— Уважаемый Рав Элиягу Эссас! Много раз из ваших ответов замечал, что вы с некоторой неприязнью относитесь к выходцам из России, считая, что они переселяются в Израиль ради материального благополучия.
Измените ли вы свое мнение, если узнаете, что сейчас в России материальное благополучие не хуже, чем в Израиле — можно купить любые деликатесы, одежду известных мировых брендов, любое количество «Мерседесов» и квартир. И если человек едет в Израиль, то уж точно не за колбасой, которой продается, наверное, больше 100 видов. Видимо, люди едут за чем-то другим, нематериальным.
Всего Вам наилучшего!
Алекс, Сочи
— Мне, признаться, не очень понятна причина, по которой Вы пишете: если узнаете, что сейчас в России…» и т.д.
Информация о положении дел в России — не засекречена. Напротив, если учесть СМИ, Интернет, ситуацию, когда люди свободно перемещаются из страны в страну, — хорошо известна.
Для меня, разумеется, не новость, что в России можно купить дома, дорогие машины, любую одежду, деликатесы и прочее. В то же время прекрасно знаю, что, несмотря на такое изобилие, позволить себе пользоваться таким изобилием могут немногие, совсем небольшой процент населения.
«Красиво» живут в основном только центральные города — Москва, Санкт-Петербург и еще несколько. А, в общем, материальное положение у большинства населения России — непростое. Во всяком случае, среднестатистический уровень жизни — на несколько порядков ниже, чем в Израиле.
Массовая волна репатриации из бывшего Советского Союза, как известно, началась в конце 1980-х, в разгар «перестройки». Тогда примерно за 5 лет оттуда приехали в Израиль около миллиона человек.
Потом темпы заметно снизились, а после 2000-го года — упали до нескольких тысяч в год. Что, кстати, отражает уровень достатка и изобилия в России.
В конце 80-х — начале 90-х годов положение там было катастрофическим. И алия в Израиль была массовой. Когда же ситуация стала понемногу улучшаться — число приезжающих резко снизилось.
Впрочем, чтобы догадаться, почему это так, а не иначе, нет нужды анализировать статистические данные. Находясь в Израиле, можно увидеть, чем живут люди, приехавшие сюда 20-25 лет назад, и каков их образ жизни.
Конечно же, после переезда в другую страну приехавшим требуется время, чтобы, что называется «встать на ноги», обустроить свой быт, выучить язык, начать ориентироваться в новой ситуации и т.д.
Адаптация в новой реальности у разных людей протекает по-разному. Кому-то на это нужен где-то год, кому-то,— пять лет.
Поэтому в течение этого периода можно и не ожидать от человека, что он устремится к духовности. В принципе, это, разумеется, неправильно. Но в контексте нашего разговора сделаем некую скидку.
Но вот срок в 25 лет уж точно нельзя определять как переходный период, необходимый на то, чтобы обосноваться в новой стране. Между тем, большинство переехавших в Израиль из стран бывшего Советского Союза, как было сказано выше, именно столько, 25, а то и 30 лет, обитают в Израиле.
Сейчас уже можно достаточно ясно видеть, что огромный процент из их числа — до сих пор живут в основном материальными ценностями. Они руководствуются главным образом бытовыми интересами: здоровье, работа, обустройство квартиры, отдых и т.д. По ходу дела, разрешая, разумеется, те или иные проблемы иного характера. То есть, в общем, живут, как любой среднестатистический житель развитых стран мира.
Многие из них не только не интересуются духовностью, но и нередко даже воюют со всем, что связано с мировоззрением и традицией еврейского народа.
В Талмуде находим правило — коль ман де-париш, ми-руба париш. Что в сущностном переводе с арамейского означает «если выбрать элемент множества, о котором ничего не известно, нужно считать, что он схож с большинством элементов данного множества». Например, если в корзине 10 синих и 5 зеленых шаров, вытянув один из них, не глядя, наугад, следует предположить, что шар в твоей руке синий.
В отличие от множества математических задач, которые начинаются похожими словами о шарах, Талмуд обсуждает не математическую смекалку или теорию вероятности, но элементы Устройства мира, делая выводы, как человек должен себя вести, как анализировать ситуацию и как найти тот «ход», который в данных обстоятельствах максимально приближает тебя к Всевышнему.
Таким образом, если о том или ином человеке не известно ничего конкретного, и он сам не декларирует, что едет в Израиль за духовностью — зная поведение большинства, о нем можно сказать, что у него такое же отношение к духовности.
Подчеркну слова «ничего не известно» и «можно сказать» — то есть не утверждать с уверенностью, но предположить. Понятно, что каждый человек — неповторимая индивидуальность. И зачастую даже сам человек не в состоянии определить, какие процессы «варятся» в глубине его души, а тем более в душе другого человека.
Однако же Ваш вопрос посвящен общему положению дел. Поэтому именно в таком ключе мы его и обсуждаем.
Если уж говорить о неприязни, если она и просматривается, то не к людям, а к бездуховному образу жизни. Помимо всего прочего, это нередко сопряжено с наглостью, хамством и неблагодарностью по отношению к стране и народу, которые тебя приняли. Или — с вопиющей безграмотностью.
Но не хотелось бы все-таки давать Вам повод для отчаяния.
Во-первых, мы знаем, что действительно были и есть евреи, выходцы из бывшего Советского Союза, которые переезжают в Израиль ради воплощения духовных целей.
Во-вторых, мы не знаем, как Всевышний управляет миром и судьбами людей. Если человек спустился по трапу самолета и ступил на Землю Израиля с какими-то определенными мыслями и надеждами — это не означает, что завтра или через 10 лет они останутся прежними. Лучшее тому доказательство — что многие тысячи русскоговорящих евреев, которые приехали в Израиль по материальным, экономическим причинам, впоследствии начали жить полноценной еврейской жизнью. И процесс этот продолжается. Все больше и больше евреев, прибывших в Израиль из России и других стран бывшего СССР, начинают интересоваться Торой и соблюдать ее законы…
Отвечал рав Элиягу Эссас