— Здравствуйте, уважаемый рав Эссас! Как можно поверить, что Б-г дал Моисею Тору, если учесть, что там описываются события, произошедшие после того как Моисей поднимался на Синай? Или Он заранее записал и будущее, но зачем? Разве люди должны его знать в деталях? Тогда получается, что во Второзаконии Моисей просто зачитал речь, подготовленную для него Б-гом для народа Израиля? Куда правдоподобней, что Пятикнижие писали разные люди на протяжении столетий, а Г-сподь действовал через этих людей.
Егор, Хайфа
— Прежде всего подчеркну, что в Торе нет описания событий, которые произошли после того, как Моше записал Тору. Тут следует отметить, что Моше записывал Тору постепенно, в течение сорока лет. Моше, спустившись с горы Синай в течение сорока лет под диктовку Творца записывал отдельные абзацы Торы, содержащие в себе в основном Мудрость Творца и законы нашей жизни. Иногда было так, что запись непосредственно следовала за произошедшими событиями. Но никогда не было такого, чтобы запись предшествовала событиями. Что не противоречит тому, что уже на горе Синай Моше получил всю Тору. Потому что там, на горе Синай, Моше был в совершенно надъестественном состоянии и видел события и явления, которые произошли позднее, даже через тысячи лет. Но в Тору в виде текста, то есть в Свиток Торы это не было записано, чтобы оставалась свобода выбора.
Так же и слова Моше, которые он произнес в конце своей жизни. По вышеуказанной причине, это не было чтением заготовленного для него текста. Он записывал эти слова в процессе произнесения. Нужно всегда помнить об этом и различать разные слои духовности — от самых высоких, которые невозможно себе представить, и до таких, что проявляются в нашем мире, и поэтому представляют собой некую духовность, имеющую материальную оболочку. Важно отметить, что в Торе нет никаких конкретных предсказаний. Но зато немало указаний на то, что может случиться в будущем в рамках причинно-следственных связей. А это, повторю, не предсказание конкретных фактов, но, если можно так выразиться, некий процесс обучения. Общая формула этого «процесса обучения» такова. Если Вы будете поступать так-то и так-то — ситуация у Вас будет такой-то. Если же Вы будете все делать, к примеру, наоборот, то и ситуация будет иной.
Эта формула, можно сказать, определяет «размеры» потока благословения или отсутствие потока благословения.
И в заключение — о Вашем предположении, которое, как Вы пишете, «куда правдоподобней». Оно отражает желание многих людей сочинить свою религию, которая будет «правдоподобней» того, что дал нам Всевышний. Однако же именно этим мы отличаемся от всех других народов, а наша вера — от всех других религий. Мы приняли то, что дал нам Творец мира, ни тогда, ни потом, не добавив и не отняв от этого ни одного слова. С этим мы живем три с половиной тысячи лет, и в этом суть существования нашего народа.
Отвечал рав Элиягу Эссас