Останься прост, беседуя с царями
Р. Киплинг
Из Москвы я в предпоследний раз возвращался 8 сентября 1992 года. До этого посещал Москву сотни раз, чаще всего в командировках. Я работал в атомной энергетике. В молодости несколько раз играл в Москве на молодёжных первенствах СССР по шахматам. В тот раз меня в аэропорт отвозил Михаил Турецкий, знаменитый шоумен, который тогда просил устроить ему гастроли в Тбилиси только за оплату полёта туда. Я честно попытался — у меня ничего не получилось. Но думаю, Турецкому это не повредило.
Ехать в Москву я решил за один день. Я вдруг понял, за два месяца до «золотой свадьбы», что моя супруга – очень активный человек и пассивная форма отдыха приведёт к конфликту между нами. Хотя самые прочные семьи – это живущие на грани развода. Я позвонил своему ученику в Москву, что хочу приехать. Он заказал гостиницу, встретил нас в аэропорту и наметил культурную программу. Прилетев в Москву, я растоптал все мысли о том, что буду выступать в каких-либо общинах, писать рассказы и так далее. То есть моя единственная задача – доставить максимальное удовольствие жене. Но человек предполагает, а Б-г располагает.
Мой ученик приобрёл и дарит разным людям мою последнюю книгу «Cчеты жизни и смерти». Одному из его деловых партнёров книга настолько понравилась, что он пришёл в гостиницу познакомиться со мной. И мы решили, что начнём вместе учить Тору по скайпу. Уходя, он в качестве задатка за уроки оставил 200 долларов и я подарил супруге пальто. Кстати, он спросил меня, каким образом цдака помогает успеху в земных делах, увеличивает заработок. Я что-то ответил, но думал, что более подробно спрошу об этом у своего учителя.
В последний день посещение Музея изобразительных искусств имени Пушкина приоткрыло мне дорогу к истине. Вообще-то я люблю французских импрессионистов. Но я перепутал залы в музее и попал в зал искусства до 18 века. В одном из бюстов я узнал человека, о котором уже писал, римского полководца Веспасиана, который стал императором. Приведу то, что было написано на табличке рядом с его бюстом:
«Портрет Тита Флавия Веспасиана, 9-79 гг. Римский император 69-79 гг. Сын сборщика налогов, Веспасиан, начав военную карьеру простым легионером, всю жизнь провёл в походах. Провозглашённый императором войсками, он за 10 лет правления сумел вывести Римское государство из состояния глубокого кризиса. Энергичный и осторожный, скуповатый и хладнокровный, Веспасиан, по мнению Тацита «единственный император, которого власть изменила в лучшую, а не в худшую сторону». В портретах Веспасиана скульпторы неизменно подчёркивают грубоватый характер этой здравомыслящей и решительной натуры».
От своего учителя я слышал, что только царь Давид выдержал в полной мере испытание властью. Я не знаю, насколько оценка Тацитом Веспасиана соответствует идеям Торы, но полностью отрицать её тоже отказываюсь.
Вернёмся на 2000 лет назад. Римляне осадили Иерусалим. Среди защитников города постоянно проходят военные стычки. Чего-то делят. Совсем как сегодня, в осаждённом со всех сторон «друзьями» Израиле.
В городе запасы продовольствия на десятки лет. Но кто-то главный, что вечно рвёт в атаку, крикнул: «Победа или смерть!» — и выбрал смерть. Причём не только для себя, но и для всех жителей,- и поджёг все склады с продовольствием в городе. Воистину, жители могли бы закричать: «Избавь нас, Б-г, от таких защитников, а с врагами мы как-нибудь справимся!».
Если нас не объединяет кровь, текущая в жилах, то будет объединять кровь, текущая из жил. Первая, конечно, лучше. Но объединять она может только при наличии авторитетного раввина. Евреи – народ упрямый, жестоковыйный. На каждого еврея – по три мнения. Зря мы, что ли, в мировых рекордсменах по числу партий на душу населения? Да и мы с Юдасиным на что уж друзья, бессребреники, а если бы в спорных вопросах не было у кого спросить (например, сына покойного Главы поколения рава Йосефа Шалома Элияшива – моего учителя рава Моше) — давно перестали бы сотрудничать. Потому что когда люди бьются за правое дело, это страшнее, чем за деньги.
Что пришло в голову раби Йоханану бен Закаю? Он ищет связи в среде мятежников и один из их руководителей оказывается его племянником. Раби упрекает его: «Почему вы ради своих лозунгов умерщвляете евреев голодом?». Но круговая порука мажет, как копоть, и начальник не может повлиять на единомышленников, связанных преступной целью: «свобода или смерть!».
