«Оскорбительные прозвища подобны ядовитым стрелам, — пишет американский психолог Хаим Гинот в своем бестселлере «Между родителем и ребенком» (с.54). — Их можно посылать лишь в врагов, но не в наших детей.
Когда человек говорит: «Это уродливый стул», — то стул не ощутит боли. Но если назвать ребенка уродом, то это окажет разрушительное влияние на его тело и душу. Он испытает чувства стыда, гнева, ненависти. Жажда мести вызовет угрызения совести, а те, в свою очередь, ощущения тревоги и беспокойства.
Если учителя и родители постоянно твердят ребенку, что он глуп (или ленив), то он начинает в это верить. Ребенок перестает стараться, полагая, что единственный способ избежать унижения — это прекратить попытки преуспеть в учебе. «Если я не буду пробовать, то и не буду терпеть неудачи», — скажет он себе».
«Ах, злые языки страшнее пистолета!» — писал Грибоедов. А унижающие человеческое достоинство прозвища бывают хуже стрел. Стрелы поражают тело, а слова — душу!
«Жизнь и смерть во власти языка»! — учил нас мудрый царь Соломон (Притчи 18:21). Мудрецы Талмуда приравнивают публичное оскорбление к убийству: «Тот, кто позорит ближнего публично, как будто проливает кровь» (Бава Мециа 58B). Это не нравоучение, а строгий закон, который говорит: так же, как запрещено убивать ближнего даже под страхом смерти, точно так же под страхом смерти запрещено наносить ему публичное оскорбление!
Более того, в некотором смысле оскорбление считается большим преступлением, чем убийство. Убийца, наказываемый смертной казнью, не лишается мира грядущего. Тогда почему «тот, кто публично позорит ближнего, не имеет удела в будущем мире» (Поучения отцов 3:12)?
Почему душу преступника постигает большее наказание за оскорбление, чем за убийство?
Убийство — это мгновение, а публичное оскорбление подобно долгой и мучительной смерти, объясняют мудрецы (Тана деБей Элиягу). Страдания от публичного оскорбления мучительнее смерти, соглашается рабейну Йона (Врата Раскаяния). Хофец Хаим писал, что оскорбление, нанесенное непублично, также приносит страдания и заслуживает наказания.
Но если так, то почему человек, который оскорбляет ближнего прозвищем, к которому тот привык и больше этого не стыдится, все равно несет наказание, и его душа никогда не выйдет из Ада (Бава Мециа 58B)?
— Каждый человек сотворен по образу и подобию Творца, — объясняет Магараль из Праги. — У каждого есть своя искра Б-жия, своя миссия, свое предназначение в жизни. Поэтому тот, кто оскорбляет человека прозвищем, по сути, отрицает Б-жественное, святое в человеке.
Убийца уничтожает тело ближнего и потому (мера за меру) сам заслуживает физической смерти. Тот, кто унижает человеческое достоинство другого, оскорбляя его прозвищем, уничтожает душу униженного и потому сам заслуживает смерти души.
Часто физическое насилие начинается со словесной агрессии. Унизив человека словом, преступник следом поднимает на него руку! Антисемитская пропаганда фашистов ставила своей целью доказать, что евреи не достойны называться людьми. У них отнимали имена, взамен присваивая номера — безликие прозвища. Так отрицание человеческого достоинства народа привело к массовому убийству.
Наша недельная глава повествует о человеке, заболевшем проказой — «Мецора». Это слово можно прочитать также, как «МоциРа» — «извергающий зло». Мудрецы объясняют, что человек заболел в наказание за те слова зла, которые извергал из себя, унижая других.
Почему наказание за дурной язык так велико? Многие преступления являются следствием слабости, к примеру, человек соблазняется чужим и присваивает это себе. Извергая дурные слова, человек ничего не получает. Для того чтобы извергать зло, нужно самому быть злым изнутри, объясняет ребе из Слонима (Нетивот Шалом).
Унижая кого-то, человек унижает себя! Он проявляет свою суть. Присваивая клички, он проецирует на других мысли о себе.
— Кто уважаем? — спрашивали мудрецы (Завещания Отцов 4:1).
— Тот, кто уважает других!
Это не сделка: я окажу уважение тебе, чтобы ты вернул уважение мне. Нет, просто тот, кто оказывает уважение другим, уважает себя. Этот человек обладает чувством собственного достоинства и проецирует его на других.
И если унижение человеческого достоинства заслуживает наказания, то как велика награда тому, кто оказывает уважение не только богатому, но и бедному, не только взрослому, но и ребенку!