В воскресной программе Fox News Sunday с ведущим Крисом Уоллесом появился президент Дональд Трамп. Интервью записывалось в Белом доме двумя днями раньше, и среди прочего Уоллес спросил, на какое место Трамп ставит себя среди президентов США новейшей истории.
Президент не назвал номер этого места, но сказал, что «поставил бы себе пятерку с плюсом, что прозвучало его привычным популизмом. Как привыкли считать и утверждать наши ведущие СМИ, за душой президента Трампа нет ничегошеньки разумного и доброго, а тем более, вечного, за что ему мог бы сказать спасибо сердечное американский народ. Даже явный популизм Трампа, то есть его стремление к популярности в народе, признано грехом, хотя половине народа это нравится. По среднему показателю основных опросов на 18 ноября, Трамп популярен среди 42,5% американцев и не популярен среди 53%. Минувшие промежуточные выборы, которые прошли в борьбе «синей волны» демократов с «красным приливом» республиканцев, показали, что Трампу следует стать еще популярнее, и редактор консервативного журнала National Review Рич Лури нзвал его «одновременно слишком популистом и недостаточным популистом». Популярность президента Лури во многом, но не во всем, отнес за счет его «боевитости, задиристости, эмоциональности, непредсказуемости и грандиозности». Задушевность и простота, с которыми президент обращается к массам, будь то его твитты или выступления на местах, Лури считает обоюдоострым мечом, а проще палкой о двух концах, то есть, привлекая одних, он отталкивает других.
Не считая своих позиций по торговле и иммиграции, Трамп вполне типичный республиканец, и налоговая реформа — его главное достижение за первые два года власти — тоже чистое республиканство. Понимая это, Трамп считает, что это хорошо, но для победы в 2020 году этого мало, поскольку, как показали промежуточные выборы, он проигрывает информационную войну, в которой демократы при поддержке СМИ забивают его цифры и факты эмоциями. Трамп утверждал, что его налоговая реформа лучшая в истории США, но это не брало массы за душу, и он обратился к теме беженских караванов, что Рич Лури назвал «телегеничными провокациями». Это сработало, и прибавило ему сторонников на выборах, но и противников тоже стало больше, причем, если не считать побед на выборах в Сенат в «красных» штатах, «синяя волна» победила.
По пути к 2020 году, советует президенту Рич Лури, ему нужен популизм, но меньше личностный и больше существенный, который сработает в отношении рабочего класса и жителей пригородов. Лури приводит пример недавно вышедшей книги экономиста Манхэттенского институт Орена Касса «Рабочий раз и навсегда», которую называет «гидом нового консервативного мышления о том, как поддержать здоровый рынок труда». Не менее важными темами «нового популизма» Трампа следует считать прожиточный минимум, особенно в сфере здравоохранения и высшего образования. Хотя на минувших выборах это не педалировалось, республиканцам во главе с Трампом следует нажимать на то, что их реформа здравоохранения снизит расходы потребителей. Таким же важным можно считать заботу о молодежи, выходящей на рынок труда без дипломов университетов и колледжей, которые не всем по карману. С иммиграцией все проще, и за Трампом потянутся избиратели из пригородов, которым он напомнит о программе
E-Verify. Программа сопоставляет информацию об иммиграционном статусе работника-иностранца с федеральной базой данных.
Рич Лури предлагает считать добавкой к необходимому для победы в 2020 году популизму Трампа не подкрепленные цифрами грандиозные темы его исторических свершений, а что-то помельче и понятнее простым смертным. В принципе, Трамп это понимал всегда, и в своих агитразлетах по стране всегда обращался к местной аудитории с упором на местные заботы. Возвести мелкую заботу в национальную проблему, вроде той, о которой в 2008 году говорил в Огайо с кандидатом в президенты Бараком Обамой местный водопроводчик Джо, дело нехитрое. Проблема по-прежнему в другом. «Красные» избиратели убежденно выступят за Трампа, а «синие» — за кандидата Демократической партии, а вот кому из них поверит середина электората, во многом зависит от популизма. Казалось, что Дональду Трампу его не занимать, а оказывается, можно и призанять.
Но если консервативный обозреватель Рич Лури дает совет, как Трампу остаться президентом на второй срок, то обозреватель газеты The Washington Post Дан Балц в субботу назвал свою статью «Что усвоил президент Трамп от поражения?» Работающий в Post с 1978 года, Балц считает исход промежуточных выборов однозначным поражением Трампа и свою статью начал с того, что все президенты терпят поражения, будь то выборы, бои в Конгрессе, внешние события или внутренние скандалы. В основном они мотают это на ус, но относится ли это к безусому Трампу и будут ли вторые два года его президентства отличаться от двух первых лет? «Его слова и дела в первые дни поле выборов, — написал Дан Балц, — показывают, что все идет не к лучшему, а к худшему».
По мнению Балца, Трамп никогда не умел «грациозно побеждать», а побежденным оказался еще хуже: сварливый и непредсказуемый». По мнению Балца, в 2016 году Трампа выбрали президентом, чтобы он возглавил «разделенную страну», а он только расширил этот раздел, лишив Республиканскую партию поддержки избирателей из пригородов, особенно образованных женщин. «Его выбрали, чтобы возглавить страну в переходный и напряженный период, — написал Дан Балц в The Washington Post, а он усилил напряженность, ослабив традиционные союзы и сблизившись с авторитарными лидерами, в то же время не предлагая четкой стратегии в ключевых областях мира. Он разрушил или перекроил глобальные торговые договоры и другие достижения, которые помогли выстроить его предшественники». Вот типичный ответ наших просвещенных либералов на популизм Трампа, подкрепленный цифрами и фактами. Как говорили еще не истребленные Сталиным остряки тех лет, «тяжело спорить с Иосифом Виссарионовичем: ты ему цитату, а он тебе ссылку».
Заявление Трампа, будто минувшие промежуточные выборы были «близки к полной победе» его партии и своей личной, Балц называет «экстравагантым утверждением». Это так, но если из 435 кресел в Палате представителей Конгресса демократы заняли 232, а республиканцы 198, то в Сенате стало 47 демократов, 2 независимых и 51 республиканец, а из 50 губернаторов штатов 27 оказались республиканцами. Дональд Трамп назвал эти результаты «огромной победой», хотя в остальном, как отметила газета The New York Times, в остальном был «нехарактерно сдержан». Это уже не по-нашему, но по-популистски, и время исправиться еще есть. Общим мнением стало, что в результате выборов «демократы выиграли, но и республиканцы не проиграли».
На самом деле 2 » независимых» входят в число 47 демократов.