Игорь Гиндлер
Синдром Баадера-Мейнхоф – это относительно недавно изученное психическое отклонение. Оно было описано как отдельный психологический феномен около 20 лет назад. Особенность этого феномена состоит в том, что оно, в отличие от всех остальных известных нам болезней, названо не в честь врача или ученого, а в честь террористов немецкой организации Фракция Красной Армии (Rote Armee Fraktion).
Эта левая террористическая организация была основана в 1970 году представителем богемы Андреасом Баадером и журналистской Ульрикой Мейнхоф и совершила десятки убийств, многочисленные похищения и взрывы бомб. В частности, жертвами банды стали полковник армии США, Генеральный прокурор Германии, и глава Дойче Банка.
Название организации было выбрано из-за солидарности с Красной Армией СССР, но зачастую эту организацию называли просто бандой Баадера-Мейнхоф. Идеологической платформой этой банды был марксизм-ленинизм и антисемитизм.
Вторая по величине (после Фатха) фракция ООП, марксистско-ленинская террористическая организация НФОП (Народный Фронт Освобождения Палестины) в 1977 году организовала угон пассажирского самолета в поддержку сидящих в тюрьме членов банды Баадера-Мейнхоф.
До самороспуска банды в 1998 году информация об ее террористических атаках часто появлялись на первых полосах газет, радио, и телевидения.
В 1994 году один человек, который никогда ранее не слышал об этой кровавой банде, в течение суток дважды услышал о них по радио и телевидению. После этого он стал везде искать и находить упоминания об этих террористах, причем с удивительной легкостью он отбирал из потока новостей именно упоминания только об этой банде, а все остальные новости отбрасывал за ненадобностью.
В этом и заключается психический феномен (или иллюзия) Баадера-Мейнхоф:
после того, как человек узнал нечто новое (но не просто новое, а достаточно возбуждающее новое), ему начинают повсюду мерещиться эти новые события или идеи.
Разум такого человека из всей информационной какофонии окружающего мира начинает выделять только то, что он ищет. При этом каждое новое упоминание о предмете еще больше укрепляет его уверенность в том, что это новое явление или идея действительно существует повсюду.
Люди, пораженные иллюзией Баадера-Мейнхоф, находятся в перманентном поиске дополнительных подтверждений своей иллюзии. Это весьма напоминает наркотическую зависимость. Без очередной дозы новостей, подтверждающих некую идею, событие, или догму, эти люди чувствуют себя весьма дискомфортно. И, разумеется, любые факты, которые противоречат такой идее или событию, отбрасываются за ненадобностью.
Типичный общественный феномен, иллюстрирующий синдром Баадера-Мейнхоф – это антисемитизм.
Количество евреев в мире – менее 0.2%, и чисто математически быть близко знакомым с евреем – явление не такое уж и частое. Поэтому мнение об евреях у остальных 99.8% населения основано в основном не на близком знакомстве с евреями, а на чужом мнении о них.
Причем в случае антисемитизма распространение болезни является весьма стремительным – стоит кому-то услышать, что «евреи захватили Голливуд», как человек начинает тут же искать еврейские фамилии в титрах всех фильмов, находит их, и с удовлетворением отмечает еще одно «подтверждение» тезиса о «захвате Голливуда».
Кстати, именно поэтому синдром Баадера-Мейнхоф часто называют также синдромом или иллюзией частотности – психологическим состоянием, когда некое явление в нашем сознании представляется значительно более частым, чем оно существует в действительности.
Другой феномен, который проявляется на индивидуальном уровне – это поиск у себя болезней. Стоит человеку узнать о какой-то незнакомой и серьезной болезни, как он начинает искать на Интернете все симптомы такой болезни, и в большинстве случаев находит часть этих симптомов у себя.
В эпоху Интернета распространение иллюзий Баадера-Мейнхоф вообще не имеет преград. Любая самая идиотская идея или самая идиотская интерпретация событий тут же находит многочисленные подтверждения на Интернете.
