На Йом Кипур 1948 года в Москве случилось знаменательное событие. Десятки тысяч московских евреев пришли к синагоге приветствовать посла недавно образованного Израиля.
Сталина это возмутило предельно, он заподозрил нас в отсутствии советского патриотизма. Евреев обвинили одновременно в противоречащих друг другу национализме и космополитизме и решили уничтожить.
Болезненна тема отношения евреев к стране проживания. Весьма патриотичную группу являли некогда немецкие евреи. Они даже называли себя не евреями, а немцами Моисеева закона. Связь их с этим «законом» тоже была хлипкой. Принятие христианства и смешанные браки среди немцев Моисеева закона были обыденны.
Немецкая цивилизация, родившая великих философов и композиторов, учёных и поэтов, была чрезвычайно привлекательной для центрально- и восточноевропейского еврейства. Кафка писал на немецком. Мандельштам призвал в стихотворении «К немецкой речи»:
«Поучимся ж серьезности и чести
На западе у чуждого семейства».
Немецкие евреи проявили себя самоотверженными воинами в Первой мировой войне, многих увенчали всяческими «Железными Крестами». Но в 1933 году Германия приняла Гитлера и отвергла своих евреев. Для тех это стало непереносимой душевной драмой.
Характерна судьба выкреста, выдающегося химика Нобелевского лауреата Фрица Габера. Его метод получения аммиака из водорода и атмосферного азота обеспечил мир сельскохозяйственными удобрениями. Половина населения земного шара ныне не умирает от голода благодаря открытию Габера. Другое направление деятельности Габера сделало его «отцом химического оружия». Габер был энтузиастом применения Германией отравляющих газов. Из-за стыда за это покончила с собой жена Габера, помогавшая ему в исследованиях. Патриотизм Габера запечатлён в его кредо: «Во время мирного времени учёный принадлежит миру, но во время войны он принадлежит своей стране».
В 1933 году Габеру пришлось покинуть Германию. Хаим Вейцман предложил ему место ректора исследовательского института в Палестине, носящего ныне имя самого Вейцмана. 65-летний Габер принял предложение, но не перенёс разлуки с Германией и по дороге в Палестину скончался.
Недавно В. Чернухин на израильском сайте «Хадашот» рассказал о предвоенных совместных усилиях нацистов и сионистских лидеров Палестины переселить немецких евреев в Землю Израиля. 25 августа 1933 года они даже подписали соглашение об этом, получившее название «Хаавара» (Перемещение). Когда-то советская пропаганда любила мусолить тему этого сотрудничества. Нацисты, следуя самоубийственной для своей страны идее изгнания из неё еврейского населения, даже нашли способ обеспечивать соглашавшихся уехать в Палестину евреев тысячью фунтами, необходимыми для преодоления эмигрантской квоты, установленной Англией. Поборниками сионизма в ту пору являлись нацисты, а его врагом — Англия.
В Палестину перед войной перебрались, по разным источникам, то ли 60 000, то ли 80 000 из полумиллиона немецких евреев. 170 000 из оставшихся, не нашедших укрытия, погибли. Почему они не воспользовались Палестиной как убежищем?
Знакомые моей сестры Бэллы, живущей в поселении Долев в Шомроне, рассказали ей о судьбе их тёти, в середине 30-х годов приехавшей в Палестину, но, пожив там немного, вернувшейся в Германию. В Палестине не было должной культурной жизни, «даже оперного театра», жаловалась тётя. Больше о ней не слышали.
В 2010 году на турецком корабле Mavi Marmara, пытавшемся прорвать блокаду Газы, среди турецких террористов находилась и пережившая ребёнком в Англии Холокост немецкая еврейка Хеди Эпштейн. В интервью она рассказала, что её родители могли спастись, эмигрировав в Палестину, но настроенные антисионистски предпочли погибнуть в родной Германии. 85-летняя Хеди хранит антисионистскую традицию своих родителей, но живёт в США. Патриотов Германии среди немецких евреев практически не осталось.
Патриотизм советских евреев первой половины ХХ века был в большой степени основан на идеологии. Вряд ли какая иная этническая группа граждан СССР относилась к коммунистической доктрине с таким пиететом, как евреи. Этапы увядания этого пиетета: террор 1937 года, выкосивший наиболее убеждённых евреев-коммунистов; антисемитская кампания «борьбы с космополитизмом» 1948 –53 годов и «дело врачей; разоблачения Хрущёвым преступлений правления Сталина в 1956 году; чудо победы Израиля в Шестидневной войне 1967 года. Опасения Сталина оправдались — еврейский национализм вытеснил у нас советский патриотизм.
С конца 60-х годов борьба за эмиграцию захватила многих советских евреев.
К 1988 году мы победили в этой борьбе. СССР развалился, и основная масса евреев покинула его развалины. Сейчас в России осталось примерно (насколько можно оценить число евреев, полу- и четверть евреев) 5-7% её прежнего еврейского населения.
