Спасаясь от мести Эсава, Яаков покидает Беэр-Шеву и отправляется в Харан к родне своей матери. По дороге он «задерживается» на 14 лет в иешиве Шема и Эвера. Закончив учебу, Яаков продолжает путь и прибывает к горе Мориа, месту будущего Храма. Там он ложится спать на камни и видит пророческий сон: ангелы поднимаются и спускаются по лестнице, соединяющей небо и землю. Б-г обещает дать Яакову всю страну Эрец-Исраэль, произвести от него великий народ и быть ему защитой. Проснувшись, Яаков дает обет построить жертвенник в этом святом месте и выделять Б-гу десятую часть от всех своих приобретений. Наконец, оказавшись в Харане, Яаков встречает там свою двоюродную сестру Рахель. Не имея денег для сватовства, он договаривается с отцом Рахели, своим дядей Лаваном, отработать пастухом семь лет за право жениться на ней. Однако по окончании этого срока Лаван обманывает Яакова: дает ему в жены старшую дочь Лею. Яаков трудится на Лавана еще семь лет за Рахель. Лея рожает четырех сыновей, будущих основателей колен Израиля: Реувена, Шимона, Леви и Иегуду. Рахель переживает свое бесплодие и дает Яакову служанку Бильгу, которая рожает Дана и Нафтали. У Зильпы, служанки Леи, рождаются Дан и Ашер, а сама Лея производит на свет Иссахара, Звулуна и дочь Дину. Наконец, у самой Рахели появляется ее первенец Йосеф. Яаков хочет уйти с семьей от Лавана, но тот не отпускает племянника, присутствие которого обеспечило ему процветание. Он заключает с Яаковом выгодное для себя трудовое соглашение. Однако на этот раз обман не удался: в стадах Яакова резко увеличивается приплод коз и овец. Чувствуя растущую зависть и вражду со стороны Лавана и его сыновей, Яаков тайно покидает их дом вместе с семьей и скотом. Разгневанный тесть бросается в погоню, но, получив предостережение от Б-га, не решается атаковать Яакова. Заключив с Лаваном «пакт о ненападении», Яаков переходит границу Эрец-Исраэль и идет навстречу грозно поджидающему его брату Эсаву.
***
Яаков-авину был, пожалуй, самой яркой, самой запоминающейся личностью из всех праотцов. И еще он был «типичным евреем», чем заметно отличался от своих не менее знаменитых деда и отца. Авраам был родоначальником не только еврейского народа, но и — через своего побочного сына Ишмаэля — арабов, а также других племен. От Ицхака произошел, кроме Яакова, Эсав (Эдом), предтеча римлян и впоследствии многих европейцев. И лишь дети Яакова, колена Израилевы, не отделялись от родового ствола: все они были евреями.
Вот что пишет о Яакове выдающийся деятель еврейского национально-освободительного движения Владимир (Зеэв) Жаботинский в своей статье «Четыре сына»: «Умный и хитрый человек… (он) так ловко обошел и собственного родителя, и брата, и тестя, что антисемиты называют его «первым жидом» на земле. Ты, кстати, этого не стыдись, потому что умел Яаков и хитрить, умел и бороться — с самим Б-гом боролся лицом к лицу всю ночь до зари, и остался непобежденным; умел и любить, и четырнадцать лет служил батраком за любимую женщину. Был это удалой человек, на все руки мастер, и купец, и боец, и рыцарь, и судья, хищный и благородный, осторожный и отважный, расчетливый и сердечный — настоящий человек, широкий, с великими доблестями и недостатками, с душой, как семицветная радуга, или как арфа, на которой все струны. Жизнь его была и осталась самой увлекательной поэмой, какая только рассказана была на земле…».
Яакову, человеку «с душой, как семицветная радуга», посвящена практически вся вторая половина книги «Берешит»; и полнее всего его образ раскрывается в сегодняшнем разделе «Ваеце», повествующем о «заграничном периоде» нашего третьего праотца.
Если очень захотеть…
«И повстречалось (Яакову) одно место, где он остановился на ночлег…» (28:11).
