Результаты промежуточных выборов, которые прошли 6 ноября, предсказывались давно и верно. 6 ноября избирались и переизбирались 36 из 50 губернаторов, 35 из 100 сенаторов и все 435 конгрессменов, причем больше 120 в первый раз. По сложившейся политической традиции, промежуточные выборы складываются не в пользу правящей партии, и демократы сулили Америке «синюю волну» своих побед на всех уровнях выборной власти, а республиканцы обещали «красный прилив» веры их в правое дело. И те, и другие сходились в мнении, что в этой игре по системе Станиславского задача — победить на выборах, а сверхзадача — ослабить или усилить позицию президента Дональда Трампа перед ноябрем 2020 года.
3 ноября газета The Washington Post написала, что результат этих выборов покажет, кто же такой Дональд Трамп — «историческая аномалия или отражение современной Америки». На мой взгляд, справедливее было бы соединить два этих понятия союзом не «или», а «как».
Сейчас республиканцы сохранили и увеличили большинство в Сенате, а демократы впервые за 8 лет взяли власть в Палате представителей. Кандидаты Демократической партии в Конгресс к сентябрю собрали 1,06 млрд, а кандидаты Республиканской партии 709 млн. долларов. Всего на промежуточные выборы 2018 года, по подсчетам вашингтонского Центра за ответственную политику (Center for Responsive Politics) будет истрачено 5,2 млрд долларов. Эта уйма деньжищ принесла разные плоды, и, судя по всему, теперь в Сенате будет 54 «красных» и 46 «синих» (вместо нынешних 51:49), а в Палате представителей, где для большинства нужно 218 голосов, республиканцы на 1.30 утра среды получили 187 мест, демократы 204, и 44 места еще не подсчитали. В нынешней Палате 235 республиканцев и 193 демократа, и, очевидно, с января 2019 года вожделенный молоток спикера достанется 78-летней Нэнси Пелози. Хотя не ясно, вернут ли демократы Пелози этот молоток, который она держала с 2007 по 2011 год. Как написал обозреватель Майкл Гудвин, «ее бессвязную, путаную речь победы трудно было отличить от пародий в программе “Saturday Night Live”, и ясно, что у многих демократов для борьбы с Трампом наготове свои молотки».
Так или иначе, вскоре после 11 часов вечера во вторник президент Трамп позвонил ей и поздравил с победой, и в своей триумфальной речи Пелози примирительно сказала, что вместе с коллегами не собирается добиваться импичмента президента и «преследовать республиканцев так, как они нас». Тем не менее, заявила Нэнси Пелози, эта победа «остановит нападки Республиканской партии и (лидера сенатского большинства) Митча Макконелла на Медикер, Медикейд, Закон о доступном здравоохранении и заботу о здоровье 130 млн. американцев». Особую победу отмечают женщины, составляющие 52% электората, среди которых демократок больше, чем республиканок, на 20%. В 2019 году в Палате представителей впервые будет больше 100 женщин, среди которых, опять же впервые, окажутся сомалийская беженка Ильхан Омар, дочь палестинских иммигрантов Рашида Тлаиб и Дебра Хааланд из индейского племени кавайка.
По штату Нью-Йорк «синяя волна» демократов прокатилась в полную силу, и из двадцати семи избирательных округов республиканцам достались пять. Просматривая результаты выборов по городским округам Нью-Йорка в бегущей строке телепрограмм новостей, я поразился масштабам побед демократов: это было преимущество примерно в 80%. Губернатором остался Марио Куомо, генеральным прокурором впервые стала афроамериканка Летиша Джеймс, а конгрессмен-республиканец Дэн Донован проиграл демократу Максу Роузу. Впервые за десять лет демократы получили большинство в Сенате штата. В Бруклине кандидат в Сенат штата демократ Эндрю Гунардес большинством в 1147 голосов победил республиканца Марти Голдена, который занимал это пост с 2002 года. Впрочем, Голден заявил, что три тысячи голосов еще не подчитаны и пока не ясно, чья возьмет. Новый лидер большинства в Сенате штата афроамериканка Андреа Стюарт-Казинс заявила, что «избиратели штата Нью-Йорк высказались и избрали явное большинство демократов». Как уже отмечалось, большинство демократов в Палате представителей Конгресса позволит им блокировать законодательные инициативы Белого дома, а также влиять на администрацию Дональда Трампа через отраслевые комитеты. Действительно, если комитет Палаты представителей по разведке возглавит Адам Шиф, юридический комитет Джерри Надлер, а финансовый комитет Максин Уотерс, Белому дому придется несладко.
Для самого Трампа победы «синей волны» были, конечно, не очередным доказательством победы «фейковых» сообщений СМИ, а горьким результатом всенародного референдума. Тем не менее его пресс-секретарь Сара Сандерс, которая в конце года покинет свой пост, во вторник вечером заявила, что «президент воодушевлял колеблющихся американцев… на многолюдных ралли по всей стране». В последнем интервью перед выборами Трамп признался, что за эти два года бывал слишком резок в суждениях, и обещал следующие два года стать мягче. Странно было услышать это от человека, который называл себя бойцом, готовым немедленно дать сдачи, а к тому же осажденного таким количеством врагов, но сердцу политика не прикажешь. Покаяние президента не смягчит сердца его оппонентов, которые не столько ему, сколько себе не могут простить победы Трампа в 2016 году. Признав поражение республиканцев в Палате представителей, президент отметил победы в Сенате и на выборах в губернаторы Огайо и Флориды.
Демократы вынесли на голосование эмоции, гнев к попирателям прав человека и жалость к обиженным, а республиканцы «сухие и скучные факты», что при Трампе безработица снизилась, зарплаты выросли, рабочих мест стало больше , а угроз ядерной войны меньше. Здравый смысл подсказывает, что в таком случае Трампу и карты в руки, но если промежуточные выборы принято считать референдумом о курсе президента, то 6 ноября это был референдум о его жутком имидже. Не будь Трамп самим собой, его ставленник в Верховный суд Бретт Кавано остался бы апелляционным судьей или перешел в частный сектор.
«Судьба президента в его руках, — написал 7 ноября Майкл Гудвин. — Он показал себя искусным и чрезвычайно стойким политиком, а толпы, которые он собирал последние недели, поражали размерами и энтузиазмом. Он по-прежнему соломинка, которой размешивают напиток». Гудвин согласен, что «соломинка Трамп» равно будоражит друзей и врагов, но сейчас ситуация изменилась. Демократы, которые в 2016 году решили, что для них как для законодательного меньшинства единственная форма общения с Дональдом Трампом — это сопротивление, сейчас, когда в их руках Палата представителей, могут подобреть к президенту, который больше не деспот. Сохранив прежнюю враждебность, они могут перестараться в отношении к нелегалам и инфраструктуре, а это насторожит, если не оттолкнет избирателей в 2020 году. Гудвин считает, что, понимая это, Трампу имеет смысл смягчить нрав. Но это имеет смысл только в обмен или в расчет на встречные уступки, а ими пока не пахнет.