Когда фараон отпустил сынов Израиля из Египта, Б-г не повел их прямой дорогой через страну филистимлян, а направил в пустыню. Вскоре, однако, фараон снова передумал и пустился в погоню с отрядом воинов на колесницах. Прикрыв евреев от их прямой атаки с ходу, Б-г рассек Красное море, и они перешли на другой берег по обнажившемуся дну.
Египтяне последовали за ними, но воды сомкнулись, утопив всадников и колесницы. Выйдя на берег, благодарные евреи обратились к Б-гу с торжественной «Песней моря». После трех дней пути мучимые жаждой беглецы нашли лишь горькую воду в местечке Мара. В стане усилился ропот, и Моше опреснил воду, бросив в нее дерево. Там же пророк сообщил евреям первые заповеди. И снова жалобы: люди с тоской вспомнили «прелести» египетского рабства, «горшки с мясом». Тогда Б-г послал им сытную мясную пищу в виде перепелов, а наутро с неба выпал ман («манна небесная»), особый питательный продукт. Из-за отсутствия воды опять возникла угроза бунта, и по указанию Всевышнего Моше извлек воду из скалы, ударив по ней посохом. Во время трудного перехода на евреев напали амалекитяне. Иегошуа бин-Нун ввел в бой полки, а Моше обеспечил Б-жественное прикрытие своей молитвой.
***
«И сказал Б-г Моше так: «Скажи сынам Израиля: пусть вернутся и остановятся перед Пи-Ахиротом, между Мигдолем и морем, перед Бааль-Цафоном, напротив него расположитесь у моря. И скажет фараон о сынах Израиля: «Заблудились они в стране этой, заперла их пустыня» (14:3).
В «Михильте» (галахических мидрашах) сказано, что настоящее название Бааль-Цафона — Питом. Это один из двух городов-хранилищ, построенных сынами Израиля в Египте, и они переименовали его в Питом.
Вскоре Питом стал сокровищницей фараона. Туда свезли все серебро и золото, которые Йосеф накопил за счет продажи зерна во время семилетнего голода.
Возможно, пишет автор комментариев к Пятикнижию «Ознаим ла-Тора», в названии Бааль-Цафон подразумеваются деньги, которые там прятали: от слова «цафун» — скрытый. Во всяком случае, Бааль-Цафон не имеет ничего общего с севером («цафон» — север), поскольку в мидраше сказано «Мигдоль находился на севере, а Бааль-Цафон — на юге».
Египтяне были на удивление неблагодарными людьми. Они заставляли сынов Израиля, включая прямых потомков Йосефа, строить Питом, чтобы в нем хранить огромные запасы денег и драгоценности, которые Йосеф, отличавшийся блестящим умом, мудростью и глубокой порядочностью, собрал на благо Египту и его жителям.
Любопытный факт. Во время Десяти казней страдали водные ресурсы Египта, животные, сельскохозяйственная продукция. Всевышний карал первенцев в египетских семьях и идолов, которым поклонялись египтяне, в том числе: реку Нил, овец и быков. Страдали даже их собственные тела от вшей, нарывов и прочее. И лишь Питом (он же Бааль-Цафон), где находилась царская сокровищница, оставался невредимым.
Фараон и его подданные были потрясены. Они уверовали во всемогущество Бааль-Цафона, которого даже еврейский Б-г не мог столкнуть с пьедестала.
Они и не догадывались, что Б-г специально избавил Питом от казней, чтобы заманить египетскую армию в пустыню и затем утопить в Красном море. В результате, все царские сокровища оказались в руках сынов Израиля.
Б-г видел, как жестоко обращались египтяне с Его народом, и как, в виде компенсации, они отдали евреям свои ценности перед Исходом. В предыдущем разделе «Бо» сказано: «А сыны Израиля сделали по слову Моше и взяли в долг у египтян вещи серебряные, и вещи золотые, и одежды…, и опустошили Египет сыны Израиля» (12:35-36).
