Сара, праматерь еврейского народа, умирает в возрасте 127 лет. Оплакав жену, Авраам решает похоронить ее в пещере Махпела в Хевроне. Владелец участка, знатный хетт Эфрон предлагает отдать его бесплатно, но Авраам платит полную цену. Затем Авраам поручает своему домоправителю Элиэзеру найти подходящую жену для сына Ицхака и берет с него клятву, что он будет искать девушку на родине Авраама, у его родни, а не среди аморальных ханаанеев, населявших Эрец-Исраэль. Элиэзер отправляется за реку Евфрат, в город Арам-Наараим, и просит Б-га дать ему знак для правильного выбора. Вечером, когда Элиэзер приводит верблюдов на водопой, у источника появляется юная Ривка. Элиэзер просит у нее воды, и девушка не только поит незнакомца, но и с готовностью черпает воду (почти 700 литров!) для его десяти верблюдов. Такая редкостная отзывчивость свидетельствует о том, что Ривка — подходящая жена для Ицхака, что она достойна стать праматерью еврейского народа. Элиэзер встречается с отцом Ривки Бетуэлем и ее братом Лаваном. После длительных переговоров, получив щедрые дары, семья соглашается отпустить девушку с гостем. Ривка приезжает в Эрец-Исраэль и выходит замуж за Ицхака. Позаботившись о сыне, Авраам «уходит на покой». Он повторно берет в жены Агарь, получившую новое имя Кетура, и у них рождаются шесть сыновей. Авраам дает им подарки и отсылает на восток. Основатель династии еврейских праотцев умирает в возрасте 175 лет. Ицхак и Ишмаэль хоронят его рядом с Сарой в пещере Махпела.
***
«И оторвался Авраам от лица своей покойницы…» (23:3). Принято считать, что Саре, верной жене нашего первого праотца Авраама и великой праведнице, было на роду написано обрести вечный покой в хевронской пещере Махпела. Ведь там были похоронены первые люди Адам и Хава. Очень почетное соседство.
Аврааму оставалось лишь заплатить за место, что он и сделал (хотя денежная сумма, которую ему пришлось выложить, оказалась намного больше рыночной цены).
Однако не было никакой гарантии, что Сару похоронят именно там. Дело в том, что в Маарат-Махпела не разрешалось хоронить тех, кого забрал Ангел смерти. Эта привилегия была предназначена только исключительным людям, покинувшим этот мир от Б-жественного поцелуя.
«И оторвался Авраам от лица своей покойницы…». Слово «лицо» в этой фразе кажется лишним. Почему в Торе не сказано просто: «И оторвался Авраам от своей покойницы»?
Глядя в лицо Сары, Авраам видел историю ее смерти. Ведь она умерла еще до того как Авраам вернулся с горы Мории, где он собирался по указанию Б-га принести в жертву их сына Ицхака, но в последний момент эта жертва была отменена.
В Талмуде (трактат «Авода зара», 20b) описано, как Ангел смерти забирает человека из этого мира. Он парит над изголовьем умирающего с обнаженным мечом.
Умирающий приходит в такой ужас от вида Ангела смерти, что непроизвольно открывает рот, и Ангел смерти стряхивает ему в рот три капли с острия меча.
Одна капля убивает этого человека, вторая вызывает разложение трупа, а третья капля действует так, что лицо покойного зеленеет.
Авраам не присутствовал при кончине жены, но он видел, что она достойна быть похороненной в пещере Махпела, потому что цвет ее лица остался таким же, как и при жизни.
Последнее испытание
«И поклонился Авраам перед народом земли той» (23:12). Получая государственную премию, допустим, за научное открытие на приеме у президента страны, вы будете вести себя не так, как у себя дома, на диване. Многие ли из нас постоянно чувствуют присутствие Б-га? Многие ли говорят себе: «Вот Он смотрит на меня сейчас. Он знает, что я думаю, и видит все, что я делаю»? Нет, таких людей немного, очень немного.
Б-г послал Аврааму десять испытаний. Большинство комментаторов считают, что последним и самым тяжелым испытанием была «Акеда», жертвоприношение Ицхака, описанное в конце прошлого раздела. Однако рабейну Йона в комментарии к Мишне 5:3 трактата «Авот» утверждает, что десятому испытанию Авраам подвергся, когда искал место для погребения своей жены Сары.
