«В Иерусалиме история на вашей стороне»

Эльдад Бек

 

На протяжении многих лет д-р Жак Готье изучает запутанный юридический вопрос о праве на владение едва ли не самым сложным городом в мире. В специальном интервью он перечисляет события, доказывающие, по его мнению, то, что право на Иерусалим было отдано евреям и предостерегает от «подмены юридических аргументов политическим нарративом».

Почти сорок лет назад, 20 августа 1980 года, большинством в 14 голосов и без вето Соединённых Штатов, Совет Безопасности ООН принял Резолюцию 478, согласно которой объявление объединённого Иерусалима столицей Израиля, принятое в качестве «Основного закона» Кнессетом тремя неделями ранее, противоречит международному закону.

На этом основании Резолюция признавала неправомочными все предпринятые Израилем, в качестве «оккупационной силы» шаги, меняющие характер «священного города Иерусалима» и призывала все страны, обладавшие посольствами в этом городе, вывести их за его пределы. Это решение как раз и стало основой того самого пресловутого «международного консенсуса», мешающего большинству государств, поддерживающих дипломатические отношения с Израилем, разместить свои посольства в Иерусалиме.

Вот только, если вы спросите д-ра Жака Готье, канадского эксперта по международному праву, «консенсус» этот сам по себе весьма  проблематичен. По мнению Готье, он просто является грубым нарушением того самого международного права, на которое якобы опирается.

В своей докторской диссертации д-р Готье подробно рассматривает вопрос о праве на владение Иерусалимом. Изучению этого сложного юридического вопроса он посвятил 20 лет своей жизни, неоднократно посетив за эти годы Иерусалим, а также другие места, где принимались исторические решения, закрепившие с точки зрения международного права израильский суверенитет над всем Иерусалимом, равно как и над Иудеей и Самарией.

 

ד"ר ז'ק גוטייה
Д-р Жак Готье

«Чтобы понять это, нам следует вернуться назад к событиям, приведшим к предоставлению еврейскому народу права на владение», — объясняет д-р Готье. Последнее решение Лиги Наций, международного органа, предшествовавшего ООН, принятое в апреле 1946 года, подчёркивало, что государства-члены, по-прежнему обладающие мандатами на переданные под их администрацию территории, обязаны продолжить управлять ими в интересах проживающих там народов, в соответствии с обязательствами, взятыми ими при получении мандата.

Таким образом, и с прекращением работы Лиги Наций мандатные обязательства по Палестине остались в силе, что для еврейского народа является крайне важным фактом. Устав ООН, являющийся международным договором, обязывающим все страны, подчёркивает, что никакой параграф в нём не может изменить прав, предоставленных народам, до его ратификации. Эта оговорка в числе прочего закрепляет и права, предоставленные еврейскому народу в Стране Израиля. А потому, соответствующим образом обязывает и все последующие решения ООН.

 

Зелёный свет от Файсала

Согласно Уставу ООН (ст. 80 — ред), подчёркивает Готье, резолюции Генеральной Ассамблеи, включая и Резолюцию о разделе Палестины от 1947 года, не являются обязательными, за исключением тех случаев, когда речь идёт о внутренних делах ООН.

«И хотя, — добавляет он, — на Совет Безопасности и оказало влияние то, что Генеральная Ассамблея приняла резолюции, осуждающие Израиль, лишь очень небольшая часть решений самого Совета считается обязательной в соответствии с международным правом. Таким образом, моя позиция состоит в том, что и Резолюция 478 тоже не является обязательной в соответствии с международным правом».

 

Похожее изображение
Посол СССР в ООН О.Трояновский, голосовавший за резолюцию 478

Прорабатывая свою юридическую позицию, Готье предпринял поиски исторических документов, фиксирующих право на владение Иерусалимом, а также на всю «Палестину» в целом.

«Соглашение Сайкс-Пико о разделе Ближнего Востока было секретным договором между Францией и Великобританией, противоречащим публично заявленной Декларации Бальфура, — говорит он.

– Но мы не должны забывать о важном принципе, гласящем, что нельзя дать то, что вам не принадлежит. Иначе говоря, Франция и Британия не имели права собственности и владения на эти территории, принадлежавшие Османской империи. Как юрист, я должен был проверить, в какой момент державы приняли решения, которые они вообще имели право принять.

Декларация Бальфура, несомненно, была очень важным заявлением. В ноябре 1917 года, англичане были крайне обеспокоены тем, как развивается ход войны. И вот, британское правительство решило поддержать создание еврейского национального очага в Палестине. Это было очень важным политическим решением, хотя и не имеющим юридической силы.

В 1917 году не было государства, называемого Палестиной. Святая Земля являлась частью Османской империи и была разделена на округа. Палестину же воспринимали как Святую Землю евреев. Англичане завоевали Иерусалим уже после. Таким образом, Декларация Бальфура не стала юридическим обоснованием для права евреев на владение этим городом и всей страны».

 

Позже, уже в январе 1919 года, в Париже была созвана мирная конференция, которая должна была решить, среди прочего, вопрос о распределении контроля над территориями побеждённых в ходе Первой мировой войны стран.

К представителям стран победительниц обращались  делегации арабов и сионистов, выдвигавших свои требования на получение территорий разгромленной Османской империи.

Картинки по запросу вейцман фейсал
Руководитель ВСО Х. Вейцман, будущий президент Израиля (слева) и эмир Фейсал при заключении пакта о разделе Палестины (1919 г.)

«Это происходило уже после того, как в январе 1919 года между Вейцманом и Файсалом было достигнуто соглашение, — разъясняет Готье, — Файсал Хашемит  дал понять, что поддержит еврейские требования на Палестину.

Таким образом, он пытался заручиться еврейской поддержкой на то, чтобы заполучить контроль над огромными территориями бывшей Османской империи: Ираком, Сирией и Ливаном. Так или иначе, но в итоге, в Париже не было принято решений в отношении Ближнего Востока. Там шла речь  о Германии и Австро-Венгрии, уступивших победившим державам свои права на владения землями. Вот этот самый ключевой этап в международном законодательстве я как раз и искал – отказ побеждённых стран от своих имущественных прав».

 

Не воры и не захватчики

Для еврейского же народа этот исторический переломный момент произошёл в итальянском городе Сан-Ремо, в апреле 1920 года. Вот как описывает это Готье:

«В течение двух дней представители победивших держав обсуждали, что делать с территориями Османской империи и как реагировать на требования арабов и евреев.

Греция, Бельгия и Япония согласились с еврейскими требованиями о создании национального очага в Палестине, самым же воодушевлённым сторонником был ни кто иной, как Ллойд Джордж. В ответ на просьбу представителя Франции, объяснить конкретно «о какой Палестине для евреев идёт речь», он представил карту, указывающую границы Святой Земли во время царствования царей Давида и Соломона».

 

Царство Соломона

 

Другими словами, вместе с Иерусалимом, Иудеей и Самарией?

«Да, именно! В Сан-Ремо впервые состоялось признание исторического права собственности евреев на Страну Израиля. Державы, получившие все полномочия, признали эту историческую связь. Решения Сан-Ремо закреплены Севрским мирным договором, подписанным с Турцией летом 1920 года, которое, к слову, турками так и не было ратифицировано.

Но в 1923 году, уже в Лозаннском мирном договоре, турки отказались от своих прав на владение территориями Ближнего Востока, содержание же Севрского договора ничем от него не отличалось. В этом соглашении было чётко сказано, что права на владения передаются победившей державе.

 

«Единственное различие между Иерусалимом и Иудеей с Самарией заключается в том, что на Иерусалим Еврейское Государство заявило свои права.

Следует совершенно ясно понимать, что когда ООН в своих резолюциях упоминает «оккупированные палестинские территории», это вообще не термин международного права, поскольку эти территории никогда не принадлежали палестинским арабам.

