Красноречие никогда не было достоинством Дональда Трампа, поэтому на гладкость его речи в Конгрессе в прошлый вторник обратили внимание те, кто ее слушал. Читая по невидному телесуфлеру то, что ему написали спичрайтеры, президент не повышал и не понижал голоса, возносил друзей, но не поносил недругов.
Как установил опрос, проведенный телеканалом CBS News сразу после его 82-минутного Послания «О положения страны», прямое обращение президента к народу расположило к нему 76% зрителей, о чем наш президент и мечтать не мог в своих выступлениях через щетину главных СМИ. Основной темой послания Трампа было примирение появлением в политике, победой на выборах и двумя годами президентства. Обозреватель New York Times Морин Дауд сравнила его с героем «Преступления и наказания (Трамп — Раскольников, а его независимый расследователь Роберт Мюллер — полицейский пристав Порфирий Петрович). После речи Трампа во вторник его впору сравнить со Степаном Верховенским из «Бесов», который предлагает раскаявшемуся нигилисту Шатову «помириться после всех этих милых словечек».
Телеканал Fox News, по которому я смотрел выступление Трампа в Конгрессе, исправно показывал, как зал то и дело взрывался аплодисментами, и даже лютые враги Трампа — спикер Палаты представителей Пелоси и лидер сенатского меньшинства Шумер, иногда смыкали ладони. Законодательницы в белых одеждах захлопали, когда президент доложил о роли женщин в социальной и политической жизни США, но это были аплодисменты не Трампу, а победной поступи суфражизма. Примирением в Конгрессе и не пахло — большинство демократов сидели, подложив ладони под задницы, а вместо аплодисментов скептически улыбались или мотали головами. «Межпартийный раскол, который характеризует современный Вашингтон, вряд ли можно преодолеть одной речью, — написал обозреватель Кэл Томас. — Скорее всего, это было обращение, направленное на улучшение перспектив президента на переизбрание». Если это так, считает 76-летний Томас, автор 10 книг, которому не по душе враги Израиля, воинствующие исламисты и гомосексуалисты, речь Трампа может ему помочь.
В расколотой Америке всем не угодишь, и, настаивая на своих принципах, Трамп удовлетворил базу своего электората, но мог насторожить ее реверансом в поддержку абортов, призвав Конгресс запретить их, но на последней стадии беременности. «Все дети, — заявил президент, — родившиеся и не родившиеся, созданы по святому подобию Б-га». Трамп привел данные успеха американской экономики за два года его власти — рекордно высокое количество трудоустроенных и рекордно низкое число безработных, занятость меньшинств и опять-таки женщин, плюс уменьшение армии фудстемпщиков. Этому тоже похлопали, но как не достижениям администрации Трампа, а успехам экономики, с точки зрения демократов, доставшимся Трампу в наследство от Обамы.
О социализме, который с приходом в Конгресс новой волны либералов, стал все больше грозить Америке, Трамп отозвался примерно так же, как об аборте перед родами. «Мы были рождены свободными, — сказал он, — и останемся свободными», а потому должны «обновить нашу решимость, что Америка никогда не будет социалистической страной». Интересным тактическим ходом в этом заявлении было то, что сначала Трамп в двух словах пояснил, как венесуэльский президент-социалист Мадуро довел свою богатую страну до нищеты, а затем предложил Конгрессу такую же перспективу.
В краткой ответной речи на Послание «О положение страны» выступила афроамериканка Стэйси Дэвис, недавно проигравшая на губернаторских выборах в Джорджии. Она рассказала, как в ее юные годы отец, возвращаясь домой с работы в порту под проливным дождем, снял куртку и отдал мокнувшему бездомному, что, очевидно, сформировало ее будущее мировоззрение. Дэвис заявила, что недавний шатдаун был «трюком, организованным президентом США», и пояснила, что несколько недель назад была волонтером, раздававшим еду федеральным служащим, отправленным в вынужденные отпуска. Лично Трампа она обвинила в том, «источники средств существования (этих людей) стали пешкой в политических играх». На следующий день обозреватель The Washington Post Дженнифер Рубин написала, что «если лицемерие и неискренность, уже не говоря об излишней длинноте и неуклюжем исполнении, — Послание президента Трампа ‘О положении страны’, ответ демократов был подлинным, нужным и пробивным».
