «на место» религиозных поселенцев и показать кто в этой стране хозяин.
Вам стоит прочитать это своими глазами, чтобы поверить!
Генералы как электоральный актив?
Предполагаемая электоральная привлекательность «Бело-голубых» очевидно заключается в трёх состоящих в ней бывших начальниках генштаба Армии обороны Израиля (Ганце, Яалоне и Ашкенази). Вместе с тем, есть большие сомнения по поводу того, в какой мере бывшие генералы на самом деле являются политическим активом, и сколько политической хватки они способны в реальности продемонстрировать после своего избрания.
В качестве электорального актива послужной список бравых генералов в лучшем случае является весьма сомнительным достоянием. Недаром Моше Яалон был вынужден присоединиться к Ганцу, убедившись в том, что его собственная партия «Телем» по всем опросам стабильно не преодолевает электоральный барьер. Более того, политическая история Израиля изобилует бывшими генералами, у которых, как выяснилось, не было какой-либо долгосрочной предвыборной привлекательности.
Так, например другой бывший глава генштаба Армии обороны Израиля и министр обороны Шауль Мофаз был вынужден униженно заявить о собственной политической отставке, когда стало ясно, что возглавленная им партия «Кадима» (незадолго до того крупнейшая партия в Кнессете) не способна преодолеть электоральный барьер, в то время как ни одна другая партия не готова предложить ему реальное место в своём списке.
Другие имена, немедленно приходящие на ум в длинном списке безуспешных заходов в политику высших военных чинов, оказавшихся малоэффективными с точки зрения электоральной привлекательности, это: бывший глава Моссада генерал-майора (в резерве.) Данни Ятом, бывший командующий военно-морским флотом и глава Общей службы безопасности (ШАБАК) вице-адмирал (в резерве) Ами Аялон, бывший начальник генерального штаба, покойный генерал-лейтенант (в резерве) Амнон Липкин-Шахак, бывший глава Центрального военного округа генерал-майор (в резерве) Амрам Мицна, и, разумеется, бывший глава Южного военного округа, а затем министр обороны, несчастный генерал-майор (в резерве) Ицхак Мордехай.
Генералы и политическая хватка
В том же, что касается политической проницательности отставных генералов, история, увы, однозначна и ясна. Всякий раз, когда высокопоставленные военачальники уходили из области своей профессиональной компетенции (то есть сферы безопасности) и решали заняться тем, в чём не имели реального опыта (то есть политикой), они неизменно уходили от оценки военных параметров к спекуляциям относительно политических результатов, а затем, подчинив свой профессиональный опыт собственным политическим амбициям, неизбежно катастрофически ошибались.
Так, Ицхак Рабин, вопреки собственным серьёзным опасениям, капитулировал перед давлением со стороны левого крыла своей партии и осуществил соглашения в Осло, залившие кровью улицы, кафе и автобусы Израиля, позволил омерзительному террористу Ясиру Арафату и его сообщникам триумфально вернуться в Газу, а враждебным и вооружённым бандформированиям развернуться в пределах миномётного выстрела от национального парламента — Кнессета.
В свою очередь, Ариэль Шарон оставил сектор Газы, сделав то, что прежде решительно отвергал, обрушив на страну все те опасности, которые сам же до этого предвидел, и о которых сам же предупреждал, попутно насильно изгнав из своих домов тысячи трудолюбивых и лояльных граждан Израиля, и, отдав их имущество диким полчищам варваров, разорившим и уничтожившим всё оставленное им богатство.
Ну и, конечно же, Эхуд Барак, объявленный в своё время великой «белой надеждой» израильской политики — надеждой, которая вскоре разбилась вдребезги. Вознесённый ореолом своей воинской славы, Барак был стремительно избран премьер-министром лишь за тем, чтобы обрушить на страну одну катастрофу за другой.
На наше счастье, он был вынужден покинуть свой пост спустя всего лишь немногим более полутора лет. Но и за это время, он успел провести позорное одностороннее бегство израильской армии из Южного Ливана в 2000 году, сдав территорию «Хизбалле», согласиться, а точнее капитулировать на далеко идущие уступки плана Клинтона, и оказался неспособен усмирить насилие Второй интифады, разразившейся несмотря (или же, как раз, наоборот, благодаря) его готовности принять практически все требования палестинских арабов.
Недооценка Асада — мрачное предостережение избирателям?
Но, вернёмся назад к «Бело-голубым», точнее к их последнему приобретению — бывшему начальнику генштаба армии, генерал-лейтенанту (в резерве) Габи Ашкенази.
В ноябре 2009 года Ашкенази предположил, что если Израиль уступит Голаны Асаду, можно будет отговорить Сирию от их союза с Ираном и присоединить к группе «умеренных» стран. Его заявление, процитированное в «Гаарец» звучало так:
«Сирия не потеряна, Асад получил западное образование и не является религиозным человеком. Он все ещё может примкнуть к умеренной группе».
Ужасающее непонимание со стороны Ашкенази реальной ситуации в Сирии и стратегической связи режима Асада с Ираном вызывает особую тревогу.
До своего назначения на пост начальника генерального штаба большую часть своей 40-летней военной карьеры он провёл в Северном военном округе, в том числе в качестве его командующего. Отсюда, мы естественно можем предположить, что значительную часть своего времени он посвятил оценке сирийской угрозы и знакомству с природой сирийской военной диктатуры и её связям с Ираном.
Тот факт, что его оценка была столь очевидно, дико вопиюще ошибочной, должен послужить самым серьёзным предупреждением для любого, кто считает, будто военный опыт даёт какое-либо неотъемлемое преимущество в оценке политических событий.
Наряду с приведённым выше анализом характера этой партии, авторитета его руководства и сообщениях о поддержке им рискованного и губительного плана односторонних уступок в Иудее и Самарии, который сегодня агрессивно лоббирует щедро финансируемый Институт исследований в области национальной безопасности INSS, всё выше сказанное служит тревожным предостережением для всех, кто рассматривает возможность голосования за совершенно новый феномен израильской политики – партию «Бело-голубых».
Оригинал на английском — IsraelNationalNews
Перевод Александра Непомнящего — Еврейский мир
Март 2019
Что касается Ганца, то он случайно стал раматкалем, так как им стать должен был Галант, против которого была затеяна грязная интрига.
Если открыть сайт Лапида, не ясно служил ли он садир. Указана лишь служба резервистом — корреспондентом журнала. Это значит, что он жил заграницей до 28 лет.