Грехи — козлу, радость жизни — человеку

Еврейская система знаний помогает человеку развивать три направления в своей жизни.

1. В Торе заложены социально-общественные механизмы. Они позволяют выработать наиболее оптимальные формы взаимодействия людей.

2. Психологическое измерение. Мы можем научиться более эффективно управлять своим внутренним миром.

3. И, наконец, духовное измерение — возможность связи с Высшей реальностью.

Все три уровня могут содержаться (в свернутом виде) в одном и том же фрагменте Торы. А «извлекаем» мы их с помощью комментаторов, которые расшифровывают важные схемы, заложенные в сюжетах великой Книги.

С помощью комментариев мы можем научиться извлекать релевантную информацию, в том числе и из сюжетов, которые кажутся нам неактуальными.

Сейчас (в рамках годового цикла недельных глав) мы читаем книгу «Ваикра» про переносной Храм, про жертвоприношения, законы Тумы (духовной нечистоты), приношения коэнам, загадочные болезни (цаарат) и многое другое, что впрямую в современном мире не имеет хождения.

И из-за христиан, которые прилепили к Торе ярлык «Ветхий Завет», наше сознание запрограммировано на то, что все это «дела давно минувших дней» и не имеет к нам отношения.

Посмотрим, как один из сюжетов Торы раскрывает секрет нашего внутреннего мира.

В главе «Ахарей Мот» рассказывается о Йом Кипур и о «козле отпущения». Два одинаковых козла приводятся к Первосвященнику, с помощью жребия одного отправляют в жертву Вс-вышнему, а второго — к «Азазелю». Тора пишет, что Первосвященник возлагает на голову второго козла руки и «передает» в него грехи всего народа. После чего козла отправляют в пустыню и сбрасывают с высокой скалы.

Существует много объяснений этого ритуала. Мы же разберем с вами психологический (всегда актуальный) аспект.

Каждый человек в жизни совершает различные проступки. Дальше существуют три сценария. Конструктивный: а) совершить тшуву — исправление; и два деструктивных: б) рационализация — придумать самооправдание; в) впасть в депрессию — говоря, что «мне уже нет прощения и исправления».

Последний сценарий я очень часто встречаю, общаясь с русскоязычными евреями в Америке. Когда многие из них слышат про «еврейскую возможность» духовного роста, они заявляют: «Мы уже испорченные, мы много лет поступали неправильно, нас уже не исправить и т. д.».

Объясняет еврейская мудрость, что таким образом в нас работает сила инерции (она же ецер а-ра), которая ищет оправдания, чтобы не дать человеку возможности измениться и начать настоящую духовную жизнь. Эта сила инерции и зашифрована в Торе под именем «Азазель». Недаром говорят: «Упрямый, как козел». Интересна и игра слов в русском языке «ко злу» и «козлу».

Мудрецы раскрывают нам секрет, что мы можем сбросить «камень» нашего прошлого с «высокой скалы» и начать новую жизнь.

Главный секрет: Вс-вышний посылает каждому из нас жизненную энергию. И у большинства из нас почти вся эта энергия «уходит налево» — на поддержание этого внутреннего блока. И когда человек сбрасывает этот блок, он чувствует сильнейший прилив энергии и радости жизни.

Мы это видим из нашего календаря. После Йом Кипура идет праздник Суккот, называемый в традиции «зман симхатейну» — время радости нашей. Человек, сбросивший груз «самоподавления», входит в суку (шалаш) и начинает ощущать радость и полноту настоящей жизни.

Как процедуру освобождения выполнить лучшим образом и даже не дожидаясь Йом Кипура? Это можно узнать на наших уроках, проходящих каждую субботу в 12 часов в JCBB.

6 мая — праздник Лаг ба-Омер, йорцайт рабби Шимона бар-Йохая, автора каббалистической книги «Зоhар». К нам приезжает в гости р. Арье БРОДКИН, известный знаток Каббалы и медитации, автор книги «Введение в духовную практику еврейской медитации».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора