Братья Герман и Альберт Геринги и их друзья — евреи

В 1987 году с Бентом Блюдниковым, уже известным датским историком, встретился Герхард Рейнер, один из ведущих деятелей Всемирного Еврейского Конгресса в Женеве в период Второй мировой войны. Он попросил Бента выяснить, почему Хьюго Розенберг, крупный датский промышленник немецкого происхождения, так много знал и так много мог, оказывая огромную неоценимую помощь работе Конгресса в спасении немецких евреев в то страшное военное время.

В 1991 году Бент Блюдников, изучив датские и немецкие архивы, опубликовал книгу-исследование «Как будто они никогда не существовали. Хьюго Рзенберг и его борьба за немецких евреев», ставшую бестселлером и переизданную в Европе семь раз. В 1992 году американский журнал «Соmmentary» опубликовал рецензию на эту книгу под названием «Еврейский друг Геринга».

Хьюго Розенберг (фото 1), немецкий еврей, перебрался в 1907 году в Копенгаген, где сделал блестящую карьеру, став в 1918 году коммерческим директором обувного магната Макса Бейлина.

Послевоенный спад промышленности привёл фирму Хьюго на грань банкротства, но он выжил. Розенберг стал ездить по Европе, восстанавливая старые коммерческие связи, особенно в Германии, где жили его родители и четыре сестры (фото 2). К 1918 году несомненный коммерческий талант Хьюго принёс свои плоды, и уже Розенберг как глава новой обувной империи, восстанавливает своё финансовое положение.

В 1919 году, на приёме у германского посла в Дании, Хьюго познакомился с героем-лётчиком Первой мировой войны Германом Герингом (фого 3), который, уволившись из армии, стал одним из пионеров авиационной акробатики, переросшей в зрелищный и выгодный бизнес, имевшим огромный успех во многих странах послевоенной Европы . Это знакомство не было случайным — Герман Геринг, фанат игры в покер и любимец женщин, оказался в «долговой яме», выходом из которой были или бесчестие, или самоубийство. Геринг обратился к послу с просьбой о помощи, но сумма долга была столь значительной, что посол поверженной Германии только развёл руками. Тем не менее он дал банкроту Герману неплохой совет: познакомить его с несколькими магнатами датчанами-земляками, посещавшими иногда приёмы в посольстве бывшей родины. Надо ли говорить, что практически все они были евреями.

Только один из приглашённых, Хьюго Розенберг, согласился выручить земляка, оказав ему огромную финансовую помощь, и они надолго стали друзьями. Вот отрывок из письма Геринга Розенбергу, найденного Бентом в архиве: «Дорогой друг! Сердечное тебе спасибо за ту огромную помощь, которую ты оказал… Мне до сих пор стыдно, что только на тебя мне пришлось положиться. Если ты будешь в Германии или я опять буду в Дании, обязательно войди со мной в контакт. С сердечными пожеланиями остаюсь навсегда твой благодарный друг Герман Геринг …»

Естественно, Розенберг стал часто встречаться с Герингом, и их дружеские отношения укреплялись. Вместе с тем, Хьюго с удивлением наблюдал, что его друг делает стремительную карьеру в фашистском движении с агрессивной антисемитской риторикой. Эта тема стала предметом их разговоров, однако его друг объяснял Хьюго, что это обычный примитивный трюк в текущей политической борьбе. Когда один из руководителей еврейской общины Германии Вильфред Израиль, знающий о дружбе Геринга с Розенбергом, обратился

Фото 1. Хьюго Розенберг с cупругой
Фото 1. Хьюго Розенберг с cупругой

к последнему за разъяснением, тот так и объяснил своему собеседнику текущую политическую ситуацию в Германии…

Первый крупный антисемитский погром, учинённый штурмовиками («Хрустальная ночь») в ноябре 1938 года, застал немецких евреев врасплох. Вильфред Израиль немедленно связался с Хьюго, и это было тем более уместно, что именно Геринг был в то время ответственным за т.н. «еврейский вопрос». Бенту удалось разыскать в датском государственном архиве, где он и работал, отчёты Розенберга о его визитах к своему другу…