От былого патриотизма русскоговорящих евреев осталась лишь наша привязанность к языку, богатому, гибкому и звучному. Особенно изысканным русским обладают почему-то писатели, подолгу живущие вне России. В старые времена это были Гоголь, Тургенев, в ХХ веке — Бунин, Набоков, в последние времена — Довлатов, Бродский, Акунин, Рубина.
Динамика патриотизма американских евреев является затейливой комбинацией патриотизма евреев российских и немецких. С начала ХХ века до Хрущёва, скорее даже до Солженицына с его «Архипелагом ГУЛАГ», американские евреи верили в коммунистическую химеру более искренне, чем российские. Корнями многие из них были из тех же российских евреев, с тем же бэкграундом, но более энергичные, решившиеся на эмиграцию. И американские евреи, в отличие от своих незадачливых родственников, оставшихся в Российской империи, не наблюдали ужаса претворения марксовых теорий в жизнь. Поэтому идеализм американских евреев не подвергался испытанию реальностью. Впрочем, заметное число их уехало строить светлое будущее в СССР. Я встречал детей этих подвижников среди отказников 70-х — 80-х годов.
Любовь к коммунизму у многих американских евреев была в ту пору много сильнее любви к своей стране, и часть их пошли в сталинские шпионы. Величайшим достижением этих стала передача Сталину секретов изготовления атомной бомбы. Казнённые супруги Розенберги — далеко не единственная, и даже не важная часть в цепи еврейских агентов Сталина. Даже отец атомной бомбы Роберт Оппенгеймер — из немецких евреев — имел коммунистические симпатии. Он был плотно окружён коммунистами, например, женой и братом, и через это в 1954 году лишился допуска к работам. Некоторые левые евреи пострадали от комиссии сенатора Маккарти по расследованию антиамериканской деятельности 1953 — 57 годов, о чём позже написали книги и сняли фильмы.
Сионизм американских евреев имел те же толчки, что и у советских: провозглашение Израиля, Шестидневная война. Потом ещё советские евреи объединили американских в солидарности к нашей борьбе за эмиграцию.
Патриотизм трёх четвертей американских евреев этого века строится, как некогда у немецких, на преданности американской культуре. Только у них это не Кант и Гегель, Бетховен и Вагнер, Гёте и Шиллер, а берущий начало от марксистских движений первой половины ХХ века и идей молодёжного радикализма 60-х годов постмодернизм с его многочисленными симулякрами левых идеологий: социализмом, мультикультурализмом, политкорректностью, феминизмом, «разнообразием», чёрным расизмом, «равенством браков», «борьбой с исламофобией», бесконтрольной иммиграцией, антисионизмом и прочим. Об этих симулякрах я писал в эссе «Гиперреальность Америки».
Постмодернизм современных американских евреев, поскольку он включает в себя антисионизм, вытеснил у них национализм и приблизил их к антисемитизму. В Америке расцвели еврейские антиизраильские организации, такие, как J-Street и New Israel Fund. Даже некогда респектабельная Антидиффамационная лига под руководством ставленника Обамы Д. Гринблатта стала антисионистской — осудила перенос американского посольства в Иерусалим, и даже враждебной евреям — способствовала карьерному росту близкого к Фаррахану антисемита Эллисона — ныне второго человека в Демпартии.
Один из ведущих еврейских интеллектуалов Америки Денис Прегер в недавней публикации сообщил: «Как ни прискорбно это признать, но большинство лидеров движения BDS, призывающих мир бойкотировать Израиль, — левые евреи» (Цитаты из Прегера в переводе Сони Тучинской).
Угроза американскому постмодернизму, представляемая президентом Трампом, его решительными действиями во внешней и внутренней политике, вызвала горестное отвержение Трампа левыми евреями Америки. «Паства многих неортодоксальных синагог сидела шиву (траурное оплакивание), когда Дональд Трамп был избран президентом США», — пишет Прегер.
Патриотизм правой части американских евреев — в основном ортодоксов и русскоязычных — основан в известной мере на поддержке Америкой, начиная с 1948 года, Израиля. Еврейский раскол отражается в партийной принадлежности: ¾ евреев поддерживают Демократическую партию, заметно (а в годы президентства Обамы явно) антиизраильскую, ¼ — произраильскую Республиканскую. Этот раскол отчётливо виден в отношении американских евреев к ближайшим советникам Трампа — к его дочери Иванке и к Джареду Кушнеру — паре, которую история, за заслугу перед евреями, со временем может поставить в ряд с царицей Эстер и Мордехаем. С Кушнерами связывают резкий разворот из предельно враждебной Израилю политики Обамы к беспрецедентно благосклонной — нынешней администрации. Перенос посольства — только самое зримое проявление этой политики. Тут и отказ от ядерного договора с Ираном и от абсурдного определения статуса «палестинский беженец» как наследуемого, и прекращение субсидирования палестинских террористических организаций, и закрытие представительства «Палестины» в Вашингтоне.
