Игорь Черниховский
95 лет со дня смерти Ленина — не Б-г весть какая дата, и, пожалуй, не стоило бы ничего писать по этому поводу, если бы не одно «но».
Недавно мне на глаза попалась одна статья, вероятно не очень новая, об этой личности и том, что он успел сотворить за свою, не столь уж долгую по нынешним меркам, жизнь. Всё было написано правильно и разумно, если не брать во внимание излишнюю эмоциональность автора. Поразило другое — лютая злоба комментов.
Нет, не на Ленина, что было бы вполне понятно, а главное — заслужено.
Нет — на автора, покусившегося на святое, ибо, несмотря ни на что, как полагало большинство респондентов, личностью неудавшийся провинциальный адвокат был более чем выдающейся.
Можно, конечно, объяснить подобную реакцию тем, что в комментах высказывались в основном россияне, а что творится у них в головах, какой компот из ностальгии по Совку, бредней об имперском величии и истовой веры в свою особую историческую миссию, имеет место там быть, известно всем.
Но то, что не «всё так однозначно», — я слышал и от вполне, вроде бы, разумных и адекватных людей. А что, простите, неоднозначно? И почему, по абсолютной аналогии, я не могу сказать, что не всё так однозначно с Гитлером? Тоже, ведь, поднял Германию с колен, так ведь, нет же, объявлен вселенским букой, что, впрочем, более чем справедливо. Несправедливо другое — Лукич абсолютно заслуженно должен быть в одной компании с Алоизычем. Место двух серийных убийц должно быть рядом.
Один из аргументов защитников лысого упыря является тот, более чем спорный факт, что тот основал великую державу, что победила нацизм, первой вышла в космос и далее по известному списку. И вообще, как написал кто-то, о Ленине помнят, как бы там ни было, а вот, вспомнит ли кто-нибудь авторов пасквилей о «великом человеке», это ещё большой вопрос.
Так ведь, как показывает история, в памяти остаются весьма многие, как со знаком «плюс» так и с большим, просто громадным минусом. Другое дело, что есть в российских головах интересная манера менять этот знак так, как им того в данный момент хочется, вот и «плюсуются» Сталин, Иван Грозный, Пётр Первый и тому подобная нечисть. Ну и, конечно, наш герой.
Впрочем, именно в случае России, этому есть вполне простое объяснение. Все эти, мягко говоря, спорные личности были заняты построением великой державы, что им с разной степенью успеха удавалось. Великой в том смысле, в каковом это и по сей день воспринимает подавляющее большинство российской популяции — жутковатого монстра, внушающего всем страх. Во всяком случае, им приятно так думать. Ведь все эти личности были собирателями земель, которые, как уверен среднестатистический россиянин, принадлежат им по праву. По какому? По разному, в каждый конкретный момент. По праву Третьего Рима, обязанности «освободить» трудящихся от ига капитала, или, вот как ныне — в последний момент спасти от баз НАТО с присущими им бандеровцами.
Дело десятое, что сами они, подданные очередной выдающейся личности, абсолютно бесправны и нищи, что, как правило, эта самая личность устанавливает абсолютно чудовищный режим. Главное, чтобы держава была великой. Или же, им её такой нарисовал очередной Киселёв или Соловьёв.
Так в чём же принципиальная разница между уже упомянутым мной Алоизычем и нашим героем, то бишь Лукичём?
По мне, только в одном. В том, что первый проиграл последышам второго, что дало последним возможность объявить себя спасителями человечества.
И дело не в том, что нынешние поклонники упыря готовы ему простить всё. Они искренне считают, что ему, Ленину, нечего прощать. Всё, что делалось, в конечном счёте совершалось во имя всё того же — величия державы. Той, прочно засевшей в русских головах странной абстракции, никак не связанной с личным счастьем и благополучием их самих. Они, по крайней мере, на словах, готовы к лишениям, нищете, бесправию, лишь бы страна была великой. Впрочем, рабство и бесправие своё, они таковыми не считают, полагая это естественным состоянием. А многие, вполне искренне, думают, в полном соответствии с Оруэллом, что их рабство и есть свобода.
