Яаков поселяется в Ханаане. Его любимый сын Йосеф, которому он в знак особого расположения дарит разноцветную полосатую рубашку из тонкой шерсти, доносит отцу о плохом поведении братьев. Братья возненавидели Йосефа, особенно после того как он пересказал им два своих пророческих сна, в одном из которых их снопы кланяются его снопу, а в другом перед ним склоняются солнце, луна (отец с умершей матерью) и одиннадцать звезд (братья). Заподозрив Йосефа в стремлении узурпировать духовную миссию семьи, сыновья Яакова замышляют убить его. Но когда Йосеф приходит к ним на пастбище в Шхем, братья отказываются от прямого убийства и продают юношу в рабство купцам, проходящим с караваном. Затем они показывают Яакову рубашку Йосефа, смоченную кровью зарезанного козленка, и убеждают отца, что его младшего сына растерзал дикий зверь. Яаков безутешен. Оказавшись в Египте, Йосеф становится собственностью Потифара, начальника царской стражи. Здесь Тора прерывает рассказ, чтобы поведать о судьбе Иегуды и его семьи. Старшего сына Иегуды Эра постигает смерть за то, что он хотел предотвратить беременность своей жены Тамар. На ней женится левиратным браком брат Эра Онан, но и он умирает за тот же грех. Иегуда остается вдовцом, и Тамар решает обманным путем забеременеть от него, поскольку он не дал ей в мужья своего младшего сына Шелу, а ей было известно, что от Иегуды произойдет династия еврейских царей. Замысел удался: Тамар рожает близнецов. Тем временем Йосеф становится управляющим в доме Потифара. Жена хозяина домогается любви красивого раба и, разгневанная отказом, ложно обвиняет его в попытке изнасилования. Йосефа бросают в тюрьму. Там он удачно толкует сны двух царедворцев, попавших в немилость к фараону. Предсказания Йосефа в точности исполняются: начальник виночерпиев реабилитирован, а начальника пекарей казнят. При выходе на свободу главный виночерпий обещает ходатайствовать за Йосефа во дворце, но забывает о нем.
***
«И случилось после всего этого: жена господина его подняла глаза свои на Йосефа и сказала: «Ляг со мной!» (39:7)… «И было: она домогалась Йосефа изо дня в день» (39:10).
Еврейская мораль и «свободные» нравы современного западного общества отличаются друг от друга, как день и ночь. На одном полюсе — строгое разделение между мужчинами и женщинами, а на другом — эмансипация, смешение и искусственное уравнивание полов.
Тем больший интерес вызывает сообщение, что в одной американской юридической конторе, расположенной на Уолл-стрит, ввели строгие правила поведения, поразительно напоминавшие галахические нормы взаимоотношений мужчин и женщин.
От женщин, работавших в этой конторе, требовали носить скромную одежду, не провоцирующую интерес со стороны мужчин, и разговаривать вежливо и уважительно, но без интимных ноток и намеков. Если кто-то хотел остаться один на работе сверхурочно, ему это запрещали. Обсуждение личной жизни между коллегами по работе и между работниками и их начальниками тоже не поощрялось. Неприличными считались также «дружеские» объятия и поцелуи в щечку…
«И было: она домогалась Йосефа изо дня в день».
В Талмуде (трактат «Йома», 35б) говорится, что Зулейка (так звали жену Потифара) использовала все возможные средства, чтобы соблазнить Йосефа.
Йосеф был неотразимо красив. Когда он проходил мимо женщин, срезавших ножом кожуру с апельсинов, они столбенели от восторга и резали себе пальцы, даже не чувствуя боли.
Целый год Зулейка добивалась Йосефа. Вначале она трижды в день меняла туалеты, стремясь привлечь его внимание. Когда это средство не помогло, она попыталась подкупить его, предложив тысячу талантов золота. И опять неудача.
Наконец, ей представился удобный случай. День, когда Нил разливался, выходя из берегов, считался у египтян национально религиозным праздником. Вся семья и слуги Потифара собирались на всенародное гуляние с песнями и танцами в честь Нила-батюшки. Йосеф же отказался присоединиться к ним, сославшись на занятость. Он сказал, что хочет воспользоваться «выходным днем», чтобы навести порядок в счетах своего хозяина. Узнав об этом, Зулейка заявила мужу, что у нее болит голова, и она тоже хочет побыть дома. Так они остались вдвоем.
Когда все ушли, Зулейка надела лучшее платье и водрузила себе на голову корону, украшенную жемчугами и бриллиантами. Она надушилась лучшими духами и наполнила дом благовониями. Закончив приготовления, она встала в проходе, через который Йосеф обычно шел в свою контору. «И она схватила его за одежду, говоря: «Ложись со мной!»…
Йосефу было невероятно трудно устоять против такой атаки. Лишь святой образ его покойного отца, Яакова, удержал Йосефа, не дал ему поддаться грубому напору этой хищной женщины: «… Но он оставил одежду свою в ее руках, побежал и вышел наружу».
Нет сомнений, что физическое влечение имеет огромную силу. Фрейд даже утверждал, что оно представляет собой главную психологическую мотивацию у мужчин.
Что же ей противопоставить? Можно ли обуздать это влечение? В Талмуде (трактат «Кидушин», 30б) сказано: «Сказал Г-сподь: Я создал «йецер а-ра» (стремление к запрещенным отношениям), и Я создал Тору в качестве противоядия».
Аромат жизни
Интересно, что на иврите слово «тавлин», противоядие можно перевести так же, как специя, пряность, ароматическое вещество. Тора — это «аромат жизни». Когда пище не хватает вкуса, то количество заменяет качество, и мы едим больше в безнадежном стремлении к самоудовлетворению. Тора вводит пряность в рамки брака, и в огромном большинстве случаев это удерживает человека от ошибочного поиска запретных развлечений вне священных границ семьи.
Известная поговорка гласит: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». Современные Чингиз-ханы разъезжают по Голливуду не на коне, а в лимузине.
Чем больше власти у еврея, далекого от Торы, тем чаще он становится жертвой «йецер а-ра», аморального и распущенного поведения, проповедуемого современным обществом.
На фоне этой вседозволенности в отношениях между полами, всеобщего «братания», можно ли удивляться бесконечным скандалам на тему «Me Too», «И меня тоже», героями (а порой и жертвами) которых регулярно становятся известные политики и деятели культуры?
Касаемые и неприкасаемые
Религиозный еврей никогда не пожмет руку посторонней женщины. Еврейский этикет запрещает это, поскольку такие рукопожатия таят в себе угрозу. В эпоху телефонов-автоматов был проведен любопытный эксперимент. Инициатор эксперимента стоял у автомата и просил у прохожих монету, чтобы позвонить. Причем он вел себя по-разному. Обращаясь к некоторым прохожим, он как бы невзначай касался их руки. А других не касался.
Эксперимент показал, что те, кого он касался, охотнее давали монету, чем «неприкасаемые».
Касание обладает магической силой. Поэтому еврейский закон строго (и, как кажется некоторым, чрезмерно строго) запрещает физические контакты между женщинами и мужчинами, если они не близкие родственники. Такой запрет пресекает в корне неподобающие чувства и фантазии, которые часто приводят к действиям.
Если женщина хочет, чтобы к ней относились не как к объекту сексуального вожделения, а с уважением (которое каждая женщина, безусловно, заслуживает), ей надо стремиться к идеалу, описанному царем Шломо в его гимне «Доблестной женщине», который евреи читают нараспев в пятницу вечером перед субботней трапезой: «Обманчива прелесть, и суетна красота: жена, боящаяся Б-га, да будет прославлена».