Кончиной Йосефа завершилась эпоха праотцев. Раздел «Шмот», первый в одноименной книге, начинается с рассказа о закабалении евреев в Египте.
«Давайте ухитримся действовать против него, не то он умножится и, случись война, присоединится и он к неприятелям нашим и будет воевать против нас, и уйдет из страны» (1:10).
Когда президент США Дональд Трамп перевел посольство своей страны в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим, весь мир взорвался негодующими откликами и даже открытыми угрозами. Особенно громко протестовали арабы и весь мусульманский мир.
Как реагировать на эти протесты? Обидно, конечно, и несправедливо. В самом деле, почему они отказываются признать наше право жить в еврейской стране на земле, которая исторически принадлежит нам? Почему их так бесит наша связь с Иерусалимом?
Однако, поразмыслив, приходишь к неизбежному выводу: нет, все логично. Со времени Исхода из Египта ничего не изменилось. Всему причина — антисемитизм.
Первый в истории антисемитский навет мы находим в сегодняшнем разделе Торы. И при всей своей нелогичности и абсурдности, этот навет оказался на удивление живуч: «Давайте ухитримся действовать против него, не то он умножится и, случись война, присоединится и он к неприятелям нашим и будет воевать против нас, и уйдет из страны» (Шмот, 1:10).
Убеждая немцев в необходимости «окончательно решить» еврейский вопрос, нацистские идеологи стремились дегуманизировать евреев, изображая их не как людей, а как червей или тараканов.
Например, в нацистских пропагандистских фильмах, выходивших на экраны Германии в тридцатых годах, кадры с бегущими крысами перемежались сценами из жизни обитателей убогих еврейских местечек. Персонажи этих фильмов изображались карикатурно. Бедные и, по-видимому, не вполне здоровые люди были показаны как типичные представители еврейского народа.
Фараон говорит: «Давайте ухитримся действовать против него…», и далее он упоминает евреев в единственном числе, как бы объединяя сынов Израиля в одну враждебную безликую массу, недостойную называться людьми.
«…Присоединится и он к неприятелям нашим…». Это поразительно абсурдное обвинение повторялось из века в век в адрес евреев. Почему «присоединится»? Разве не еврей Йосеф спас от голода Египет и весь ближневосточный регион? Лояльность еврейских деятелей всегда подвергалась сомнению, как бы они ни старались во благо государств и их правителей, как бы ни способствовали процветанию и развитию коренных народов. Антисемиты всегда находили повод для обвинения «придворных» евреев во «вредительстве» и стремлении к наживе. В каждом поколении на евреев навешивали ярлык «пятой колонны».
Пока не настанет мессианская эра, мы не должны ждать благих вестей от народов мира.
Да, у нас есть друзья. Достаточно вспомнить «праведников народов мира», спасавших евреев в годы Катастрофы, или посмотреть на многочисленных участников Иерусалимского марша во время праздника Суккот. Благая весть — приход к власти в Америке произральски настроенного Дональда Трампа.
Но антисемитизм по-прежнему остается нормой, и последние инциденты в Америке и Европе подтверждают это.
Отношение к евреям изменится коренным образом только в тот день, когда «Б-г будет Един, и Имя Его — Едино».
Инициатива снизу
Книга «Берешит» завершается рассказом о переселении семьи Яакова из охваченного голодом Ханаана в Египет, где она получает лучшие земли для проживания и статус почетных гостей. Но всего через сто лет обстановка резко меняется: «И умер Йосеф и его братья, и все то поколение. А сыны Израиля плодились и стремительно размножались, и стали чрезвычайно многочисленны и сильны, и наполнилась ими страна. И возвысился над Египтом новый царь, который не знал Йосефа…» (1:6-8).
Комментаторы расходятся в толковании последних слов. Одни считают, что действительно произошла смена власти. Другие говорят, что это был все тот же фараон, но он сделал вид, что не знает Йосефа и его вклада в процветание Египта.
В мидраше рассказывается, что инициатива по закабалению евреев исходила от низов. Всего за несколько десятилетий семья из 70 душ превратилась в многотысячное племя, и народ Египта требовал превратить в рабов сильно расплодившихся пришельцев — грех не использовать эту дармовую армию труда на государственных стройках.