Вот отрывок из отчёта о встрече с Герингом от 29 ноября 1938 года: «Герман принял меня в Министерстве военно-воздушных сил. У меня появилась возможность обсудить с ним последние события. Я заметил ему, что за время моих многочисленных визитов в Германию я лично убедился в правдивости информации, исходившей от иммигрантов … Я описал ему всё, что видел лично, и привёл примеры зверств, совершённых в «Хрустальную ночь» . Я спросил его, верит ли он сам в версию немецкой пропаганды, что в ту ночь три или четыре тысячи немцев действовали спонтанно, возмущённые акцией

Фото 2. Герман Геринг Фото 3. Альберт Геринг
Фото 2. Герман Геринг Фото 3. Альберт Геринг

Гринспана*. Не были ли эти зверства заранее подготовлены и спланированы? Движением руки вверх, на потолок, он дал мне понять, что я прав, но вслух сказал следующее: «Хьюго, не забывай, что многие из этих людей имели еврейских работодателей. Этой акцией они воспользовались, чтобы взять реванш, хотя и чрезмерный, за плохое к ним отношение». Далее я упомянул о концлагерях, начав с того, что не могу понять, почему он — Герман, чьё детство прошло в замке друга семьи Германов Ритгера Фон Эпенштейна**, вообще имеет к этому отношение. Геринг заинтересовался деталями «Хрустальной ночи» . Он признал, что это событие явилось причиной упадка внешней торговли Германии в её магазинах, расположенных в Америке и Англии. То, что евреи должны покинуть Германию в любом случае, говорил он, не подлежит сомнению. В ответ я заметил, что если эмиграция неизбежна, то она должна осуществляться цивилизованным путем. Герман заявил, что лично он предпочёл бы, чтобы многие из последних событий вообще не имели места. «Я могу тебя заверить, Хьюго, что такие инциденты не могут и не будут повторяться в Германии, и я приложу все усилия для обеспечения достойной эмиграции». Мы затронули также и проблемы Палестины, как одного из возможных пунктов эмиграции. Герман выразил удивление, что евреи склоняются к этой идее. По моей просьбе Геринг согласился принять Вильфреда Израиля. Я полагал, что прямой контакт еврейского лидера страны с одним из главных руководителей правительства Германии будет иметь огромное значение для судьбы германских евреев…».

Политика наци по отношению к евреям ещё окончательно не определилась и зависела как от ньюансов внутренней борьбы в верхах нацистской партии,так и международной реакции на события, происходившие внутри Германии. Глава СС Гиммлер предпочитал политику насильственного изгнания евреев из Германии…

В ситуации, когда все страны практически закрыли свои границы для евреев (решения 9-дневной конференции в Эвиане летом 1938 года: сочуствие, но не помощь), это обрекало их на жизнь изгнанников.

Геринг предпочитал организованную эмиграцию, предусматривавшую оказание помощи евреям в получении виз и прибретении билетов. В это время ещё никто не говорил о лагерях уничтожения и газовых камерах. Вплоть до 1941 года тысячам евреев была предоставлена возможность выехать из Германии. Следует полагать, что нацистская верхушка уже примерялась к возможным мерам расправы над евреями, оценивая, насколько цивилизованный мир готов противодействовать их тотальному уничтожению. Вот упомянутый в отчёте эпизод, связанный с депортацией евреев из Германии. 27 января 1939 года Геринг вызвал Рейнарда Гейдриха и в присутствии Хьюго приказал поставить процесс выдачи виз евреям под организованный контроль, подобный тому, как это было осуществлено в Вене. До этой встречи Розенберг напоминал Герингу по телефону о существовании таких офисов в Австрии. Возможно, эпизод с Гейдрихом мог быть своего рода спектаклем, призванным показать Розенбергу, что Геринг помнит и ценит дружбу с ним . Тем не менее Розенберг преуспел в оказании определённого влияния на Геринга. В 1940 году Розенберг встречается с Гейдрихом в Женеве по указанию Геринга, и они решают детали некоторых вопросов, связанных с возможными послаблениями в судьбе евреев Германии. Вскоре Геринг сообщает своему другу, что ситуация складывается таким образом, что у него остаётся меньше возможностей помогать Хьюго. А тем временем СС под руководством Гиммлера и Гейдриха начинают насильственную концентрацию евреев во вновь образуемых лагерях на Востоке, в Польше. В начале 1941 года Розенберг устанавливает связь с Американским Объединённым комитетом по распределению, который играл главную роль в усилиях по спасении евреев Европы через еврейские центры в Лиссабоне, и Розенберг полностью отдаёт себя и свои финансы делу спасения европейских евреев — доставляет информацию из Германии, лично перевозит большие суммы денег для беженцев в Дании и Швеции.