Но в чем состояло это испытание? Почему рабейну Йона считает эту историю кульминацией в череде проверок Авраама на стойкость и веру? Как может эпизод с покупкой семейной усыпальницы подтвердить высочайший морально-духовный уровень нашего праотца?
Авраам знал, что вся Эрец-Исраэль принадлежит ему, и что он может хоронить свою любимую жену там, где пожелает. Тем не менее, он вынужден вступить в унизительные переговоры с вождем хеттов Эфроном, который ведет себя крайне лицемерно: вначале навязывает Аврааму «в подарок» вместе с пещерной усыпальницей прилегающий к ней земельный участок, а затем берет за «подарок» сверхвысокую плату — четыреста полновесных шекелей.
Авраам вполне мог рассердиться на Эфрона и поставить его на место. Но ни жадность и коварство хеттийца, ни двойной стресс (перед смертью Сары он едва не убил собственными руками любимого сына Ицхака) не вывели Авраама из равновесия.
«И поклонился Авраам перед народом земли той». Авраам, которого сами хетты благоговейно называли «Б-жественным вождем», обращался к Эфрону смиренно как к достойнейшему из людей. Он ни разу не сорвался во время длительных и унизительных переговоров, не сказал ему: «Послушай, я сегодня не в духе. У меня умерла жена».
Авраам помнил, что Эфрон — прежде всего, человек, созданный по образу Б-га, и хотя бы поэтому заслуживает уважительного отношения к себе. Авраам не реагировал на лживые трюки Эфрона, не опускался до его уровня. Он вел себя так, как полагается родоначальнику избранного народа.
К сожалению, мелкие неприятности чаще выбивают нас из равновесия, чем серьезные передряги. Как мы реагируем, например, если кто-то лезет перед нами без очереди? Вспоминаем ли, что Б-г видит нас в это время, что мы — Его послы, и Он хочет, чтобы мы освятили Его Имя своей сдержанностью и безупречной корректностью? Как Авраам в разговоре с хеттами.
Еврей должен оставаться Человеком с большой буквы даже в бесчеловечных условиях. Иначе и быть не может, если постоянно чувствуешь присутствие Царя. Конечно, благородство в поведении требует железного самоконтроля и еще — любви к людям, ко всем и каждому. Именно эти качества блестяще проявил Авраам в своем десятом испытании и завещал их нам.
О чем рассказывает пропавшая буква
Переговоры Авраама и предводителя хеттов Эфрона о покупке пещеры Махпела завершились сделкой: «И понял Авраам Эфрона, и отвесил Авраам Эфрону серебро… — четыреста шекелей серебра…» (23:16).
Во втором слове «Эфрон» отсутствует буква «вав». Баал а-турим комментирует: отсутствие «вав» свидетельствует о том, что Эфрон был недобрым, жадным человеком с «дурным глазом» («ра айн»).
Какая связь между пропавшей буквой «вав» и «ра айн»? В талмудическом трактате «Бава Батра» сказано: человек, дающий «цдаку», пожертвования, получает шесть благословений. Отсюда следует, что тот, кто не дает «цдаки», жадный и завистливый человек, лишает себя шести благословений. Вот почему Эфрон не досчитался в своем имени буквы «вав», числовое значение которой равняется 6.
Комментатор «Кли якар» добавляет, что цифра 400 фигурирует в четырех эпизодах ТАНАХа, где речь идет о жадности и зависти, «ра айн»:
1) Жадный Эфрон взял у Авраама 400 шекелей серебра;
2) Братья Йосефа, позавидовавшие его особым отношениям с отцом Яаковом и продавшие его в рабство, были наказаны 400-летним египетским изгнанием;
3) Эсав возненавидел своего брата Яакова, получившего важные наследственные благословения от их отца Ицхака, и когда Яаков вернулся из изгнания, он встретил его с вооруженным отрядом численностью 400 человек;
4) Подлый и завистливый Навал из Кармиэля (Первая книга Шмуэля, гл. 25) ответил злом на бескорыстную помощь Давида и его слуг. За это Давид атаковал его с 400 бойцами.
Быть жадным и завистливым — последнее дело. Недаром гематрия буквы «тав», последней в еврейском алфавите, тоже 400.