Моше получает указание построить Мишкан (Святилище), где будет обитать Шехина — концентрированное присутствие Б-га на земле.
Сынам Израиля предлагается пожертвовать на строительство драгоценные камни и металлы, ткани, шкуры животных, масла и благовония. Во внешнем дворе Мишкана будут находиться жертвенник для сжигания приношений и медный умывальник. Шатер Откровения, главная часть Мишкана, будет разделен завесой на два помещения. Во внешнее помещение разрешено входить только коэнам, священникам из семьи Аарона. Там должны находиться стол для «хлебов предложения», храмовый светильник Менора и золотой жертвенник для воскурений. Во внутренних покоях Шатра, куда можно вступать только Первосвященнику и только один раз в году — в Йом-Кипур, будет установлен Ковчег Завета для хранения каменных скрижалей с Десятью заповедями. Приводится детальное описание конструкции Мишкана и его обстановки.
***
«И обратился Б-г к Моше с такими словами: «Скажи сынам Израиля, пусть возьмут возношение для меня…» (25:1-2). Мидраш так комментирует слово «веикху», пусть возьмут. Сказал Всевышний: «Теперь, когда Я даровал Мою Тору, о которой сказано в «Мишлей» (Притчи царя Шломо, 4:2): «Ибо Я дал вам хорошее учение (леках тов)», принесите Мне в дар возношение».
Стремясь показать особые свойства этого «учения», мидраш рассказывает притчу о двух купцах, один из которых торговал перцем, а другой — шелком. Однажды они встретились и договорились обменяться товарами. Так и сделали, но вскоре обнаружили, что каждый из них, хотя и приобрел новый товар, но при этом потерял то, что имел раньше.
С Торой такая ситуация невозможна. Если, допустим, Реувен выучил раздел Мишны «Зераим», а Шимон — раздел «Моэд», и после этого Реувен обучил Шимона своему разделу («Зераим»), а Шимон — Реувена своему разделу («Моэд»), то, в конечном счете, ни один из них не только не потеряет, а, наоборот, приобретет еще одну выученную мишну. Короче говоря, и Реувен, и Шимон, получат две выученные мишны вместо одной.
Тора — лучший товар
В мидраше рассказывается еще одна поучительная притча.
Было это в стародавние времена. Один талмид-хахам, выдающийся знаток Торы, отправился в путешествие на корабле, где среди пассажиров была группа купцов, которые везли свой товар для продажи за морем. Думая, что наш герой — тоже купец, они спросили его, каким товаром он торгует. Тот коротко ответил: «Мой товар — самый лучший, намного лучше и дороже, чем ваши товары».
Что же это за товар? — думали купцы и, сговорившись, стали искать его в корабельных трюмах. Но так ничего и не нашли. Тогда они решили, что талмид-хахам их обманул, и никакого товара у него вообще нет. Они стали смеяться над ним, говорили, что он никудышный человек, а чтобы произвести впечатление на них, придумал себе «самый лучший товар».
Вскоре, однако, корабль захватили пираты и отобрали у пассажиров все их имущество. Купцы остались без товара и без денег. Когда корабль, наконец, пристал к берегу, купцы растерялись, не зная, что им делать и к кому обратиться за помощью.
Только талмид-хахам был спокоен и уверен в себе. Он тут же отправился в ближайший «бейт-мидраш» — дом учения — и дал там урок по Торе. Местные евреи были несказанно рады, что их посетил такой выдающийся мудрец. Они оказали ему поистине царские почести, разместили в самом богатом доме и везде сопровождали его, задавая вопросы и выслушивая советы.
Видя, каким уважением пользуется их недавний попутчик, разорившиеся купцы пришли к нему и попросили прощения за высокомерное обращение с ним на корабле. Они стали умолять его, чтобы он замолвил слово за них перед местными жителями, попросил оказать им помощь. Иначе они просто умрут с голоду.
«Вот видите, — напомнил им талмид-хахам. — Я же говорил вам, что мой товар лучше вашего…».
