Материалы сайта www.evrey.com
Тем арабским странам, руководство которых не сумеет понять, что прежний подход к проблемам Ближнего Востока безнадежно устарел — придется заплатить за это слишком высокую цену…
Йорам Этингер
В Ираке верующие мусульмане упрямо продолжают демонстрировать свою про-палестинскую позицию. При том, что закон этого государства от 2017 года изменил про-палестинский курс, заданный Саддамом Хусейном, и лишил палестинцев, даже рожденных в Ираке, бесплатного образования и услуг здравоохранения. Палестинцы не могут получить проездные документы, которые позволили бы им путешествовать, и на работу в государственные учреждения их — не берут.
Иордания приняла на своей территории более миллиона сирийских беженцев, но палестинских беженцев из Сирии Хашемитский режим, начиная с 2012 года, принимать прекратил. Более того, трехсторонняя кооперация: Иордания – США – Израиль стала для Хашемитского королевства основной гарантией национальной и внутренней безопасности страны.
Египет, с одной стороны, настаивает, чтобы Израиль удовлетворил палестинские требования, с другой — египетско-израильская стратегическая кооперация, особенно, на Синае (и не только там), достигла беспрецедентных масштабов.
Саудовская Аравия и другие проамериканские арабские государства Персидского залива, несмотря на то, что никакого прогресса на израильско-палестинском фронте не видно — значимо расширили свое военное и экономическое сотрудничество с Израилем.
Для Эр-Рияда палестинская проблема никогда не была в числе первых геостратегических приоритетов. Саудовская Аравия ограничивается общими разговорами, но избегает любых действий. Это с достаточной очевидностью демонстрирует, например, такое сравнение: ежегодная помощь Саудовской Аравии антисоветской исламской кампании в Афганистане 1979-1989 годов составила 1 миллиард долларов, а ежегодная помощь Организации Освобождения Палестины — 100 миллионов долларов. Когда же БАПОР (UNRWA) отметил 50-миллионную помощь Саудовской Аравии палестинским беженцам, саудовский принц Мохаммед бин Салман все поставил в реальные пропорции, приобретя 440-футовую яхту за 588 миллионов долларов и купив картину Леонардо да Винчи за 450 миллионов долларов.
Ближний Восток, в который уж раз — бросает вызов западной традиционной позиции. Более того, палестинцы получают от Запада гораздо большую помощь, нежели от арабских стран. Арабские лидеры не жалеют для палестинцев добрых слов, но никогда не баловали их практическими делами.
После войны за Независимость 1948-1949 годов, когда Иордания и Египет оккупировали Иудею, Самарию и Газу, они не торопились отдать эти земли под палестинский контроль, но, напротив — подавляли в этих местах палестинскую политическую и образовательную деятельность.
Во время палестино-израильских конфликтов арабские режимы никогда не пытались предоставить палестинцам ни экономическую, ни военную помощь. Это бывало неоднократно: в 1982 году во время Первой Ливанской войны, в периоды первой и второй интифад (первая интифада 1987-1992 гг, вторая — 2000 – 2005 гг.). То же самое наблюдалось и в дни трех войн между Израилем и Хамасом в Газе (2009, 2012 и 2014 гг.).
Если проигнорировать рассчитанную на публику цветистую риторику — большинство арабских стран в палестинцах вообще и в Хамасе в частности, видят угрозу собственным режимам и региональной стабильности. Они очень хотели бы, чтобы Израиль действовал против палестинского террора с большей решимостью.
В 2018 году палестинская проблема в списке арабских приоритетов ушла на самые дальние ряды. На первый план выдвинулась проблема, исходящая от режима аятолл Ирана, от Турции Эрдогана, от ассоциации «Братья Мусульмане» и ее суннитских террористических ответвлений, типа Исламского Государства, Аль Каиды, Хамаса. Эти реальные угрозы — острый нож у горла каждого арабского режима — отодвинули палестинскую проблему далеко назад.
В 2018 году во время волнений на границе Израиля с Газой, когда палестинцы Газы поджигали израильские поля с помощью воздушных змеев и забрасывали еврейские поселения взрывными устройствами, были составлены сотни видео репортажей, которые передавались на телевизионных каналах арабских стран. В ответ практически не было репортажей об арабской солидарности с палестинцами.
Арабские режимы и арабская улица заняты собственными внутренними проблемами. А также — ситуацией в регионе, которая стала следствием арабского цунами (т.н. «арабской весны»), начатой исламскими суннитскими террористами и иранскими аятоллами в Ираке, Сирии, Ливане, Бахрейне, Йемене и в других богатых нефтью районах, заселенных в основном шиитами (районы Аль Хасса и Аль Катиф в Саудовской Аравии).
Эти арабские страны — под смертельной угрозой. Поэтому их не слишком, мягко говоря, заботят «чаяния» палестинцев. Яркое свидетельство тому — факт, что, несмотря на напыщенные речи и обещания финансовой помощи, эта помощь палестинцам многими арабскими странами так и не была оказана. И что особенно важно — про-американски настроенные арабские страны все более склоняются к тому, чтобы считать Израиль наиболее эффективным гарантом стабильности в регионе. С этим связан беспрецедентный рост геостратегического и экономического сотрудничества этих стран с Израилем.
Смогут ли западные политики и СМИ вынести верные уроки из ошибок прошлого в оценке ситуации на Ближнем Востоке или же будут настойчиво придерживаться прежних позиций?
Разворачивающиеся в наши дни события ясно показывают, что упрямое повторение прошлых ошибок, несомненно, представляет собой реальную угрозу национальной безопасности и финансовой стабильности в странах Ближневосточного региона. Тем, кто не осознает, что прежний подход к его проблемам — устарел, придется заплатить за это высокую цену…
Перевод с английского
Йорам Этингер
востоковед и американист,
в недавнем прошлом — генеральный консул Израиля в Хьюстоне (США),
сейчас — преподаватель Еврейского Университета в Иерусалиме.
Автор многих статей о современном бизнесе,
еврейском праве и экономике