К сожалению, полагаться на помощь правительства Дании он не мог, т.к. оно ограничивала помощь только «своим» евреям. И тут Розенберг использует только свои личные связи: его личный друг в полицейском управлении Копенгагена снабжает его визами для въезда европейских евреев в Данию и другие страны Европы. Благодаря Герингу он ещё может свободно перемещаться по Европе и получать полезную информацию для деятельности Объединённого комитета. Вплоть до середины 1943 года Розенберг был надёжным посредником между Ассоциацией евреев рейха и центрами в Лиссабоне. При этом его деятельность начинает вызывать подозрения не только у немецких спецслужб, но и у спецслужб союзников…

Когда команда Эйхмана прибыла в Данию, он сам спасается бегством в Швецию. Но и здесь Розенберг не остаётся в стороне: в Швеции жил пасынок Геринга Томас фон Кантзов. Через него Хьюго передает Герингу подробную информацию о положении в концентрационных лагерях. Привело ли это к каким-то результатам? В отчёте американского дипломата Ивара Олсона, ко-торый представлял интересы США в Комитете беженцев войны в Стокгольме и имел отношение к миссии Рауля Валленберга по спасению венгерских ев-реев, подчёркнуто, что вмешательство «Розенберг — фон Кантзов» через Ге-ринга способствовало смягчению судьбы евреев в концлагере «Терезиенштадт».

В конце апреля — начале мая 1945 года датские евреи стали возвращаться из Швеции в Данию в свои нетронутые жилища. Среди них был и Хьюго… Однако так как связь между Хьюго и Герингом оставалась тайной даже для большинства тех, кто сам был непосредственно вовлечён в операции по спасению обречённых, его судьба обрела вдруг неожиданно трагический оборот, когда его арестовали и … обвинили в шпионаже в пользу нацистов. Три унизительных и томительных недели он провёл в тюрьме, пока следственная бригада распутывала противоречивые показания по его «делу». Он был освобождён, его доброе имя было восстановлено. Но обвинения в сотрудничестве с фашистами, не говоря уже о возможной казни, оказались сокрушительным ударом для Хьюго Розенберга, пережитое сломало его … Умер Хьюго Розенберг в 1948 году .

Альберт Геринг (1895–1966), пятый ребёнок в семье Генриха Эрнста Геринга и Франциски (Фанни) Тиренбрин, родственницы знаменитого Фердинанда фон Цеппелина. Однаждыпо каналу ТВ “History”я увидел передачу об Альберте Геринге, родном брате нациста номер 2 Германа Геринга. Начало передачи оказалось для меня настолько неожиданном, что я схватил карандаш и бумагу и стал конспектировать, едва успевая за текстом. Оказывается, Альберт был убеждённым защитником евреев и ненавидел фашистский режим Германии. Детство братьев прошло в замке их крёстного отца Ритгера фон Эпенштейна, немецкого еврея, принявшего католичество, и его связь с матерью братьев ни для кого не была секретом. Их отец занимал высокую дипломатическую должность в немецких колониях Африки и о. Гаити и подолгу отсутствовал дома. Братья были совершенно не похожи ни внешностью, ни характерами –голубо-глазый хулиганистый Герман и кареглазый тихий и застенчивый Альберт . По-этому считалось, что отцом Альберта мог быть фон Эпенштейн, т.е. младший брат ближайшего соратника Гитлера … мог быть (!) полуевреем. Видимо, не случайно, Геринг однажды произнёс: «Кто здесь еврей, решаю я!» — речь шла об одном из его заместителей с «подозрительной» родословной. Да и всё вышеизложеное об отношениях Германа с Хьюго говорит об удивительной «пластичности» Геринга по отношении к евреям.

