Евросоюз настоятельно рекомендовал британскому парламенту не срывать сделку по Брекзиту, заключенную Терезой Мей, ибо ничего лучшего и большего европейцы британскому льву не предложат.
«Те, кто думает, что, отвергнув эту сделку, они получат лучшую, будут сильно разочарованы», — сказал президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
На одобрение или отклонение договора о разводе с Евросоюзом британским парламентариям отводится две недели. Северная Ирландия уже протестует, так как ее оставляют за рамками договора.
Северная Ирландия была главным камнем преткновения на переговорах, так как речь шла о урегулировании пограничного вопроса между Северной Ирландией и Ирландской республикой, включая чек-посты, пропускные пункты и прочую инфраструктуру. Стороны выразили надежду, что решение будет найдено в рамках более широкого торгового соглашения, позволяющего сохранить беспрепятственную торговлю. При этом ЕС хотел получить гарантии или так называемую сеть безопасности и заставить Северную Ирландию подчиняться ряду правил Евросоюза. На практике это означает, что товары, поступающие из Англии в Северную Ирландию, должны пройти дополнительную проверку на соответствие стандартам ЕС. Демпартия Северной Ирландии готовится проголосовать против соглашения Терезы Мей, так как, по их мнению, соглашение, предложенное ЕС, «хуже, чем отсутствие сделки и хуже, чем сохранение членства в ЕС».
Между тем Тереза Мей считает, что большего она добиться не сможет: «НА столе только этот договор. Этот договор лучший из возможных и единственный».
Мей предстоит нелегкая задача по убеждению собственных парламентариев, так как оппозиция данному соглашению велика как со стороны коалиции и сторонников Брекзита, так и со стороны оппозиции.
Голосование пройдет до рождественских каникул, так как долг парламентариев – «предоставить Брекзит» избирателям в соответствии с их волеизъявлением.
«Народ Англии не хочет больше тратить время на обсуждение Брекзита, — сказала Тереза Мей. – Они хотят, чтобы соглашение было заключено, воля избирателей исполнена, и разногласия бы прекратились».
Соглашение стало возможным, когда Испания сняла возражения по поводу Гибралтара. Голосование в воскресенье прошло очень быстро, и представители Евросоюза одобрили соглашение о разводе, защищающее права граждан Англии и Евросоюза и оставляющее границу с Ирландией открытой. Они также поддержали 26-страничный документ, очерчивающий принципы будущих отношений после выхода Англии из ЕС 29 марта.
Поскольку весь документ довольно объемный – 500 страниц, и он еще не опубликован, то комментировать его крайне сложно. Единственное, что Тереза Мей обещает, так это экономию бюджета за счет прекращения взносов в Евросоюз, что составляет около 400 миллионов фунтов в неделю.
Официально все дипломаты утверждают, что европейцы не хотели осложнять жизнь Терезе Мей и намеренно ставить препятствия, так как у европейцев и других проблем немало – мигранты, кризис в Италии и российская угроза, но тут всю обедню испортил президент Франции Эммануил Макрон.
Он довольно хвастливо и глумливо заявил, что европейцам удалось навязать Англии крайне невыгодное соглашение о рыболовстве, вплоть до того, что можно принудить Англию к отказу от своей рыболовной зоны. И это несмотря на заверения Терезы Мей, что она восстановит статус «независимого берегового государства».
Законы о рыболовных зонах ЕС останутся в силе в течение всего переходного периода вплоть до 2020 года, пока страна, фактически, будет считаться членом ЕС, но без представительства в его институтах.
Несмотря на утверждения Терезы Мей, что она «отражала» попытки ЕС по увязыванию доступа английской рыбной промышленности к европейским рынкам с заходом траулеров ЕС в английский территориальные воды, но в соглашение это условие как раз включено.
Англии и ЕС еще предстоит вести длительные переговоры о рыболовных зонах, равно как и о многих других торговых военных и дипломатических соглашениях. Учитывая тот факт, что как сторонники, так и противники Брекзита в большинстве своем не поддерживают достигнутое соглашение, хвастливое заявление Макрона никак не помогает Терезе Мей в ее трудной задаче, так как противники соглашения уже называют его «самым худшим соглашением в истории».
Если соглашение будет ратифицировано британским парламентом и Евросоюзом, то Англия на долгие годы останется в «чистилище» и даже вовсе не сможет выйти из ЕС, так как за формальным уходом 29 марта последует длительный «переходный период», в течение которого Англия должна будет подчиняться всех установления ЕС, но без права голоса. И этот «переходный период» может растянуться на долгие годы.
Во время переходного периода предполагалось установление новых отношений между Англией и ЕС, но этого не произойдет, а сам «переходный период» будет использован для ведения дополнительных переговоров. Более того, в соглашении говорится, что переходный период может быть продлен сверх двух лет, если не будут достигнуты окончательные соглашения, а ЕС выставит свои «заградотряды» и заставит Англию подписать соглашение об «единой таможенной территории», то есть остаться в рамках Европейского таможенного союза. Это, как мы уже и говорили, в первую очередь коснется Северной Ирландии и рыболовства.
Англии это будет невыгодно, так как соглашение будет касаться товаров, а не услуг, соответственно, преференции получит Евросоюз, экспортирующий в Англию продукцию сельского хозяйства, а не Англия, экспортирующая различные услуги.
Англия даже не может пойти на ответную меру – прекращение выплаты разводных алиментов Евросоюзу в размере 39 миллиардов фунтов, так как платежи уже начались.
Между тем Тереза Мей не выразила сожаления по поводу выхода из Евросоюза. После подписания соглашения она провозгласила «конец свободного передвижения раз и навсегда, и конец огромных платежей в ЕС, вместо этого мы сможем тратить деньги наших налогоплательщиков на наши собственные нужды». Мей пообещала, что 394 миллиона фунтов в неделю будут уходить не в Брюссель, а на нужды здравоохранения.
Премьер-министр понимает, что ей предстоит нелегкая борьба за умы и сердца людей. В своем заявлении для прессы она подчеркнула, что в отставку не уйдет, даже если голосование провалится.
Никто не берется предсказать, что будет, если британские парламентарии проголосуют против соглашения.
Министр иностранных дел Джереми Хант признал, что провести соглашение через парламент будет сложно, и не исключает риска падения правительства в случае провала.
В интервью ВВС он сказал: «Невозможно что-либо исключить, и поэтому единственное, что мы можем сказать, поступайте так, как хотят ваши избиратели в данной ситуации. На карту поставлено многое, и мы рискуем, но это сбалансированный риск. Это соглашение не является идеальным ни для кого, но содержит многое из того, что каждый хочет».
Естественно предположить, что никто из ведущих стран ЕС с миром Англию не отпустит, чтобы не создать прецедента голосования ногами, и чтобы другим странам неповадно было. Поэтому Англии в данной ситуации остается одно – напрячься и доказать, что она и без Евросоюза прекрасно прожить может, ибо в противном случае не исключено, что новое правительство проведет новый референдум и попросится назад, а это был бы наихудший вариант.