Фараон вначале отказывался. Ведь потомки Яакова — были его гостями, а гостей не притесняют. К тому же он не мог игнорировать заслуги Йосефа, который не только спас страну от голода, но и сказочно обогатил ее за счет экспорта хлеба. Вся прибыль — копейка к копейке — бесперебойно поступала в царскую казну. Никакой коррупции, никакого стремления к личной наживе.
Однако простые египтяне продолжали настаивать, угрожая сместить фараона. Однажды они исполнили свою угрозу, отстранив его от власти на три месяца. И тогда фараон сдался: он «забыл» Йосефа и начал закабалять своих бывших гостей под аккомпанемент абсурдной подстрекательской демагогии: «Вот, народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас. Давайте ухитримся против него, не то он умножится и, случись война, присоединится к врагам нашим и будет воевать против нас, и уйдет из страны» (1:9-10).
Черная неблагодарность к умершему Йосефу оказалась лишь трамплином для дальнейшего морального падения фараона. Рабейну Бахья писал: «Тот, кто отрицает благо, совершенное для него ближним, неизбежно придет к отрицанию Б-жественного блага». В подтверждение этого тезиса он привел такой аллегорический пример. К одному царю привели человека, бросавшего камни в его статую. Царь распорядился обезглавить бунтаря, «потому что завтра он будет забрасывать камнями не статую, а меня».
Через восемьдесят лет, когда Моше и Аарон пришли к фараону и потребовали от имени Б-га: «Отпусти народ Мой, чтобы они совершили Мне празднество в пустыне», тот высокомерно ответил: «Кто такой Б-г, чтобы я послушался Его и отпустил Израиль? Не знаю я Б-га…» (5:1-2).
Впрочем, тот ли это фараон, который «не знал» Йосефа? Ведь в промежутке между этими двумя эпизодами, когда Моше находился в вынужденной эмиграции в стране Мидьян, а евреи изнывали под ярмом рабской эксплуатации, «умер царь Египта, и застонали сыны Израиля от работы, и возопили…» (2:23).
Здесь тоже приводятся разные трактовки. РАШИ объясняет, что фараон в действительности не умер, а заболел тяжелой формой проказы (не той, которую мы знаем, а другой, требующей духовной диагностики — в Торе она называется «цараат») и приказал убивать еврейских детей, чтобы принимать «целебные» ванны из их крови. Ведь если бы фараон действительно умер, то зачем евреям стонать и плакать? Им бы, наоборот, вздохнуть с облегчением.
Виленский Гаон дает иное объяснение. Да, фараон на самом деле умер. Еще при жизни он требовал от еврейских повитух убивать еврейских детей в материнском чреве, но те не выполняли царское распоряжение, утверждая (вполне справедливо), что еврейки успевают родить еще до их прихода.
«Но в чем проблема? — спрашивает Виленский Гаон. — Что им мешало убивать детей сразу после родов, если, конечно, именно этого хотел фараон?»
Вот именно, что не хотел. На том этапе решения еврейского вопроса, объясняет Гаон, фараон вел себя дипломатично. Если бы детей казнили в чреве, можно было бы утверждать, что они рождались мертвыми. Но, видя, как повитухи убивают живых младенцев, родители подняли бы шум, призвали бы на помощь мировую общественность, потребовали создать комиссию, строго наказать повитух-детоубийц и тех, кто отдавал им злодейские приказы. Фараон, символ законности и порядка, не хотел рисковать своей репутацией справедливого и просвещенного монарха — во всяком случае, открытый геноцид был пока не в его интересах.
При жизни фараона статус-кво сохранялся, но как только он умер, в стране воцарилась анархия. Египетская чернь взяла закон в свои руки, и положение еврейских рабов резко ухудшилось. Вот почему они «возопили» после смерти ненавистного тирана, да так отчаянно и громко, что «Б-г услышал их стенания и вспомнил Свой союз с Авраамом, Ицхаком и Яаковом»…
В московской синагоге на улице Архипова были вывешены тексты двух молитв: одна — за мир, другая — за благополучие советского правительства. Наша горькая история показывает, что любая власть, даже Сталина-Берии, и любой порядок, даже самый антисемитский, лучше беспредела. С властью можно договориться, с обезумевшими от запаха крови погромщиками — никогда.