Но еврейские патриоты постмодернистской Америки демонстрируют к супругам Кушнер тяжёлую вражду. Поводы: администрация Трампа препятствует эмиграции в США мусульман из наиболее опасных стран (похоже, левые евреи мечтают о буднях, как во Франции, в которых мусульмане атакуют еврейские школы, стреляют по синагогам и убивают евреев в кошерных магазинах); Трамп не взял сторону в оценке потасовки в Шарлотсвилле, в которой штурмовики «Антифы» атаковали участников митинга в защиту памятников участникам армии Конфедерации.
Особенно омерзительна антитрамповская истерия в связи с убийством евреев в Питтсбургской синагоге. Самого произраильского президента в истории обвинили без малейшей причины в разжигании антисемитизма. Когда Трамп прибыл в Питтсбургскую синагогу, чтобы почтить память погибших, его встретила массовая еврейская демонстрация протеста. Семья убитого в синагоге 71-летнего Даниеля Штерна заявила, что не желает, чтобы Трамп посетил их для выражения сочувствия. Президент парижской группы «Проект Аладдин», борющейся с отрицанием Холокоста, Лея Пизар — дочь прошедшего через Освенцим советника президента Кеннеди, написала: «Немыслимо, что Джаред может остаться связанным с администрацией после Питтсбурга» и назвала Кушнера «фиговым листом» президента.
В статье «Хороши ли Джаред и Иванка для евреев?» антиизраильская еврейская «Нью-Йорк Таймс» сообщает, что глава нью-йоркской иешивы рабби Эйтан Такер — приёмный сын известного сенатора Джозефа Либермана, предупредил Кушнеров: если те вернутся жить в Нью-Йорк, они будут отвергнуты местной еврейской общиной — «Они не будут изгнаны, но я не думаю, что в какой-то синагоге им дадут алию (приглашение в шаббат к Торе)».
Денис Прегер дал суровую оценку общине прогрессивных евреев Америки: «Невозможно переоценить масштаб ущерба, привносимого в мир левыми евреями Америки. Ущерб глобальный, нанесенный как иудаизму, так и самому еврейскому народу. А если смотреть правде в глаза, то и всей Америке». Чтобы оценить справедливость этих слов, стоит сравнить патриотизм американских евреев с естественным патриотизмом жителей еврейской страны. Израильтяне отвергли социализм — партии с социалистической программой становятся в стране маргинальными. Более 80% израильских евреев приветствуют деятельность Трампа, связанную с Израилем. В США же — по опросу Американского Еврейского комитета за 2018 год — 41 процент американских евреев решительно не согласны с политикой Трампа относительно Израиля и 71 процент хранит негативные чувства к своему президенту. Поддержка США необходима Израилю. Её обеспечивают миллионы евангельских христиан, для которых поразительные успехи еврейского государства служат подтверждением их религиозной доктрины. По опросам иудаизм является самой уважаемой религией среди американцев.
А что же американские левые евреи? Им предстоит судьба немецких евреев: или обрести аутентичный еврейский патриотизм, или исчезнуть (всё же не те времена: ассимилироваться).
Новая книга Бориса Гулько:
«Мир еврея». Часть 2. 111 избранных эссе, написанных в 2012–2015 годах. 547 страниц. 26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
Мир еврея. Часть 1. 57 избранных эссе, написанных в 2000–2012 годах. 269 страниц. 15 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
«Путешествие с пере- садками». Три книги воспоминаний. 397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах. 20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com
Для меня, Борис, долгое время также оставалось загадкой, почему нем. евреи в такой степени были патриотичными. Из 100.000 евреев-солдат Первой Мировой Войны погибли 12.000, более 20.000 остались инвалидами. Самое интересное, что в соответствии с законом, принятым еще в 1815 г., вдовы евреев-солдат, добровольно ушедших на фронт, в отличии от немцких, даже не получали пенсии! Видимо объяснение кроется в рабском 2.000-летнем менталитете, который изуродовал психику нашего народа, хотя по-человечески вполне объяснимoм. Немецкие евреи были несказанно благодарны немцам за то, что их признали полу-людьми и даже были уверенны, что способны своими успехами добиться полного признания, в котором им было категорически отказано по принципу: «Знай сверчёк свой шесток». Я больше и больше убеждаюсь в том, что слабость самосознания немецких евреев была основной причиной их гибели, а потеря самосознания шла рука в руку с прогрессирующим атеизмом. Для собственного самосознания немецким евреям было крайне необходимо подтверждение окружающих их немцев. Их успех в бизнесе, культуре или науке остро нуждался в подтверждении окружающей среды, иначе он просто не считался для них успехом. Какое фатальное заблуждение!
Еврейский патриотизм в диапоре ведет однозначно к негативным результатам: в лучшем случае —
к разочарованию, в худшем — к уничтожению.