Великий еврейский философ Моше Маймонид однажды написал: «Если человек обнаруживает, что по характеру склонен к крайностям, ему нужно повернуть назад и пойти верным путём».
Я считаю, что эти слова учат нас важнейшему в жизни уроку: умеренность — это правильный путь. История показала нам, что, когда человечество об этом забывает, результаты оказываются катастрофическими. Холокост, убийство шести миллионов человек — были худшим проявлением экстремизма. Всё началось с популистских лозунгов: «Германия, проснись!», «Мы — судьба нации!» и, конечно, «Евреи — наша беда!». Сначала это были просто слова, пропитанные ненавистью и тёмными намерениями. Но они также представляли собой теорию, которую до сих пор пытаются реализовать на практике.
Когда Гитлер пришёл к власти, атмосфера в стране стала более враждебной, а нападения на евреев стали происходить всё чаще, но первым крупномасштабным экспериментом была «Хрустальная ночь». Ночью 9 ноября 1938 года было разрушено 267 синагог и более 7 000 принадлежавших евреям зданий и магазинов подверглись нападению.
Люди видели, как их соседи — евреи за одну ночь потеряли всё. И никто не выступил с протестом. Всего год спустя был проведён второй эксперимент: случилась трагедия «Сент-Луиса». Корабль, заполненный еврейскими беженцами, отправился в плавание из нацистской Германии, и ни одна страна не пожелала их принять — ни Соединённые Штаты, ни Канада, ни Куба.
Несколько организаций гражданского общества, как еврейские, так и нееврейские, а также некоторые дипломаты и церкви умоляли свои правительства спасти их. Но ни одна страна этого не сделала, и «Сент-Луис» был вынужден вернуться в порт Гамбурга. В результате 254 пассажира этого корабля были уничтожены в Аушвице и Собиборе. Трагедия «Сент-Луиса» показала нацистскому режиму, что правительства других стран и пальцем не пошевелят, чтобы предотвратить истребление евреев. Убедившись в безразличии всего мира, нацистский режим начал создавать машину уничтожения.
В Германии нацисты покупали поддержку широких слоёв населения, тратя крупные суммы денег, полученные путём политического и экономического насилия. Было организовано 938 нацистских концентрационных лагерей и лагерей смерти. В них принудительно трудились 12 миллионов человек — 12 миллионов рабов, 4 миллиона из которых были евреями. Это основанное на бесчеловечности предприятие было самым прибыльным в истории человечества.
Например, только в гетто Лодзи немцы основали 96 фабрик и заводов, которые производили продукцию для военных нужд, получая прибыль от страданий и рабского труда еврейского народа. Лишение евреев собственности, обращение их в рабов и убийство означало захват их ресурсов, их труда и в итоге их жизней.
Я хотел бы привести здесь историю одной женщины по имени Груня Кантор, которую привезли в один из нацистских концлагерей с маленьким 6-месячным ребёнком и поместили её в специальный барак для кормящих матерей. Однажды их всех отправили на работу, а когда они вернулись, то не обнаружили на месте своих детей, их не было — нацисты забрали их в качестве доноров крови для немецких солдат.
Убийства и ужас стали средствами производства для финансирования покорения всего континента. Непрекращающиеся казни в лагерях оказывали на узников огромное давление.
Только единство союзников могло положить конец нацизму. Главные мировые державы объединились, чтобы уничтожить это зло и освободили лагеря.
Первым 23 июля 1944 года был освобождён Майданек. Когда к нему подошли войска Красной Армии, нацисты попытались разрушить лагерь, чтобы скрыть свои преступления. В течение следующих шести месяцев были также освобождены Белжец, Собибор, Треблинка и Аушвиц. Помимо 7 000 голодающих узников освободители обнаружили там сотни тысяч мужских костюмов, более шести тонн человеческих волос и останки более миллиона жертв.
Американские вооружённые силы освободили Дахау, Маутхаузен и Бухенвальд, где сопротивление узников спасло множество жизней, задержав эвакуацию лагеря. Наконец британская армия освободила Берген-Бельзен, где даже после освобождения от болезней и истощения умерли ещё 14 000 узников.
Самое страшное преступление в истории человечества было пресечено только тогда, когда весь мир объединился, чтобы положить ему конец.
Сегодня многие семена того, что было посеяно раньше, сеются вновь: тяжёлая экономическая ситуация, поиски козлов отпущения среди меньшинств, идеи экстремистского национализма и слабость политического центра. Массы вновь смотрят в сторону опасного популизма. Вернулись и многие лозунги: политики утверждают, что говорят «от имени народа», а своих противников объявляют «врагами народа». На этой новой волне популизма из евреев опять делают козлов отпущения и подвергают преследованиям.
Согласно шокирующим результатам недавнего опроса общественного мнения, проведённого CNN, почти каждый пятый европеец считает, что антисемитизм — это ответ на повседневное поведение евреев, а каждый третий ничего не знает о Холокосте. Более того, согласно отчёту Агентства по фундаментальным правам, 38% европейских евреев сказали, что рассматривают возможность эмиграции из Европы, поскольку не чувствуют себя там в безопасности.
Не заблуждайтесь, старые демоны антисемитизма никогда не покидали Европу. Просто сейчас к ним присоединились новые его проявления. Те, кто раньше говорил: «Евреи — наша беда!», сейчас говорят: «Еврейское государство — наша беда!». К счастью, благодаря этому еврейскому государству, трагедия «Сент-Луиса» не повторится. Однако, если евреев заставят покинуть Европу, вопрос будет состоять не в том, что станет с евреями, а в том, что станет с Европой.
Евреи — лояльные, законопослушные и трудолюбивые граждане, которые чётко следуют рекомендациям раввинов: «Закон государства — закон».
В медицине ли, науке ли, технологиях или искусстве, от Малера до Шагала и Ротко, от Спинозы до Ханны Арендт и Симоны Вейль, от Эйнштейна до Франсуа Энглера, мы вносим вклад в развитие общества наших стран, гордясь и тем, что мы — евреи, и тем, что мы — европейцы.
Сегодня в сердце европейской демократии, когда мы вспоминаем всех жертв Холокоста, евреев и неевреев, я хочу призвать вас к активным действиям.
Нам, без всякого сомнения, предстоит битва с экстремизмом, который заражает наш континент. Мы должны и просто обязаны к ней подготовиться.
Нам необходимо объединиться и действовать вместе, объединится, чтобы вновь сформировать надежную основу для сильного европейского политического центра. Европа обязана быть центром умеренности, безопасности и толерантности. Вот правильный путь.
Вячеслав Моше КАНТОР, isrageo.com