Раби Йоханан притворяется мёртвым, его выносят за стены города, он предстаёт перед римским военачальником Веспасианом. Беруах аКодеш раби называет его «Цезарем». Польщённый и разгневанный Веспасиан вопрошает: где был раби раньше? «Мне не давали выйти». Веспасиан, сравнивая бунтовщиков со змеями, а Иерусалим – с бочонком мёда, продолжает допытываться: «Разве не разбили бы бочонок, чтобы убить змею?»…
Раби Йоханан не нашёлся, что ответить. Раби Йосеф – а по другому мнению раби Акива – утверждал, что именно к этому случаю относятся слова пророка Йошеяу: Всевышний поворачивает мудрецов вспять и знания их делает глупостью. Ибо раби Йоханан должен был разъяснить: «В таком случае берут щипцы, отрывают змею от бочонка и убивают, а бочонок остаётся целым». Мне же положение раби Йоханана напоминает мать, который предложили определить, какого из её детей убить…
Веспасиану доложили, что его выбрали Цезарем, и в благодарность за добрую весть он предлагает выполнить желание раби Йоханана. Тот просит спасти мудрецов, династию Давида, послать врачей для раби Цадока и разрешить открыть в городе Явне центр изучения Торы.
Мудрецы упрекают его — зачем он не просил о Иерусалиме? А я не понимаю, что, собственно, кроме уважения раби Йоханан дал Цезарю? Это же была не материальная сделка, чтобы можно было требовать чего-то большего. Есть, кстати, в мидраше и другая версия, что раби Йоханан таки попросил, но Веспасиан ответил ему, как Путин Шеварднадзе на просьбу о возврате автономий: «Лично я очень Вас уважаю, но меня не для того избрали президентом России (Цезарем и так далее), чтобы я разбазаривал достояние Империи».
У этой сказки был пусть и траурный, но всё-таки не до конца разрушительный конец. Тора, пусть и без Иерусалима, государства и Храма, осталась с Израилем. Но ночь галута спустилась на землю.
Теперь вернёмся в наши времена, к раву Йосефу Шалому Эльяшиву. Он прожил 102 года. В годы его молодости любой чокнутый мог прийти к нему домой и часами морочить ему голову. Жена на упрёки родственников — не жалко ли ей его времени, отвечала: «А вы думаете, Всевышний не добавит ему это время?». Несколько десятков раз его сын, мой рав, не найдя ответов на мои вопросы, обращался к нему за помощью.
Я не буду приводить его ответы, хотя помню их наизусть. Из них мог бы получиться бестселлер. Но я не буду публиковать жемчужины мудрости на потеху толпы, так как часто невежи надсмехаются над мудростью. Да и эти «псаки», алахические постановления давались только мне и никому более. Но один приказ рава Йосефа Шалома, который я получил заочно, я сейчас опубликую в первый раз. «У тебя яркие способности к «керуву» (помощи евреям в приближение к Торе), иди в средства светской массовой информации, я благословляю все деяния твоих рук». Возможно, кто-то мне скажет, что я неправильно понял рава, такого не может быть. Ну и пусть говорят. Говорят даже про раби Йоханана бен Закая. Мне всё равно.
В день ухода рава Йосефа Шалома произошёл теракт в Болгарии. Я сразу вспомнил, как после смерти рава Авраама Пама один из раввинов в Израиле сказал: «Америка потеряла Б-жественную защиту». Рав Пам оставил нас за две с половиной недели до теракта 11-го сентября…
В дни траура по разрушенным Храмам, евреям не рекомендуется организовывать экскурсии, выезжать без дела за рубеж. Это время, когда торжествуют злые ангелы. Да и в обычные дни покидать без дела Эрец Исраэль не шибко полезно.
Я написал это не для того, чтобы кого-то упрекнуть, а для того, чтобы напомнить, что каждое поколение, при котором не восстановлен Храм, виновно, как будто само его разрушило. Потому что на земле торжествует ночь. Не та добрая Ночь из детства, когда мы летали во сне,- а эта, с бессмысленной злобой.
А диагноз и причина несчастий в том, что все «сами с усами», никто не хочет слушать мудрецов. И только когда они уходят и больше некого спросить, мы понимаем, что потеряли.
Теперь попытаюсь заново проанализировать историю про Веспасиана. Его благословил Глава поколения, потому он, вероятно и стал императором, да ещё таким, что его не испортила власть. И если я после благословения Главы поколения стал писателем, музыкантом, раввином, то для меня это ещё большее чудо, чем с Веспасианом. Кроме того, что Веспасиан лично отблагодарил Главу поколения, раби Йоханана бен Закая по-царски, внеся свой вклад в спасение моего народа – сохранение потомков Мессии и изучение Торы.