Именно поэтому антинаучная идея о «глобальном потеплении» 1990-х распространилась и укоренилась гораздо сильнее, чем предшествующая ей идея о «глобальном похолодании» 1970-х. И именно благодаря Интернету другие не менее идиотские идеи – об озоновой дыре, кислотных дождях, планете Нибиру, и изобретении вируса СПИД расистами из ЦРУ – до сих пор имеют многочисленных сторонников.
Обвинения Трампа в том, что он – марионетка Путина, явилось в 2016 году достаточно громкой и неожиданной идеей, которая быстро нашла своих сторонников, страдающих психическим отклонением Баадера-Мейнхоф. Средства массовой левацкой дезинформации в течение более двух лет умело подпитывают публику все новыми и новыми «подтверждениями» этой идеи. Как показала долгоиграющая сага об озоновой дыре, пациенты, страдающие иллюзией того, что Трамп – человек Кремля, избавятся от этого психологического состояния нескоро.
В политической сфере этот синдром поражает в равной степени приверженцев как левой, так и правой идеологии.
Когда специалисты по пропаганде из команды Хиллари Клинтон в 2016 году умело внедрили идею о кремлевских кураторах Трампа, то большинство леваков в это поверили. Но когда в 2012 те же самые пропагандисты Хиллари Клинтон году вбросили идею о том, что Барак Обама родился в Кении, то в это поверило значительное большинство приверженцев именно правой идеологии. Как всем известно, дополнительные ежедневные «подтверждения» этих пропагандистских идей на Интернете находятся без труда.
Но другие пропагандистские попытки последнего времени так и не смогли вызвать подобного массового помешательства. Вспомним некоторые громкие акции Трампа – снижение налогов, отказ от Нейтральности Интернета, перевод посольства из Тель-Авива в Иерусалим, возведение стены на границе с Мексикой, и вывод американских пехотинцев из Сирии. Спекуляции средств массовой дезинформации по поводу того, что эти акции Трампа приведут если не к Третьей мировой войне и к концу света, то как минимум к массовой гибели американских граждан, не оправдались.
Американская публика оказалась невосприимчивой к этой идее, несмотря на то, что доказательная база у этой идеи отсутствует точно так же, как она отсутствует и у сторонников теории «русского следа». Видимо, уровень идиотизма идеи о мировой войне и конца света из-за прихода Трампа в Белый Дом превысил некий «порог достоверности» в сознании американцев, и эта идея оказалась отвергнута.
К счастью, синдром Баадера-Мейнхоф – не безнадежное заболевание. Пример компьютерной «проблемы 2000 года» (уровень истерии которой, возможно, даже превышал уровень антитрампизма) подсказывает, что синдром Баадера-Мейнхоф вполне излечим. Просто требуется время – болезнь должна пройти все предназначенные ей стадии.
В заключение следует отметить, что синдром Баадера-Мейнхоф весьма прилипчив. Некоторые из тех, кто прочтет эту статью, сразу же начнут искать симптомы Баадера-Мейнхоф в своей жизни – и найдут. Ведь сам по себе этот синдром – это новая и достаточно яркая идея, поэтому многих, к сожалению, охватит иллюзия Баадера-Мейнхоф из-за этой статьи об иллюзии Баадера-Мейнхоф.
Gary Gindler Chronicles
Январь 2019
***
Феномен Баадера-Майнхоф
Когнитивных фата-морган.
Он похож на происки магов,
Но всего лишь самообман.
Заключается в том, что люди,
Если брать нас как таковых,
Видят то, что знают и любят,
Чаще всех картин остальных.
Это значит, что первозданность
Наших мыслей и наших чувств
Не давно застывшая данность,
А одно из многих искусств.
Возникает вопрос отдельный —
Как же всё-таки мы живём,
Если мир, изначально цельный,
Не храним и не бережём.
И P.S. Они террористы.
Их какой-то там лишний ген,
Подвергая общество риску,
Девальвирует феномен.