При всей непредсказуемости российского прошлого, имеет место быть интересная особенность — все вурдалаки неизменно остаются, по меньшей мере «неоднозначными» личностями, «немало сделавшими», «внесшими вклад», а то и вовсе эффективными менеджерами. Таков же и наш герой, труп которого по сей день пребывает в зиккурате у кремлёвской стены. Рядом со своими подельниками, чей могильник расположен там же.
Где находится и могила главного ученика Ленина, всеми силами пытавшегося воплотить его идеи. Не столь важно, что ученик приложил руку, дабы поскорее свести учителя в могилу, главное, что он воспринял его идеи, как руководство к действию, что стоило миру десятков миллионов жизней. И то, что у этого самого могильника никогда не переводятся живые цветы, лучше всего говорит о том, что из себя представляет нынешняя, да, что там, всегдашняя российская популяция. И, пожалуй, глупо предъявлять претензии нынешнему режиму в том, что могильник всё ещё там, на месте. И Ленин, и другие «выдающиеся» личности, там похороненные прекрасно вписываются во всегдашнюю доктрину власти — они, как бы там ни было, строили великую державу.
Гитлер навсегда останется величайшим злодеем в истории человечества. Впрочем, некоторые его преступления, в частности — Холокост, многие, и именно в России, готовы ему простить. Более того — на голубом глазу заявить, что его вообще не было. Но в «чести» разделить звание этих величайших злодеев упорно отказывают Ленину и Сталину. При том, что, если можно измерить степень злодейства, бед они, напару, и каждый в отдельности, принесли не меньше, а Сталин, пожалуй, даже больше, чем Гитлер. Но нет же, Ленин создал державу, которая под руководством Сталина победила фашизм.
И как-то легко забыто, что это именно Ленин кровавым катком прошёлся по скрученной в бараний рог стране, что именно при нём были созданы концлагеря, где сгинул цвет нации. Именно он попытался распространить революционную заразу на соседние страны, что у него вышло с весьма переменным успехом. Всё, чего в результате добился упырь со своими наследниками, это действительно, создал страну, которую все боялись. Не великое достижение.
Как написал когда-то Шендерович, пьяный жлоб с «розочкой» в переполненном трамвае будет особой весьма влиятельной. Примерно, как и сейчас, нынешняя Россия, страшающая весь мир ядерной дубиной. Повторю — охреневший отморозок, особа с которой просто вынуждены считаться.
Именно Ленин, отказавшись платить по долгам Российской Империи первым показал, что новой власти глубоко плевать на все и всяческие международные договора, что с блеском подтвердил его последыш, тоже Вовочка, пустив на подтирку Будапештский меморандум. Какую великую державу он, адвокат-недоучка создал? Именно большевиков нацисты почитали, как своих учителей в деле создания карательной машины, да так их и не превзошли. «Шире практиковать расстрелы», «усиливать массовидность террора» — это всё он, Вовочка.
И Сталин вовсе не извратил его учения, он оказался лучшим его учеником, приложив максимум усилий для воплощения в жизнь идей «кремлёвского мечтателя». Для чего возродил крепостное право, уморив голодом миллионы своих подданных. Всё это было во имя той же «великой» цели — мировой революции, «земшарной республики советов».
Для этого были развязаны войны, апофеозом которых была Вторая Мировая, в эту топку было брошено 50 миллионов жизней, из которых 27 — собственных подданных.
Именно Советский Союз явил миру такую степень несвободы, неуважения к личности, попрания всех и всяческих прав, которые цивилизация не знала со времён древних восточных деспотий. И всё во имя идеек провинциального недоучки. Что же до почитателей этой личности, да и не только их, но и всех тех, кто берётся ныне рассуждать о «неоднозначности» её для истории, я могу сказать, что нет в них прежде всего уважения к самим себе.
Чувством собственного достоинства, увы, этот народ, имея в виду россиян, да и совков в целом, всегда был обделён.
Потому и готовы всё забыть — держава-то была «великой». Космос там, балет… Да и, всем известно, что мороженое в Советском Союзе было самое вкусное.
Авторский блог
Январь 2019