Выступающие по ТВ свидетели, родственники и дети спасённых Альбертом евреев и чехов-антифашистов, приводили конкретные примеры: жена композитора Легара («Весёлая вдова»), сын выдающегося врача Макса Вольфа, дочери братьев — Эда (Германа) и Элизабет (Альберта) … Я не успевал записывать фамилии. Герман знал о настроениях брата, они держались на расстоянии друг от друга, но Альберт знал, что в трудную минуту Герман его поддержит. Альберт, подобно Шиндлеру, укомплектовал свой завод по сборке кузовов грузовых автомобилей евреями, узниками концлагеря, и этим спас им жизнь. Его имя оказывало воздействие на фашистских бонз любого ранга. Тем не менее он несколько раз подпадал под арест, но его немедленно освобождали, узнав, с кем они имеют дело. Так было, например, когда он прервал издевательство над еврейскими женщинами, чистившими одну из улиц Вены зубными щётками. Так было в Бухаресте, когда местные фашисты избивали группу евреев. Узнав, кто перед ними, они ретировались, поприветствовав его «Хайль Гитлер!», на что он ответил: «Поцелуйте меня в …». Свидетельствует чешский еврей Моравик, чей отец, владелец завода «Шкода», обвинялся в изготовлении оружия для бойцов сопротивления. Альберт освободил его, снабдив визами через Румынию в США. Свидетельствуют дети Оскара Пилцера, непосредственного босса Альберта, что он не только овободил Оскара из-под ареста, но и обеспечил всю его семью визами на выезд, и все они спаслись.

После ликвидации Гейдриха летом 1942 года на Чехословакию обрушились жестокие репрессии (пример — судьба деревушки Лидице). Среди арестованных были друзья Альберта, и он обратился к брату. Но люди Гиммлера перехватили его письмо и предупредили о последствиях.

Когда Герман Геринг был осуждён Нюрнбергским трибуналом, он написал письмо брату, чтобы тот позаботился о его детях. Но … Альберт и сам был в это время в тюрьме (!?). Рассказывает бывший военный следователь от США, который вёл дело Альберта. Он не поверил рассказам подозреваемого, но ему дали показания несколько свидетелей (в т.ч. и жена Легара), спасённых лично Альбертом, и его освободили А вскоре по требованию Чехословакии Альберта опять арестовали и этапировали в Прагу. Но там оказалось много свидетелей его деятельности, и он опять был освобождён.

Однако теперь фамилия Герман работала против Альберта, и он долго не мог найти работу. В этот период жизни его морально и материально поддерживали спасённые им евреи. Достойную работу он нашёл только в 1955 году, переехав в Западную Германию.

Итак, Альберт Гунтер Геринг, родной брат нациста номер 2, немецкий бизнесмен и антифашист, на личном счету которого 34 спасённые жизни и жизни несколькх сотен немецких и чешских евреев, спасённых при его косвенном участии … Насколько мне известно, несколько раз в Яд-Вашеме рассматривался вопрос о присвоению Альберту звания Праведника народов мира, однако сам факт фамилии Герман и ассоциации, с ней связанные, не позволили удостоить этого почётного звания лично Альберта …

Примечания:

*Гринспан, Гершель Файбель, молодой польский еврей, родившийся в Веймарской республике, убил в Париже сотрудника германского посольства Эрнста фом Рота в знак протеста против преследования евреев Польши.

Гирш РАЙХЕЛЬСОН

5е

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора