Никогда не теряй надежды!

Недавно я решил почитать сказку своим сыновьям, и открыл детскую книгу «Never Lose Hope» – «Никогда не теряй надежды», написанную по мотивам сказки рабби Нахмана из Брацлава (1772 – 1810 гг.). Сказки рабби Нахмана кажутся простыми, однако вдумчивый читатель может открыть в них необыкновенную глубину…

«Жил-был бедный еврей Лейбл, который обрабатывал землю. Однажды, копаясь в глине, он наткнулся на твердый камень. Лейбл очистил его от грязи, и перед ним засверкал драгоценный бриллиант.

– Сколько стоит этот камень? – спросил Лейбл местного ювелира.

– Этот бриллиант очень дорогой, – ответил он. – В нашем местечке нет таких денег, но если ты поедешь в Лондон, то там сможешь его хорошо продать.

Бедняк продал все что мог и отправился в путь. Добравшись до моря, Лейбл обнаружил, что все его деньги закончились. Он нашел капитана корабля, направлявшегося в Лондон.

– У меня нет денег, но есть бриллиант, – сказал ему Лейбл. – Когда я окажусь в Лондоне, то продам его и заплачу тебе.

Капитан был очень жадным человеком и никогда не позволял людям плыть на корабле бесплатно. Но когда он увидел бриллиант, то предложил бедному еврею самую дорогую каюту.

Каждый раз, садясь за стол в своей роскошной каюте, Лейбл клал перед собой бриллиант и, глядя на него, мечтал о будущем. Однажды после обеда Лейбл заснул, сидя за столом. Мальчик тихонько вошел, чтобы убрать его каюту, стряхнул крошки со стола и выкинул их в море вместе и бриллиантом!

Когда Лейбл проснулся и понял, что произошло, – он ужаснулся.

– Мой драгоценный камень пропал! – воскликнул он. – Но я могу потерять и жизнь. Если капитан корабля узнает, что я не смогу ему заплатить, то сбросит меня в море!

Что же делать? Не терять надежды! – решил Лейбл. – Я буду делать вид, что ничего не произошло.

– Как дела, Лейбл? – спросил его капитан.

– Слава Б-гу, – ответил Лейбл с улыбкой.

– Я хочу попросить тебя об одолжении. В трюме корабля хранится много пшеницы, но я не могу привести ее в Лондон: боюсь, что меня обвинят в воровстве. Но ты можешь сказать, что вся пшеница твоя, а потом вернуть ее мне.

Лейбл согласился. Капитан подписал контракт о том, что Лейбл – владелец всей пшеницы. Как только корабль причалил к берегам Лондона, капитан неожиданно умер, не оставив наследников. Лейбл продал пшеницу и получил больше денег, чем если бы продал пропавший в море бриллиант!»

Прочитал я сказку и задумался: почему Лейбл потерял найденный им бриллиант? То, что с легкостью приходит, с легкостью и уходит! Не случайные находки, а усилия человека засуживают награды.

Но если так, то за какие заслуги Лейбл удостоился разбогатеть?

За то, что не потерял надежды!

Обретение веры требует огромных усилий. Человек должен проявить волю, собрать все силы своей души и действовать в соответствии со своей верой, творя добро.

Во времена Исхода вера вдохновила евреев войти в море. В награду за веру свершилось чудо – море разверзлось перед евреями. «Все, что обретает человек в своей жизни, он обретает в награду за веру!» – заключили мудрецы.

Но почему тогда Лейбл без всяких усилий нашел бриллиант? Он, бедняк, должен был научиться мечтать о богатстве и поверить в то, что ему удастся вырваться из нищеты.

Почему мы иногда обретаем богатство, любовь, вдохновение, счастье, которые вскоре теряем? Потому что даже потерянное счастье оставляет в душе человека неизгладимое впечатление, и он мечтает о его возвращении. Никогда не ощутив счастья, ты даже не смеешь о нем мечтать.

Почему Всевышний поместил Адама в райский сад, ведь он все равно его потерял? Всевышний дал ему вкусить плоды из райского сада, чтобы вдохновить Адама и его потомков на самостоятельные поиски счастья!

Конечно, Всевышний может дать человеку все, что тот пожелает, но незаслуженная подачка может унизить человеческое достоинство. Не случайно мудрецы называют подачку «хлебом стыда». Потому Всевышний посылает человеку испытания, предоставляя ему возможность обрести награду.

Как отец учит своего сына ходить? Он сначала ставит ребенка на пол и держит его за руку, но потом убирает свою руку, чтобы сын пошел сам. Так же и Всевышний – сначала пробуждает человека даром Своего милосердия, а затем предоставляет возможность этот дар заслужить.

Находясь в египетском рабстве, евреи не заслуживали освобождения, объясняет ребе из Гур в своей книге «Сфат Эмет». В первый день праздника Песах евреи получили свободу как дар Небес. В седьмой день после Исхода армия Фараона настигла евреев у моря. Но они не потеряли надежды и вошли в море, которое расступилось в заслугу за их веру.

В первый день праздника Исхода мы отмечаем «пробуждение Небес» и вновь переживаем освобождение, дарованное нам свыше. В седьмой день праздника мы отмечаем «пробуждение человека на Земле» и стремимся своей верой, своими усилиями заслужить свободу. История развержения моря учит нас НИКОГДА НЕ ТЕРЯТЬ НАДЕЖДЫ!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора