Европа торжественно отметила столетие со дня окончания Первой мировой войны. Все флаги были в гости в Париже, где президент Макрон обнимался с канцлером Германии Ангелой Меркель и косо смотрел на Дональда Трампа, словно не Германия напала на Францию в 1914 году.
Незадолго до этого Эммануэль Макрон удивил мир, помянув добрым словом благодарности героя Франции и победителя при Вердене маршала Петена. Герой Первой мировой войны практически без боя сдал Францию Гитлеру. Однако у этой, казалось бы, необъяснимой эволюции есть своя предыстория.
Мы помним эту войну по книгам Хемингуэя и Ремарка и общему ощущению бесполезности и бесплодности этой войны. Она была ненужной, в ней не было победителей и побежденных, а только жертвы и разрушения. Если хоть одна сторона скажет: «Прощай оружие», то она и станет победительницей, ибо спасет свой народ от бессмысленной гибели. Он, конечно, пошел дальше всех, но европейские лидеры, подписавшие позорный Мюнхенский договор с Гитлером, Даладье с Чембеленом, были ненамного лучше.
Они постарались закрыть глаза на главный урок мировой войны – если война неизбежна, к ней надо готовиться, и воевать до полного разгрома врага.
Первая мировая война показала, насколько военно-стратегическое мышление в то время отставало от развития техники. Мужество и героизм не защищали от пулеметов, танков, самолетов, артиллерии и отравляющих газов. Пехота в красно-голубых мундирах и конница уже не решали исход сражения.
Пацифистские настроения были сильны перед Первой мировой войной, особенно среди социалистов. Но пацифизм не смог предотвратить войну. Можно говорить, что война началась случайно, что она была спровоцирована убийством эрцгерцога Фердинанда в Сараево, по правда заключается в том, что кайзер Германии Вильгельм II готовился к войне, хотел ее и был уверен в победе Германии. Именно поэтому Германия вторглась в нейтральную Бельгию по пути во Францию, в результате чего погибло не менее 123 тысяч бельгийцев, и именно поэтому кайзер Вильгельм несет ответственность за гибель 15 миллионов человек.
Он же внушал своим солдатам: «Если вам встретится враг, он должен быть разгромлен! Пощады быть не может! Пленных не брать! Кто попал к вам в руки, пропал. Как тысячу лет тому назад гунны под предводительством короля Аттилы прославили себя, войдя в историю и легенды, так и вы прославите Германию».
Кайзер даже вынашивал планы войны с Соединенными Штатами, подбивая Мексику напасть на Америку. Американский экспедиционный корпус вступил в войну в октябре 1917 года, как раз, когда в России произошла большевистская революция, и она вышла из войны, заключив Брест-литовский мир с Германией. Собственно, Октябрьская революция стала одним из самых страшных порождений Первой мировой войны. Без страны победившего социализма не было бы страны победившего национал-социализма, и не было бы Второй мировой войны.
Еще одним немаловажным следствием Первой мировой войны и развитием военной техники стала необходимость в углеводородном топливе. Двигатель внутреннего сгорания вытеснил благородную конницу, а для моторов нужен был бензин, а самые большие запасы нефти бли разведаны на Ближнем Востоке. Так бывшие арабские провинции Оттоманской империи вдруг вышли на арену международной политики.
Для Ближнего Востока Первая мировая война не закончилась 11 ноября 1918 года. Она лишь началась. 8000 евреев Оттоманской Палестины умерли от голода, и половина еврейского населения Иерусалима погибла во время войны. С другой стороны, поражение Оттоманской империи и Декларация Бальфура, оглашенная в октябре 1917 года, дали евреям надежду на возрождение национального дома, на создание собственного государства.
Ближний Восток стал одним огромным полем боя, начиная от гор Кавказа, где насмерть замерзли турецкие солдаты, заканчивая Месопотамией и Аравийским полуостровом.
Арабские солдаты активно помогали англичанам и французам в разгроме Оттоманской империи, надеясь вернуть себе независимость и создать собственные национальные государства, которых до тех пор не существовало. Племенные вожди бросились кроить карту Ближнего Востока, провозглашая себя королями.
Файсал в 1920 году объявил себя королем Сирии, но был изгнан французами в июле 1920 года и направил свои стопы в Ирак, где при поддержке англичан провозгласил себя королем.
Арабское восстание против англичан в 1920 году привело к созданию таких государств как Иордания, Ирак, Сирия и Саудовская Аравия. Обороны Тель-Хая является частью этой истории. Раздел подмандатной Палестины на западную и восточную часть в нарушение мандата Лиги наций и конференции в Сан-Ремо с созданием Транс-Иордании также стал следствием усиления арабского влияния на европейскую экономику. Потребность в нефти заставила забыть помощь евреев Англии во время войны и безвозмездную передачу Суэцкого канала.
Король Хусейн, шариф Мекки и отец иорданского короля Абдуллы I, вместе с королем Файсалом Ирака с 1918 по 1925 год вел войну против Ибн-Сауда, основателя нынешней Саудовской Аравии и проиграл ее.
Король Файсал, основатель нынешней иорданской династии, вел войну с Ибн-Саудом и проиграл ее. Так был создано королевство Саудовской Аравии, а для проигравших англичане в утешение отрезали от еврейского национального дома восточную Палестину.
Англичане с французами нарезали карту Ближнего Востока в соответствии со своими интересами, и вот последние события показывают, что границы, установленные по договору Сайкса-Пико, не отражают реального положения дел и удерживают в искусственных рамках враждебные друг другу народы и племена.
Проигравшими в этом разделе Ближнего Востока остались езиды и курды, так и не получившие независимости. Алавиты, постоянно воевавшие с суннитами, дорвались в Сирии до власти и ведут с сирийскими суннитами войну за выживание при помощи Ирана.
Левантийские христиане, получившие от Франции дополнительные земли вокруг Джабель Леванон, заселенные шиитами, оказались в меньшинстве в Ливане и эмигрируют в массовом порядке, а шииты стали в этой стране доминирующей политической и военной силой при поддержке Ирана.
Битва за Ближний Восток в 1918 году не завершилась. В 1930-е годы арабы активно поддерживали нацистскую Германию, организуя восстания против англичан. Всем известна истопия муфтия Иерусалима Хадж Амина Аль-Хусейни, дяди Ясера Арафата, бежавшего в Берлин к Гитлеру и участвовавшего в формировании дивизии СС боснийских усташей. После войны нацистские преступники нашли убежище на Ближнем Востоке.
Ныне последствия этих конфликтов до сих пор сотрясают Ближний Восток. И это не только попытки возрождения арабского халифата, но и попытки возрождения Оттоманской империи, это борьба различных народов и племен внутри искусственно нарезанных границ в Ираке и Сирии.
И когда во всем мире чтят память солдат, павших на сражениях Первой мировой войны, следует помнить несколько ее уроков – пацифизм никогда не приводил к миру, и ягненок, объявивший о нейтралитете, долго не проживет рядом с жаждущими крови львами, а потому старая римская пословица о том, что «если хочешь мира – готовься к войне», остается актуальной. И еще один вывод – войну можно проиграть еще до начала сражения, если вместо того, чтобы разгромить врага, генерал заявляет, что «военного решения этой проблемы не существует» и садится с врагом за стол переговоров, как маршал Петен. Его судьба известна.
Редакция! Исправьте ошибки в тексте , не — Хусейн, «шариф Мексики», а — Хусейн, шериф Мекки.