Определение же «оккупированные», уместно лишь в одном единственном случае — если подразумевает то, что статус этих областей должен быть урегулирован в будущем».

 

Готье даёт понять, что вообще не стремится занять какую-либо политическую позицию, но, будучи юристом, считает несправедливым утверждать, будто евреи — израильтяне в какой-либо части Иерусалима являются ворами или захватчиками, незаконно овладевшими чем-то, что им не принадлежало.

В определённый исторический момент право на владение было дано еврейскому народу. И это является актуальным фактором в любых переговорах и в любой будущей договорённости о статусе Иерусалима. Проблема же в том, что политический нарратив подменил в этом вопросе юридический аргументы».

 

Источник на иврите — Исраэль ха-йом

Перевод Александра Непомнящего — Еврейский мир

 Декабрь 2018

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 11, средняя оценка: 4,82 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Непомнящий

Израиль Родился в 1972 г. в Перми. В Израиле с 1990, живёт в Герцлии. Закончил Хайфский Технологический Институт (Технион). После окончания службы в Армии Обороны Израиля, работает в сферы высоких технологий. В 1997 стал одним из инициаторов создания аналитической группы МАОФ, созданной для ознакомления русскоязычных репатриантов с платформой и позицией израильского национального лагеря по ключевым вопросам внешней и внутренней политики, а также с сионистскими ценностями посредством русскоязычной прессы.
Все публикации этого автора

3 комментариев к “«В Иерусалиме история на вашей стороне»

  1. Хоть эта статья фрагментарна и довольно политкорректна, на фоне сталинско-бенгурионовской пропаганды, до сих пор доминирующей в Стране и в мире, она дает относительно правдоподобную картину нашей хронографии за последний век. Отрадно, что она взята не из какого-то маргинального сайта, а из, близкой к канцелярии премьера «Исраэль а-йом», имеющей огромный бумажный тираж и рапространяемой бесплатно (народное прозвище «Бибитон»).

  2. При сохранении статуса-кво, между Иорданом и морем, через одно поколение образуется одно государство «исратина», о котором мечтали Арафат и Каддафи.
    Сегодня у евреев есть шанс слить эту арабскую мечту и отправить арабов из Палестины в их 20 стран.
    Экономическому и физическому разводу с 6.5 млн. арабо-палестинцами мешают два мифа, которые существуют только в воображении евреев.
    Миф «правых» о том, что предоставив арабам полную экономическую (не военную) автономию в Газе, Рамалле, Шхеме, Хевроне, Иерихоне и т.п. — евреи навсегда потеряют эти части Эрец Исраэль.
    Миф «левых» о том, что евреи якобы обязаны предоставить арабам равные с евреями права в Израиле и позаботиться о других арабо-палестинцах.

    Как избавиться от этих мифов ? Можно в два этапа:
    1-й этап > Разделение народов Палестины на основе гражданства (например на референдуме): евреям и их семьям — израильское гражданство, а ВСЕМ арабам — арабо-палестинское, что и подразумевалось в ООН в 1947 г.
    ВСЕ арабы платят налоги в Рамаллу, евреи перестают кормить, лечить, учить и предоставлять арабам-иностранцам права в Израиле.
    Помощь только в реализации недвижимости и при переезде 2-х млн. арабов из Израиля в те части Палестины, где евреи не живут.
    Левый миф — отмирает.
    2-й этап > По договоренности с США, Египтом и Иорданией за несколько лет переводим снабжение арабов водой, электричеством, топливом, стройматериалами, финансами и т.п. из Газы и зон А+В на Синай и на восточный берег Иордана. Арабы перекочуют туда, где будет вода и пища. Евреи поселятся там, где они жили во времена царей Давида и Шломо.
    Конец арабской мечты, мифов и векового конфликта.

    1. «They must go» Rabbi Meir Kahane. Они должны уйти. Реббе Меир Кахане. 1981

Обсуждение закрыто.