Юдит Бергман
Компания Google планирует запустить в Китае особую цензурируемую версию своей поисковой системы под названием «Стрекоза», которая станет интегральной частью инфраструктуры жёсткого тоталитарного контроля, осуществляемого китайскими властями в отношении своих граждан.
Интернет, и в первую очередь социальные сети, стали едва ли не важнейшими площадками обмена мнениями и идеями. Именно здесь теперь разворачивается значительная часть современного национального диалога.
И потому, не исключено, что ведущие технологические компании, вроде: Google, YouTube, Twitter или Facebook обязаны нести ответственность за то, чтобы их платформы были одинаково доступны для всех мнений.
На первый взгляд, будучи частными коммерческими организациями, все эти гиганты социальных сетей не являются юридически связанными Первой поправкой к Конституции США, и вправе устанавливать свои собственные стандарты и условия для использования своих платформ. Вот только в идеале эти стандарты должны были бы применяться одинаково в отношении всех пользователей, независимо от политических или иных убеждений. Если же эти компании выбирают, что публиковать, а что нет, их следует подчинить лицензиям и требованиям, точно так же, как и другие медиа-организации.
Нынешние медиа-гиганты, откровенно отдают предпочтения лишь одной, так называемой «прогрессивной» повестке дня, за счёт другой — консервативной, и даже, более того, полностью закрывают доступ политической позиции, не соответствующей взглядам глав этих компаний. Это, безусловно, в значительной мере ущемляет политический дискурс, идя вразрез с основными принципами демократической свободы слова. Следовательно, эти компании, по-видимому, должны быть связаны всеми обязательствами, распространяющимися на виртуальные монополии.
Вопрос о том, является ли подобная дискриминация в отношении консервативных взглядов нарушением закона, в настоящее время является предметом целого ряда судебных разбирательств.
В октябре 2017 года консервативный образовательный сайт Университета Прагера — PragerU, подал иск против YouTube и его материнской компании Google за «преднамеренную» цензуру консервативных материалов, утверждая, что ответчики «соучаствуют в произвольном и вздорном использовании своего «ограничивающего режима» и «демонизации», с целью подавить отличные от левых политические взгляды».
По утверждению иска «закрытие компаниями Google и YouTube доступа к материалам PragerU с помощью ограничивающего режима стало нарушением базовых прав, оговорённых Первой поправкой, как Конституции штата Калифорния, так и Соединённых Штатах».
Так, например, под предлогом борьбы с «разжиганием ненависти, YouTube закрыл доступ к видео выступлениям про-израильского мусульманского активиста, рассказывавшего о том, как наилучшим образом противостоять ненависти и антисемитизму. Судья окружного суда США Люси Кох отклонила претензии PragerU, обосновав своё решение тем, что Google, как частная компания, не подпадает под Первую поправку.
«Ответчики — это частные лица, создавшие свою собственную социальную сеть для распространения и обмена видеоматериалами, самостоятельно принимают решения о том, каким образом регулировать загруженные к ним материалы», — написала Кох.
PragerU обжаловал это решение.
В августе организация Freedom Watch подала иск в размере 1 миллиарда долларов против Apple, Facebook, Google и Twitter, утверждая, что эти компании действуют сообща, подавляя консервативный дискурс в Интернете. Среди прочего, иск Freedom Watch обвинил четыре медиа-гиганта в нарушении Первой поправки к Конституции, а также «в заговоре с целью намеренно и умышленно подавлять материалы политически консервативного содержания».
PragerU и Freedom Watch не единственные консервативные организации, испытавшие на себе подавление в социальных сетях. В апреле консервативный Центр исследований СМИ опубликовал отчёт, в котором подробно описывается подавление консервативных мнений на платформах социальных сетей.
Пятидесятистраничный отчёт «Цензура! Как интернет-медиа-компании подавляют консервативный дискурс», подробно исследовал проблему ограничения консервативной политической мысли компаниями Google, Facebook, Twitter и YouTube, обнаружив, что эти технологические гиганты подавляют консервативный дискурс. Более того, по крайней мере, в некоторых случаях сотрудники этих компаний откровенно признались, что занимались этим намеренно.
Согласно результатам исследования, Google обнаружил «тенденцию к левой предвзятости в подаче результатов поиска», а Twitter (по признанию своих сотрудников) подвергал «теневому подавлению» некоторых консервативных пользователей. Так называемое «теневое подавление» означало то, что содержимое подвергнутых этой процедуре учётных записей не отображалось у других пользователей, но сами их владельцы об этом уведомлены не были.
Откровенный сдвиг влево проявляется не только в подавлении консервативного дискурса на социальных сетях медиа-гигантов. Помимо цензуры и выборочного подхода к показу содержания он стал причиной ряда сомнительных политических решений, принятых некоторыми из крупных технологических компаний.
Так, например, Google, сообщил, что не станет в следующем году возобновлять контракт с Пентагоном в работе над искусственным интеллектом, поскольку сотрудники Google , мол, обеспокоены тем, что технология, над которой они работали, может быть использована для смертоносных военных целей.
Вместе с тем, согласно просочившимся документам, Google планирует запустить в Китае особую, цензурируемую версию своей поисковой системы под названием «Стрекоза», которая станет интегральной частью инфраструктуры жёсткого тоталитарного контроля, осуществляемого китайскими властями в отношении своих граждан, этакого электронного «Большого Брата».