Однако Всевышний решил, что этого опустошения недостаточно, чтобы оплатить все годы рабского труда, тем более, что, уходя, евреи оставили в Египте свое собственное имущество: мебель, предметы домашнего обихода и другие ценности.
Поэтому он велел им забрать с собой все серебро и золото, хранившиеся в Питоме и принадлежавшие фараону. Сынам Израиля было не трудно выполнить это указание: ведь они сами строили этот город с его хранилищами и прекрасно знали каждый его уголок.
Фараон узнал об этом и, видимо, захотел вернуть силой похищенные сокровища. Во всяком случае, это могла быть одна из причин его решения броситься в погоню за уходящими еврейскими рабами. Он быстро собрал армию и настиг их на берегу Красного моря.
В «Песне моря» есть и такие слова: «Сказал недруг: «Погонюсь, настигну, поделю добычу…» (15:9). Речь шла, конечно, не о вещах, которые сыны Израиля «взяли в долг» у своих египетских соседей. Фараон грозился отобрать не имущество своих граждан, а свои собственные ценности, унесенные из царских тайников Питома, он же Бааль-Цафон.
Однако его планам не суждено было осуществиться. Море чудесным образом расступилось, пропустив сынов Израиля, и сомкнулось, когда в него вошли египетские всадники. Мышеловка захлопнулась…
Молчание дороже золота
«И весьма устрашились и возопили сыны Израиля к Б-гу. И сказали они Моше: «Разве могил недостает в Египте, что взял ты нас умереть в пустыне? Что это ты сделал нам, выведя нас из Египта? Ведь об этом мы тебе говорили в Египте: отстань от нас, и будем мы служить египтянам, ибо лучше нам работать на египтян, чем умереть в пустыне» (14:10-12).
В этом эпизоде сыны Израиля проявили типично еврейскую реакцию на тяжелые обстоятельства. Точно так же реагируют некоторые репатрианты из бывшего Союза на трудности абсорбции в Израиле. Вместо того чтобы набраться терпения и стараться преодолеть трудности, они ищут виновных, ругают новую родину и ее порядки, мучаются ностальгией: «Зачем мы сюда приехали? Там мы жили, как люди».
Жаль, что нет у нас сейчас авторитетного, всеми признанного лидера, который подобно Моше сказал бы: «Не бойтесь, стойте и смотрите, как Б-г спасает вас сегодня! Ибо египтян, которых вы ныне видите, не увидите вы более вовеки (можно добавить: и Советского Союза, такого милого и знакомого, с его гарантированными нищенскими заработками, очередями и привычными дефицитами, тоже не увидите). Б-г будет сражаться за вас, а вы — молчите».
Тот же самый раздел «Бешалах» читали двадцать восемь лет назад, во время первой войны в Персидском заливе. В те дни иракский диктатор Саддам Хусейн обстреливал Израиль ракетами СКАД, и многие требовали нанести ответный сокрушительный удар по Ираку. В израильских политических кругах и средствах информации шли напряженные дебаты. Америка возражала против вмешательства израильтян в войну, опасаясь за целостность своей пестрой коалиции, включавшей и ряд арабских стран, хотя и признавала право еврейского государства на самозащиту. Все ждали, какое решение примет тогдашний премьер-министр Ицхак Шамир…
И он решил: ни один самолет так и не поднялся в небо и не взял курс на Ирак. Солдаты и генералы вместе со всеми гражданами продолжали сидеть в герметизированных комнатах, бессильно сжимая кулаки. Но это было мудрое решение. Ирак был разгромлен чужими руками, в том числе руками наших заклятых врагов: Сирии, Саудовской Аравии, Египта. Израиль обошелся минимальными потерями, но удостоился всеобщей любви и сочувствия как жертва неспровоцированной агрессии. Трудно сказать, читал ли Шамир раздел «Бешалах» в те нелегкие дни, обратил ли он внимание на пророческие слова Моше-рабейну: «Б-г будет сражаться за вас, а вы — молчите».