В пятницу в палестинском представительстве в Болгарии при невыясненных обстоятельствах погиб известный террорист Умар Наиф Хасан Заид. Кто стоит за устранением террориста — израильские спецслужбы или палестинские власти, для которых он стал неудобен, и как это связано с поставками израильского газа в Евросоюз взамен российского…
Смеркалось, когда молодой житель Иерусалима Элияху Амеди возвращался из дома своих родителей, что в квартале Пророка Самуила, в иешиву «Шуву баним», расположенную в самом центре Старого города, куда он переехал жить всего две недели назад. Элияху родился в традиционной еврейской семье, после окончания школы он сначала пошел учиться в иешиву в Бухарском квартале, неподалеку от дома, но вскоре сдружился с учениками «Шуву баним», принадлежащей к течению бреславских хасидов. Многие из его новых знакомых родились в светских семьях, но со временем пришли к соблюдению заповедей.
Поначалу Элияху просто помогал им, делясь своим жизненным опытом, всё чаще бывал в «Шуву баним», а затем, оставив родительский дом, перебрался туда жить насовсем.
Элияху спускался по каменным ступенькам узкого прохода между домами в Старом городе, ведущим к входу в иешиву. До нее оставалось буквально несколько метров, когда внезапно на него набросились трое. Один схватил его за ноги, двое других стали наносить удары ножами. Элияху отчаянно сопротивлялся и, как потом сумела установить полиция, даже ранил одного из нападавших. Но силы были неравны: более дюжины ножевых ударов в грудь, спину, лицо и шею не оставили ему шанса на спасение.
Убийцами были трое молодых арабов. После совершения преступления они бежали в расположенную поблизости церковь «Гроба» и, попросив там убежища, пытались скрыться в многочисленных переходах и скрытых помещениях огромного здания, но вскоре были схвачены полицией.
Шел 1986 год, террористические акты в Израиле случались, но первая палестинская интифада началась годом позже, в 1987-м. Так что нападение прямо в центре столицы вызвало потрясение у жителей страны. Одна из военизированных структур Организации освобождения Палестины (ООП) — «Подразделение 17» — гордо отчиталась, что именно ее боевикам удалось зарезать в Иерусалиме почему-то даже двух агентов «Моссада», подчеркнув, что организация действует только против солдат и агентов спецслужб — это примечательно, в те годы террористы ещё стеснялись признаваться, что убивают просто мирных граждан.
Трое террористов, оказавшихся боевиками другой входящей в ООП группировки Народный фронт освобождения Палестины (НФОП), были приговорены к пожизненным срокам заключения. Один из них — Ахмад Заид был отпущен пять лет назад в рамках сделки по освобождению 1027 террористов в обмен на похищенного ХАМАСом израильского солдата Гилада Шалита. А вот брат Ахмада Заида, другой участник преступления — Умар Наиф Заид, практически ровесник убитого Элияху, оказался на свободе гораздо раньше. Отсидев четыре года, он начал голодовку и через 40 дней был переведен на лечение в больницу в Вифлеем, который в те времена ещё не находился под контролем Палестинской автономии. Тем не менее, из больницы Заиду удалось сбежать, а затем скрыться от спецслужб за пределами Израиля.
В четверг, 25 февраля 2016 г., премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу принимал в Иерусалиме своего коллегу из Болгарии Бойко Борисова, прибывшего в Израиль с визитом в сопровождении делегации, в состав которой вошли и его заместитель, и глава МИДа Болгарии, и другие лица. Как сообщили в официальном пресс-релизе, премьеры «обсудили тему борьбы с терроризмом, а также ряд вопросов экономического сотрудничества». При этом Нетаниягу обратил внимание на готовность Израиля существенно облегчить импорт болгарской продукции в страну.
Вечером того же дня Борисов вернулся домой. А утром мировые СМИ сообщили о загадочном убийстве, произошедшем в столице Болгарии.
Ранним утром следующего дня, в пятницу, в Софии на заднем дворе представительства Палестинской автономии в Болгарии был найден тяжело раненный человек. Прибывшие по вызову одного из служащих представительства болгарские медики спасти его не сумели. Согласно данным болгарских СМИ, смерть человека была, очевидно, насильственной: его голова была разбита, а от валявшегося на траве тела тянулся кровавый след. По мнению болгарских следственных органов, человек либо упал, либо был сброшен с четвертого этажа здания. Но поскольку работающих видеокамер по странному совпадению на палестинском представительстве не было, установить, убийство это или самоубийство, оказалось невозможно. А вскоре стало известно, что убитым оказался не кто иной, как Умар Наиф Заид, осужденный в Израиле за убийство Элияху Амеди и разыскиваемый за бегство из тюрьмы.
