В 11 часов утра 11 дня 11 месяца 1918 года в городке Компьен на севере Франции в 40 милях от Парижа прозвучал 101 залп артиллерийского салюта наций, возвестившего о перемирии и фактическом окончании Первой мировой войны.
Напомню, что эта война длилась 4 года 3 месяца 2 недели с участием в разной степени 41 государства и унесла от 9 до 10 млн жизней военных и от 7 до 12 млн жизни мирных граждан. В результате этой войны прекратили существование Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская империи, причем в России и Германии произошли государственные перевороты, они же революции. Эта война основательно перекроила политическую карту мира и в итоге привела мир ко Второй мировой войне, которая длилась 6 лет, охватила 62 из 73 существовавших в то время государств. А общие потери составили, по разным оценкам, от 50 до 80 млн погибших военных и гражданских.
Вторая мировая война тоже изменила политическую карту мира, поделив его на два основных лагеря «холодной войны» и обширные территории третьего мира. Дата ее окончания в новом однополярном мире оспаривается по сей день, но датой окончания Первой мировой, которая, кстати, официально закончилась подписанием мира в Версальском дворце в Париже 28 июня 2019 года, единогласно считают 11 ноября 1918.
На столетие этой даты в Париж прибыли почти сто иностранных делегаций, включая больше 70 глав государств и правительств.
К 10 ноября там уже были президент США Дональд Трамп с супругой, а на следующий день подлетел российский президент Владимир Путин. Общество собралось более чем представительное. Высоких гостей выборочно встречали президент Франции, Эмманюэль Макрон, и его жена Брижи́т Мари́-Клод. Президент Турции Таип Эрдоган прилетел с женой Эминой, нигерийский президент Махамад Иссуф прибыл с женой Лаллой Маликой, премьер Чехии Анджей Бабиш со своей второй женой Моникой Бабишовой, президент Молдовы Игорь Додон с супругой Галиной, и президент Украины Петро Ярошенко с женой Галиной. Канцлер ФРГ Ангела Меркель не взяла с собой мужа Иоахима, канадский премьер-министр Джастин Трюдо прилетел без жены Софи и российский президент Владимир Путин тоже был один. Монакский князь Альберт Второй прибыл с супругой, бывшей пловчихой, а теперь княгиней Шарлин, глава Международного валютного фонда Кристина Дагарде привела мужа Ксавье Джиоканте, премьер-министр Греции Алексис Ципрас привез в Париж подругу Перистеру Базаниа, а 45-летний люксембургский премьер-гей Ксавье Беттель, потомок русского композитора Сергей Рахманинова, привез своего 42-летнего мужа, архитектора Готье Дистене.
Ровно в 11 часов утра 11 ноября по местному времени, когда сто лет назад вступил в силу приказ о прекращении военных действий, на могиле Неизвестного солдата под сводами Триумфальной арки был зажжен символический огонь памяти. Как это ежегодно бывает у нас в Нью-Йорке 11 сентября на месте, где стояли небоскребы — близнецы Всемирного торгового цента, у Триумфальной арки в Париже были зачитаны фамилии погибших за последние 12 месяцев Первой мировой войны. Затем праздник сменили рабочие будни трехдневной конференции с пышным названием Парижский форум мира. Принимающая сторона была по-французски любезна и обходительна, хотя президент Макрон повел себя не по-джентльменски, но вполне по-французски. 6 ноября Макрон побывал в Вердене, где в годы Первой мировой войны находился западный фонт, и в интервью французскому радио «Europe 1» сказал, что Европе необходима настоящая армия, чтобы меньше зависеть от США в вопросах обороны в ситуации, когда Россия возрождает свою военную мощь. «Мы не сможем защитить европейцев, если не примем решение о создании настоящей европейской армии, — заявил он. — Меня поражает сходство между временем, в котором мы сейчас живем, и периодом между двумя мировыми войнами. Европа рискует оказаться раздробленной из-за проказы национализма и отодвинутой на второй план внешними державами, следовательно, потерять свой суверенитет». При этом президент Франции отметил, что «мы должны защитить себя по отношению к Китаю, России и даже Соединенным Штатам Америки. Кто главная жертва? Европа и ее безопасность. Я хочу выстроить реальный диалог безопасности с Россией, страной, которую я уважаю, европейской страной, но нам нужна Европа, которая может защитить себя собственными силами, не опираясь только на Соединенные Штаты». Позже в интервью нашему CNN Макрон повторил, что странам Евросоюза нужно увеличивать военные бюджеты, но при этом не тратить деньги на покупку американских вооружений, а укреплять свою автономность.
Дональд Трамп, который не лезет за словом в карман, а тем более — в Твиттер, отозвался незамедлительно. Макрон, написал наш президент, уже прилетев в Париж 9 ноября, «предложил создать свои собственные военные силы, чтобы защищаться от США, Китая и России. Это обидно, но, может быть, Европе для начала следует платить свою справедливую долю в НАТО, которое финансируют в основном США?» В Елисейском дворце поспешили заявить, что Трамп неправильно понял слова Макрона, который, кстати, не взял их назад, хотя встретил Трампа и первую леди США как родных. 10 ноября оба президента встретились, и на этот раз Трамп не смахивал с пиджака Макрона перхоть, а сказал ему, что, по его мнению, их точки зрения «гораздо ближе, чем кажется». Оба лидера не критиковали друг друга, во всяком случае, перед журналистами, которым президенты показали большие, а не средние пальцы. Как отметило 11 ноября агентство France Presse, «центрист Макрон, сторонник открытых границ и многосторонних отношений, за последние недели несколько раз упоминал о войне, чтобы укрепить свою мысль, будто растущий национализм снова дестабилизирует мир».
9 ноября в авторской программе Билла Мэра Real Time на канале НВО появился ветеран нашей журналистики Боб Вудворд, получивший в 1973 году мировую известность и Пулитцеровскую премию за серию разоблачительных статей об уотергейтском скандале, который привел к отставке президента Никсона. Тогда Вудворд и его коллега Карл Бернстайн написали бестселлер «Вся президентская рать» («All the President’s Men«), а сейчас 75-летний Вудворд написал книгу «Страх: Трамп в Белом доме» («Fear: Trump in the White House»). Отвечая на вопросы ультралевака Мэра, умеренный левак Вудворд сказал, что «холодеет» от неспособности Трампа понять, почему Америка ради мира во всем мире делает за рубежом определенные вещи.