Мудрецы объясняют, что слово «ваифга» (и повстречалось) означает молитву. Отсюда мы узнаем, что Яаков ввел вечернюю молитву «Маарив».
Но почему в Торе не пишется прямо, что «он молился»? Чтобы сообщить нам нечто важное: земля сократилась в размере для Яакова, дав ему возможность быстрее добраться до цели.
Странно. Какая связь между молитвой и укорочением расстояния?
Далее, в том же эпизоде (стих 16) мы читаем: «И пробудился Яаков ото сна, и сказал: «Поистине, это — место, где открывается Г-сподь — а я и не знал!»
Он подразумевал, что это место совсем не выглядит как святое, где можно ощутить присутствие Всевышнего. Поэтому Яаков был искренне удивлен, когда, проснувшись наутро, почувствовал все-таки Его близость.
В Яакове жило неистребимое желание приблизиться к Творцу. Это чувство было настолько сильно, что, уступая ему, земля сжалась, а гора Мориа, в будущем Храмовая гора в Иерусалиме, пришла навстречу Яакову.
Отсюда мы учим важное правило. Как бы далеко от Б-га мы ни чувствовали себя, и каким бы мрачным ни казался нам окружающий мир, если мы очень захотим быть рядом с Ним, Он свернет горы, чтобы приблизить нас к Себе.
Такова, на самом деле, концепция вечерней молитвы «Маарив»: открыть дивный Б-жественный свет посреди тьмы.
Поэма о слезах
Детский плач грубо вырывает вас из теплых объятий сна. Вы зажигаете настольную лампу и смотрите на будильник: три часа ночи. «Поплачет и успокоится, — думаете вы, поворачиваясь на другой бок. — Надо приучить его спать по ночам. Главное, не поддаваться. Иначе он привыкнет всего добиваться криком и слезами…». Но уже через минуту вы держите младенца на руках, преподав ему тем самым бесценный жизненный урок о пользе слез.
«А у Лавана две дочери: имя старшей Лея, имя младшей Рахель. И у Леи — глаза слабые («ракот»)…» (29:16-17). Мудрецы объясняют, что глаза Леи были «слабыми» от слез. Она знала, что ей на роду написано быть женой старшего сына Ицхака, злодея Эсава. При одной мысли об этом у нее наворачивались слезы на глаза.
И эти слезы изменили ее судьбу, да еще как! Хотя Яаков любил Рахель и работал за нее семь лет, хотя он принял все необходимые меры, чтобы не дать Лавану себя обмануть (он договорился с Рахелью об особых знаках во избежание подмены невесты), слезные молитвы Леи были услышаны Б-гом. В результате, небесное постановление было отменено: Лея не только не досталась Эсаву, но и стала первой женой Яакова да еще впридачу матерью шести из двенадцати основателей колен Израилевых.
Из всех ворот, ведущих к Небесному престолу, только ворота слез всегда остаются открытыми. Младенец, плачущий в ночи, узнает об этом на собственном опыте.
Крокодиловы поцелуи
Когда Яаков прибыл в Харан, Лаван «побежал ему навстречу, и обнял его, и поцеловал, и привел его в дом свой» (29:13). РАШИ так объясняет это преувеличенное радушие. Лаван вспомнил, как больше ста лет назад, к ним в город приехал слуга Авраама Элиэзер, чтобы сосватать Ицхака. При нем были десять верблюдов, доверху груженных подарками. Тот визит произвел неизгладимое впечатление на Лавана, и он был уверен, что сын Ицхака тоже прибыл за невестой не с пустыми карманами. Но в карманах, которые Лаван ощупал при объятиях, не оказалось золотых монет, и тогда он бросился целовать племянника в надежде обнаружить монеты или бриллианты у гостя за щеками.
О лицемерии Лавана свидетельствует и эпизод в конце раздела: «И встал Лаван рано утром, и поцеловал сыновей и дочерей своих…и отправился в путь» (32:1). «Смотрите-ка! — говорит Хафец-Хаим. — Прощаясь с Яаковом, этот злодей перецеловал всю семью, но не самого Яакова». И в самом деле, зачем целовать племянника? Ведь он уже получил с него все, что мог.