Выяснилось, что, бежав из Израиля, Умар Наиф Заид в 1994 году добрался до Болгарии, где осел и даже женился, у него родились трое детей. В декабре прошлого года, разыскав Заида в Болгарии, Израиль обратился к властям этой страны с официальным запросом об экстрадиции террориста, тем более что срок давности за совершенное преступление истекает только в 2020 году. Болгарские чиновники сообщили, что рассмотрят дело, но слушание в суде, которое должно было состояться 14 декабря, пришлось отложить: террорист вполне ожидаемо не явился в суд, сбежал в здание представительства Палестинской автономии, где и укрылся от болгарской полиции, воспользовавшись дипломатическим иммунитетом приравненной к посольской территории.
Остается только удивиться, почему болгарская полиция не взяла под стражу известного террориста сразу после запроса израильских властей. Хотя, возможно, ничего удивительного в этом нет. Еще в декабре левые круги в ЕС, включая депутатов Европарламента, начали активное давление на болгарские власти с целью не допустить экстрадицию террориста в Израиль. Представитель Палестинской автономии в Болгарии Ахмад аль-Мадбух в январе 2016 года заявил, что выдача Заида станет опасным прецедентом. Кроме того, власти Автономии утверждали, что раз Заид совершил убийство до соглашений в Осло, он, мол, не подлежит возвращению в израильскую тюрьму, и на этом основании предоставили ему убежище в своем болгарском представительстве. А как выяснилось тогда, палестинские руководители также пытались договориться с болгарскими властями, чтобы те отказали Израилю в экстрадиции террориста. Но, вероятно, договориться не получилось.
Когда Заид уже был мертв, палестинский представитель в Болгарии аль-Мадбух утверждал, что якобы в ультимативной форме требовал от него покинуть представительство и сдаться болгарским властям, но террорист не соглашался. Представители же НФОП привычно обвинили Израиль в убийстве Заида. С аналогичными заявлениями выступили и чиновники Палестинской автономии. «Я рада, что он был убит, — сказала Яффа Пинхаси, сестра Элияху Амеди. — По мне было бы намного хуже, если бы он в итоге вернулся в израильскую тюрьму, больше напоминающую дом отдыха, и продолжал бы жить, в то время как мой брат мертв уже 30 лет».
Но кажется маловероятным, что, добиваясь официальной экстрадиции и имея достаточно шансов на успех, Израиль одновременно стал бы предпринимать столь рискованную операцию, да ещё и на территории представительства дружественного государства. Более того, проводимые Израилем ликвидации террористов осуществляются, как правило, не из мести, а с целью предотвратить новые теракты. И хотя на сайте ХАМАСа на русском языке утверждается, будто Заид до сих пор оставался деятельным лидером НФОП, информация, как и сам сайт, не кажется достоверной.
Скорее можно предположить, что болгарские власти после встречи Нетаниягу с Борисовым дали ясно понять руководству Автономии, что не готовы терпеть укрывательство террориста в своей столице и намерены выполнить запрос Израиля об экстрадиции. И дело тут, как видно, не столько в облегчении таможенных пошлин для болгарской продукции, сколько в стремлении Болгарии, вслед за Грецией и Кипром, как можно теснее наладить сотрудничество с Израилем, который становится важным экспортером природного газа в Южную Европу, объемов которого на израильских месторождениях достаточно, чтобы компенсировать сорванные после ухудшения отношений между Россией и Европой поставки по неосуществленному проекту «Южного потока».
Таким образом, у палестинских властей было, по сути, три варианта. Либо рассориться с болгарским правительством из-за престарелого и никому не нужного боевика. Либо сдать его болгарским властям для депортации в Израиль, продемонстрировав свою слабость и представ коллаборационистами и предателями в глазах собственного населения и мирового исламизма. Либо самим тихо и быстро решить проблему так, чтобы инцидент был снят с повестки дня.
Стоит также заметить, что физическое устранение конкурентов, политических противников, да и просто неудобных людей внутри своего же собственного лагеря активно практиковалось в ООП ещё со времен правления предшественника Махмуда Аббаса — Ясира Арафата.
Как сообщили источники болгарских СМИ уже после сообщений о смерти террориста, вопрос об экстрадиции на иерусалимской встрече Нетаниягу и Борисова всё же поднимался. В тот же день болгарские власти обсуждали эту тему и с представителями Палестинской автономии. Борисов вернулся в Болгарию в четверг вечером, а утром в пятницу Заида нашли мертвым.
Уже само название — «Организация Освобождения Палестины», (которая, как известно — Земля Израиля), должно было оттолкнуть от любых соглашений с ней всякого здравомыслящего лидера еврейского народа. Но одни лидеры пошли на предательские Соглашения Осло, а другие никак не хотят или НЕ могут выйти из этого пагубного для Израиля Соглашения. Оно, что — заговоренное? Даже Абу-Мазен грозится или — делает вид, что разорвет ВСЕ соглашения с Израилем, даже Осло.