Согласно изданию Economist, Китай намерен стать «первым в мире электронно-тоталитарным государством». Китайское правительство находится в процессе внедрения системы, так называемого, «кредита социального доверия», с помощью которой сможет оценивать своих граждан на основе их поведения. Поведение, санкционированное правительством, будет поднимать «рейтинг», в то время как поведение, им не одобряемое, наоборот, снижать. Снижением «кредита доверия», например, чреват переход дороги в неположенном месте. Стало известно, что для сбора информации в эту систему в Китае уже установлено 626 миллионов камер наблюдения.
При этом, по словам журналиста Гордона Г. Чанга, китайские власти широко применяют систему «социального доверия», буквально во всех сферах жизни, определяя, сможет ли тот или иной человек приобрести билеты на самолёт или поезд, купить недвижимость или отправить своих детей в частную школу.
Так, например, журналист Лю Хуу не смог полететь на самолёте, поскольку обладал слишком низким баллом. Согласно официальным китайским данным, приведённым изданием Global Times, на конец апреля 2018 года власти заблокировали отдельным лицам 11.14 миллионов полётов на самолёте и 4.25 миллионов поездок на высокоскоростном поезде.
«Не заставляя людей с низким социальным кредитом доверия платить за это высокую цену, мы поощряем их оставаться дискредитированными»,
— разъяснил бывший заместитель директора Центра исследований и развития Государственного Совета Хоу Юньчунь, добавив, что необходимо улучшать система социального кредитования, чтобы дискредитированные люди и вовсе становились банкротами».
По словам юриста Китайской академии общественных наук в Пекине, Чжи Чжэньфэня:
«То, в какой степени человек будет ограничен с точки зрения общественных услуг или возможностей для бизнеса, должно соответствовать тому, в какой мере он или она утратили свой социальный кредит доверия… Дискредитированные люди заслуживают юридических последствий своих действий. Это определённо шаг в правильном направлении к построению социально ответственного общества».
Таким образом, ясно, что задача китайских властей создать систему глобального контроля, отслеживающую поведение граждан, через сбор и обработку данных из различных источников: камер, идентификационных проверок и использования беспроводного интернета. Как сообщили китайские власти, цель системы рейтинговых карточек «позволить заслужившим доверие разгуливать везде, в то время как дискредитированные люди не могли бы сделать ни одного шага».
Иными словами, эта активно внедряемая властями система является мощнейшим инструментом подавления прав человека в Китае.
Хотя в компании Google отказался комментировать опасения по поводу «Стрекозы», просочившиеся документы указывают на то, что эта цензурируемая версия поисковой системы Google станет частью описанной выше инфраструктуры подавления прав человека. Китайским властям будет достаточно лишь внести в «чёрный список» сайты и ключевые слова о правах человека, демократии, религии и мирных протестах. Как сообщается, эта система будет связывать поисковые запросы пользователей с их личными номерами телефонов, тем самым позволяя властям задерживать или арестовывать людей, ищущих информацию о том, что китайское правительство решило подвергнуть цензуре.
«Связывание поисков с номером телефона сделает намного более трудной возможность избежать всеохватывающего правительственного контроля над гражданами в Китае», —
cчитает Синтия Вонг, старший интернет-исследователь в организации Human Rights Watch.
Четырнадцать правозащитных организаций потребовали, от Google остановить разработку своей цензурируемой поисковой системы, утверждая, что такое сотрудничество станет «тревожной капитуляцией со стороны Google в области прав человека» и может привести к тому, что компания «станет непосредственной соучастницей нарушений прав человека».
Прекратить работу над «Стрекозой» попросил Google в своём недавнем выступлении и вице-президент США Майк Пенс, заметив, что «это усилит цензуру со стороны китайской компартии и поставит под угрозу конфиденциальность китайских пользователей».
Таким образом, тот самый Google, который утверждает, что у него существуют моральные сомнения в отношении сотрудничества с правительством США, не видит ни малейших проблем в продолжении совместного с коммунистическими властями Китая внедрения системы цензуры и слежки за более чем миллиардом граждан этой страны, позволяющей наказывать людей через ограничение их возможностей в повседневной жизни.
По данным портала Intercept сотрудники Google распространили письмо, указывающее на то, что цензурируемая поисковая система поднимает «неотложные моральные и этические проблемы» и призывающее руководителей Google «раскрыть больше о работе компании в Китае», которая, «согласно трём информированным источникам, окутана слишком плотной завесой секретности».
Однако, в Google, похоже, жаждут продолжения сотрудничества с китайскими властями, занятыми распространением тотального контроля над своими гражданами. И, согласно недавнему отчёту Amnesty International, там ещё полно работы:
«Китай активизировал кампанию массового переселения, постоянного надзора, политической индоктринации и принудительной культурной ассимиляции в регионах, где проживают уйгуры, казахи и другие, преимущественно мусульманские этнические группы».
Согласно докладу, в рамках «массового перевоспитания» в Китае было задержано до 1 миллиона человек, многие из которых были подвергнуты пыткам.
Показательно, что восемь лет назад соучредителю Google Сергею Брину, рождённому в известном своей репрессивной политикой Советском Союзе, по крайней мере, хватило совести, если не отказаться, то хотя бы высказать сомнения по поводу продолжения работы в Китае, если речь пойдёт о цензуре.
«Мы решили, что не хотим больше продолжать цензурировать наши результаты», — сообщил Google за два дня до того, как пресс-секретарь компании Скотт Рубин начал говорить совершенно иные вещи.
Но, похоже, тоталитарные коммунистические репрессии больше не мешают Google, по крайней мере, до тех пор, пока позволяют этой компании увеличивать свою долю на международном рынке…
Перевод Александра Непомнящего — Еврейский мир
Источник — Институт Гэйтстоуна
Юдит Бергман — обозреватель, юрист, политолог и старший научный сотрудник в Институте Гэйтстоуна.
Октябрь 2018