Коллеги Рубин выражались проще, и комментатор CNN Ван Джонс назвал выступление Трампа в Конгрессе «психически бессвязной речью, приправленной конфетками и собачьим дерьмом». Его коллега Чак Тодд из MSNBC выразился приличнее, еще до начала речи президента, назвав её «театром абсурда», а старший корреспондент CNN при Белом доме Джим Акоста в своем твиттере написал, что администрация президента «занимается предварительной «подсветкой», изображая послание Трампа объединяющим и беспартийным. А это Трамп, который давит и троллит демократов. Трамп всегда Трамп».
Демократы-претенденты на Белый дом в 2020 году также поспешили выступить с разгромными заявлениями и пригласить на речь Трампа в Конгрессе своих гостей. Нью-Йоркский сенатор Кирстен Джиллибранд, которая официально вступила в предвыборную борьбу, создав подготовительный комитет, заявила, что предложит коллегам билль закона, отменяющего разрешение Верховного суда Трампу не принимать на военную службу транссексуалов. Ее гостем стал лейтенант ВМС Блейк Дреманн, о котором 52-летняя Джиллибранд заявила, что такие транссексуалы «каждый день жертвуют собой для защиты нашей свободы и наших самых священных ценностей, а решение президента Трампа… жестоко и подрывает нашу боеготовность».
Сенатор от Калифорнии Камала Харрис, 54-летняя дочь иммигрантов из Индии и Ямайки, 27 января официально объявившая себя претендентом на Белый дом, 5 февраля пригласила на выступление Трампа в Конгрессе Тришу Песири-Дибвик, дом которой был уничтожен лесным пожаром на юге Калифорнии в прошлом году, а сама Триша и ее муж, оба авиадиспетчеры, временно потеряли зарплату в минувший шатдаун. Не обвиняя Трампа в пожаре, сенатор Харрис заявила, что «Вашингтону нужно услышать историю (Песири-Дибвик) и избежать нового шатдауна». Сенатор от Калифорнии Элизабет Уоррен, которая вступила в борьбу за Белый дом в прошлую субботу, пригласила на речь Трампа профсоюзного активиста Саджида Шахрияра, который временно лишился зарплаты в министерстве жилищного строительства. «Пришло время сказать президенту Трампу и республиканцам Сената, — завила 69-летняя Уоррен, — что федеральные и контрактные служащие — это костяк нашей экономики, и их нельзя делать пешками в политических играх республиканцев».
Гостем сенатора от Миннесоты Эми Клобахер, которая вступила в предвыборную борьбу в воскресенье, стала мать Алека Смита, умершего от диабета, так как он не мог платить 1300 долларов в месяц за прописанный ему инсулин. Потенциальный кандидат в президенты от Демократической партии, 38-летний конгрессмен из Калифорнии Эрик Сволвелл пригласил на речь Трампа Камерона Каски, который уцелел в прошлогодней стрельбе в школе Паркленда во Флориде, где 17 человек были убиты и столько же ранены. Гостем 62-летнего сенатора от Орегона Джеффа Меркли, одного из злейших врагов Трампа и тоже потенциального кандидата в президенты, стали супруги-нелегалы, которых разлучили на мексиканской границе в прошлом году.
По предварительным подсчетам, в борьбе за Белый дом уже решили и могут принять участие больше двух десятков демократов. Об этом заявили сенаторы-женщины Уоррен, Джиллибранд, Харрис и Клобахер, а также сенатор-мужчина Кори Букер, бывший мэр Ньюарка. О своем участии заявили 37-летний Пит Баттингиг — мэр города Саут-Бенд в Индиане; 55-летний Джон Дилэни — бывший конгрессмен из Мэриленда, и 44-летний Джулиан Кастро — бывший министр жилищного строительства и единственный латиноамериканец среди возможных претендентов Демократической партии. Следующим президентом США в 2020 году также готовы стать две женщины — 37-летняя индуистка Талси Габбард — участница войны в Ираке и член Палаты представителей из штата Гавайи, и 66-летняя Марианн Уильямсон, наставница «звезды женской славы» Опры Уинфри. В предвыборную борьбу могут вступить такие титаны, как сенатор-социалист Берни Сандерс, бывший вице-президент Джо Байден, бывший госсекретарь Джон Керри, бывший министр юстиции Эрик Холдер и бывший мэр Нью-Йорка миллиардер Майкл Блумберг, который на сей раз окажется демократом. Предвыборные дебаты этих достойных леди и джентльменов могут оказаться презабавными, но пока, согласно известной строке, покой в Конгрессе только снится, а бой там можно считать вечным, пока в Белом доме Дональд Трамп.