Эта притча завершается в мидраше наставлением. У любого предпринимателя успехи чередуются с неудачами и потерями. Дела не всегда идут в гору. Другое дело Тора. Она обогащает человека непрерывно, в этом мире и в мире грядущем. Тот, кто преданно и увлеченно учит ее, никогда не теряет. Вот почему Б-г сказал евреям: «Ибо Я дал вам хорошее учение».
Зачем нужен Храм?
«И говорил Б-г Моше: «Скажи сынам Израиля, пусть возьмут возношение для Меня, от каждого человека, сердце которого пожелает того…, и построят Мне Святилище, и Я буду обитать среди них».
Целых пять глав, почти вся вторая половина книги «Шмот», посвящены описанию Мишкана, переносного Храма, со множеством деталей и повторов. Почему уделено столько внимания этому сооружению? И второй вопрос: когда евреям было заповедано возвести Мишкан? Ведь мы знаем, что события Исхода и дарования Торы не всегда изложены в хронологическом порядке. Например, многие комментаторы считают, что встреча Итро и Моше состоялась не до Синайского откровения, как следует из текста в разделе «Итро», а после.
Скорее всего, события первых месяцев существования еврейской нации развивались в такой последовательности. Мы вышли из Египта в первый день Песаха, а в седьмой день перешли Красное море, наблюдая гибель египетской армии. Затем несколько недель блуждали с места на место, получая отдельные указания от Б-га (шаббат и т.д.). Накануне Шавуота мы подошли к горе Синай, где приняли Десять заповедей и всю Тору. После этого мы сорок суток ждали возвращения Моше с вершины горы. 17 тамуза произошел грех Золотого тельца. В тот же день Моше вернулся и разбил Скрижали Завета. Некоторое время ушло на уничтожение тельца, наказание и «перевоспитание» согрешивших евреев и вымаливание прощения у Творца. Затем Моше вторично поднялся в гору и в Йом-Кипур вернулся к евреям со вторым комплектом Скрижалей и заповедью построить Святилище, Мишкан. Сбор материалов и начало строительства выпали на дни Суккота, через шесть месяцев после Исхода. Как видим, первые полгода нашей свободы выдались очень напряженными и богатыми событиями. Скучать было некогда.
Главное, можно сказать, глобальное назначение Храма переносного — времен Исхода, и постоянного в Иерусалиме — состояло в том, чтобы притягивать к себе наши молитвы, жалобы и надежды, сплетать их в единый пучок духовного света и передавать Всевышнему. Тем же путем, через Храм, все человечество получает жизненную энергию от Творца. Здесь находится Шехина, Его концентрированное присутствие на Земле. Наконец, Храм — это наша религиозная и национальная святыня, которая помогает сплачивать народ.
Однако после греха Золотого тельца к этому комплексу задач добавилась еще одна, более утилитарная. Грех золотого тельца показал неспособность человека органично усвоить идею Единства и Неделимости Б-га. Храм обладает способностью искупать этот и другие грехи с помощью жертвоприношений, открывать нам путь к исправлению и духовно нравственному совершенству.
Квартира для Отца
И все же странно. Почему Всевышний счел необходимым «поселиться» с нами на земле, среди грехов и нечистоты? Не лучше ли Ему обитать на небесах, вместе с безгрешными ангелами?
Мидраш рассказывает о царе, который выдал замуж единственную любимую дочь, к которой он был очень привязан, просто жить без нее не мог. В день свадьбы царь стал умолять будущего зятя: «Прошу тебя, выдели мне комнату в твоем доме, чтобы я мог в любой момент остановиться там и хоть немного побыть рядом с дочкой. Нет у меня сил расстаться с ней».
Дав евреям Тору, Свою «любимую дочь», Всевышний, подобно чадолюбивому царю, тут же велел им построить Святилище, «квартиру» для Своего Присутствия, Шехины. Так образовалось нерасторжимое триединство народа Израиля, Торы и Б-га — фундамент всего мироздания.