Почему из хороших детей порой вырастают плохие люди?

Что может быть прекраснее детских лиц? Дети кажутся нам непорочными и прекрасными созданиями. Но почему тогда из хороших детей вырастает так много плохих людей?

Нам кажется, что виной всему является влияние окружения, хотя каждый человек также делает свой выбор между добром и злом. Ведь нередко бывает, что братья получают одно и то же воспитание, но вырастают совершенно разными людьми. Так, например, сыновья Ицхака, близнецы Эйсав и Яаков: один вырос негодяем, а другой — праведником. Возможно, что атмосфера дома Ицхака способствовала духовному становлению увлеченного учебой Яакова, но не соответствовала природе непоседы Эйсава. «Эта история учит родителей искать индивидуальный подход к каждому ребенку», — писал рав Шимшон Рефаэль Герш, вспоминая слова царя Соломона: «Воспитывай (ханох) ребенка его путем (в соответствии с его природой), тогда, даже состарившись, не свернет он с него» (Притчи, 22:6).

Любопытно, что слова ханох (воспитывай) и Ханука — это однокоренные, связанные по смыслу слова. Потому праздник Ханука — это праздник воспитания человеческой личности, напоминающий родителям, что они должны воспитать, озарить светом души своих детей.

Однако светом можно лишь делиться, указывая своим личным примером светлый путь в жизни. Потому прежде чем озарить светом чью-то душу, следует сначала озарить свою собственную. Воспитание же других начинается c воспитания себя самого.

Важнейшим инструментом воспитания является поступок. Совершаемые нами поступки оказывают огромное влияние на наши души. И если некоторые поступки строят, озаряют душу светом, то другие — разрушают и привносят тьму…

…Когда Эсав пришел с поля и увидел, что Яаков сварил суп, то потребовал накормить его. Яаков знал, что Эсав недостоин продолжать традицию отца, и потому предложил ему продать первородство. Эсав продал первородство и съел суп. В завершение этой истории сказано: «И пренебрег Эсав первородством» (Берешит, 25:32).

Казалось бы, мы и так это знаем, что Эсав пренебрег первородством, ведь он продал его. Зачем же Тора повторяет то, что и так ясно?

— Для того чтобы мы не подумали, что «Эсав пренебрег первородством» и потому «продал его Яакову», — объясняет рав Авраам Тверский в своей книге «Living each week». — Наоборот: «Эсав продал первородство» и как следствие «пренебрег им»!

Эсав не смог совладать со своей страстью к еде. Насытившись супом, он должен был оправдать себя в своих собственных глазах. Потому-то и сказано в конце этой истории: «И пренебрег Эсав первородством»!

Представьте себе человека, который не сумел преодолеть искушения и взял то, что «плохо лежит». После кражи он испытал угрызения совести. Физическая боль спасает жизнь, помогая человеку обратить внимание на кровотечение. Так же и боль души, чувство вины предохраняет личность человека от деградации, сообщая ему, что он совершил поступок, противоречащий его системе ценностей.

Cовершивший кражу человек может либо раскаяться и вернуть ворованное, либо заглушить чувство вины самооправданием, пренебрегая грехом, говоря себе: «Все воруют!»

Так, совершая преступление и оправдывая свои действия, человек становится преступником. И точно так же, совершая добрый поступок, человек становится добрее и, воспитывая себя, привносит свет в свою душу…

…Яаков бежал из родительского дома от ненавидящего его брата. Возвращаясь со своей семьей 22 года спустя, он узнал, что навстречу ему идет Эсав с войском в четыреста человек. Яаков готовился к бою и, казалось, должен был взять в руки меч, но он почему-то вернулся ночью за маленькими сосудами — «И остался один» (Берешит, 32:25, Раши). «Маленькие сосуды» — это намек на «маленькие сосуды» Меноры, которые, наполняясь оливковым маслом, рассеивают тьму ночи. Но разве эти сосуды могли помочь Яакову в бою? Конфликт братьев — это символ конфликта света и тьмы, который происходит, прежде всего, внутри самого человека. Тьму не выгоняют палками, не сокрушают мечом, ее рассеивают светом! «Маленькие сосуды» — это «маленькие дела» праведников, осознающих ценность каждого, даже кажущегося незначительным, поступка. Ибо каждый добрый поступок, подобно ханукальной свече, воспитывает и вдохновляет, озаряя светом души людей.

Художник Алекс ЛЕВИН

http://ArtLevin.com

4а

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора