— Уважаемый рав Элиягу, недавно познакомился (шидух) с девушкой, которая учится в религиозном колледже. Она рассказала мне о правилах поведения во время встреч. Этому их обучают в колледже, и она собирается им следовать. Я не буду это здесь описывать, но только скажу, что некоторые детали кажутся мне слишком строгими. Что делать? Она мне нравится, а эти ее правила — нет.
Авраам, Израиль
— Вначале поясню, что шидух — это знакомство с целью создания еврейской религиозной семьи. А теперь постараемся разобраться в заданном Вами вопросе. Подчеркну, что вопрос о правилах поведения на встречах чрезвычайно важен во всех ситуациях, когда юноша знакомится с девушкой или мужчина — с женщиной, намереваясь создать семью. Завязывая знакомство необходимо осознать, что знакомство — встреча двух разных людей. И заранее понять и принять, что у каждого человека свои жизненные принципы, свои поведенческие нормы, свои привычки. Не говоря уже о мировоззренческих установках, традициях семьи, в которой человек растет и воспитывается, чертах и взглядах, которые человек приобрел в процессе воспитания, учебы и общения с людьми. Недаром говорится в наших книгах, что согласие на вступление в брак, а потом, скажем так, удачное совместное существование — настоящее чудо. В этом ответе не буду касаться дальнейших этапов такого чуда, и буду говорить лишь о первом из них — этапе знакомства. Вы очень хорошо и толково описали, на чем «споткнулись», встречаясь с девушкой. Она поведала Вам о неких принципах поведения в период знакомства, которым ее обучили в школе, в колледже (а может, она приобрела их еще раньше — в семье). Вам, как Вы пишете, не все понравилось в изложенных ею «правилах», что естественно. Ничего не зная о ней, с уверенностью могу все же предположить, что речь идет о традиционных еврейских воззрениях. И несмотря на то, что эти традиции в разных еврейских религиозных кругах могут иметь некие различия, у них все равно есть общий фундамент, укладывающийся в слова — «внешняя и внутренняя поведенческая скромность». Что, безусловно (как я уже сказал), может не совпадать с Вашими взглядами на то, как ведут себя, допустим, через час или, к примеру, через два дня после знакомства. И тут мы с Вами подошли к самому главному. Если мы с Вами говорим о строительстве еврейского дома, спросите себя: к каким качествам, положительным или негативным, Вы причислите серьезное отношение еврейской девушки к традициям своего народа? Причем, настолько серьезное, что она ради этой приверженности в каком-то смысле готова даже рискнуть продолжением знакомства с потенциальным женихом. Ведь она, думается, знает (или догадывается), что Вам нравятся не все правила, о которых она Вам поведала. Ответ на этот вопрос, как мне кажется , очевиден и однозначен. Вряд ли найдется еврейский мужчина или юноша, который назовет такое стремление девушки недостатком.
Вам очень повезло, что Вы познакомились с девушкой, для которой принципы еврейского образа жизни по-настоящему важны. Но как быть с Вашим настроем, когда какие-то из названных ею «деталей правил» Вам кажутся «слишком строгими» и не нравятся? Вам, как мне видится, нужно поблагодарить Всевышнего за то, что Вам вот так, благодаря знакомству с девушкой, открылись какие-то стороны еврейской жизни. И Вы, надеюсь, поймете, что ни в коем случае нельзя даже пытаться низвести ее поведение на свой уровень, но, наоборот, надо приложить усилия к тому, чтобы подняться до ее уровня. Полагаю, понятно, что в этом моем ответе не следует усматривать рекомендацию жениться именно на той девушке. Ведь мы с Вами обсудили, пусть и важный, но лишь один аспект удачного шидуха.
Отвечал рав Элиягу Эссас