Пророчества, которые передают нам наши пророки, получившие это знание от Всевышнего, — одна из самых поразительных в мире вещей. Их очевидное исполнение в нашей истории ясно и просто показывает, что Тот, Кто сообщил нам о будущем, присутствует в мире и миром управляет. Подробный анализ данных евреям пророчеств вы найдете, если пожелаете, в книгах моего отца и наставника, благословенна его память, «Беседы о Торе» и «Пламя не спалит тебя». Мы же остановимся здесь на особых признаках пророчеств, наиболее убедительно свидетельствующих для нас сегодня о том, что Творец мира существует.
Первый необходимый признак такого пророчества — ясность и четкость. Оно не должно допускать споров, различных толкований и вариантов понимания.
Вторая особенность этого типа пророчеств состоит в том, что оно должно быть дано заблаговременно, т. е. должно предшествовать предсказанному в нем событию настолько, чтобы это нельзя было оспорить.
Прежде чем говорить о третьей особенности этого типа пророчеств, представим себе такую ситуацию. Мы познакомились с талантливым и трудолюбивым юношей, усердно и с успехом занимающимся, скажем, математикой. Если кто-то скажет о нем «Вот будущий профессор», нас это не удивит. Мы и сами готовы так думать, так подсказывает нам жизненный опыт. Разумный человек способен строить прогнозы, и ничего странного, если предсказания о профессорской кафедре с течением времени сбудутся.
И в пророчествах существует такой тип предсказаний, когда их можно увязать с общей картиной событий. В таких пророчествах недоверчивый и упрямый при желании может увидеть проявление житейской прозорливости человека, а не прямое слово Б-га. Пророчества, о которых мы здесь говорим, — пророчества неожиданные. Эта их третья особенность не позволяет объяснить пророчество и его исполнение ничем другим, как прямым участием Всевышнего. Такие пророчества противоречат естественному положению вещей, их парадоксальность исключает саму возможность прогноза.
В главе «Бехукотай» Моше от имени Всевышнего говорит евреям, что за грехи они будут изгнаны, рассеяны среди народов и преследуемы. Чего здесь не мог бы предвидеть человек? Человек может предположить, скажем, какая из воюющих сторон окажется слабее и потерпит поражение в войне. Но предвидеть рассеяние по всему миру он не может.
Здесь же в главе Моше от имени Всевышнего говорит евреям, что они — вечный и неистребимый народ. Уж такого-то человек, безусловно, знать не может.
Но наиболее парадоксально совмещение рассеяния и «вечности». Предсказано, что разбросанные по свету и преследуемые другими народами евреи будут существовать вечно и именно как единый народ. Такое предсказание противоречит всему практическому и историческому опыту человечества.
Земля Израиля плодородна и славится своими урожаями. В стране прекрасный климат, она лежит у моря, на пересечении мировых торговых путей. До момента римского (последнего) изгнания из нее евреев это был очень богатый и цветущий край. В нашей главе предсказано, что в отсутствие евреев страна станет пустыней. Как это может быть? Какой логикой объяснить такую перемену? Можно предположить, что в результате каких-то войн и перемещений на некоей территории сменится власть и население. Но почему она должна от этого стать пустыней? Ведь ее природные условия не изменились! А Эрец Исраэль стала пустыней. При том что самые разные народы считали ее «лакомым куском» и изо всех сил старались завладеть ею. А завладев, так и не могли вдохнуть в нее жизнь. Внешне это выглядело так, что страна неуклонно превращалась в пустыню не по природно-климатическим, а, если можно так выразиться, по «человеческим» причинам, — политическим и административным. Именно на это указывал, например, К. Базили, русский дипломат на Ближнем Востоке во времена турецкого владычества, в XIX веке. Привожу цитату из «Бесед о Торе». К. Базили отмечает в своих воспоминаниях… алчность сборщиков налогов, от которых люди прятались в горах, покинув свое жилье. Он говорит о почти полном отсутствии в стране промышленности, об упадке сельского хозяйства, о коррупции турецких властей — «самой безнравственной администрации в мире». Все это приводило к тому, что труд на земле, например, даже при самой плодородной почве становился бессмысленным, не окупался…
И предсказание о вечности народа Израиля, и пророчество о превращении Эрец Исраэль в пустыню нелогичны и иррациональны. И тем не менее еврейский народ существует, и Эрец Исраэль только с нашим возвращением сюда избавляется от запустения, чему мы — прямое свидетельство. Так Всевышний вершит судьбы мира, так исполняются Его слова.