Ради Б-га я люблю,
Ради Б-га я желаю,
Ради Б-га я живу,
Ради Б-га умираю…
Двора Левитин
Приведу одну историю, которая показывает, как страшно отзываться плохо о ком-либо, даже если человек далёк от идеала. Произошла она с выдающимся равом Моше Файнштейном. Приводится по его книге «Игрот Моше».
Это случилось в Любани, городе, где молодой тогда рав Файнштейн был главным и единственным раввином.
В начале зимы 1922 года заболел в этом городе один человек. У него во рту распух язык, мешая говорить, есть и дышать. Причём распух буквально за пару дней. Врачи не могли поставить диагноз — и понятно, не могли это лечить. Рав Файнштейн пришёл навестить больного. Тот попросил всех выйти из комнаты и рассказал раввину следующее. Неделю назад читали раздел Тора «Ваира». И этот человек громко, при всех спросил в синагоге: «Каким образом дочери Лота, согрешившие со своим отцом, удостоились того, что их прямыми потомками стали цари Давид и Шломо? А также того, что от них произойдёт будущий Машиах?!». Дескать, он этому удивлён и не понимает, как эти две низкие и безнравственные женщины заслужили подобную честь.
Перескажу ту историю, приводимую Торой. Ангелы по поручению Всевышнего за грехи уничтожили город Сдом. Спаслись только Лот (кстати, «лот» по-грузински означает «пьяница») и две его дочери. Они были уверены, что человечество погибло, что они только втроём остались на всей земле. Считали, что произошёл новый Потоп — только огненный, ведь Б-г обещал больше не губить человечество водой. Основания думать так у них были, они проживали в Сдоме и видели, до чего дошли люди. Возможно, если бы не Авраам, а также и им и Сарой «созданные души» — так бы и было.
И девушки приняли решение возродить человечество. Отец был стар и дряхл и они боялись, что вот-вот — и последний шанс на выживание человечества исчезнет. Они подпоили отца и по очереди переспали с ним. От этой связи родилось два сына. Старшая назвала своего сына Моав («от отца»), а младшая – бен Ами («сын моего народа»).
Продолжу исповедь того человека. Той же ночью, уже после окончания субботы, пришли к нему во сне две старые женщины, закрытые с ног до головы чёрными одеяниями, и сказали, что они дочери Лота. И добавили, что они такого высокого происхождения (родственницы великого праведника Авраама), что могли бы никому не рассказывать, что они спали с отцом. И им бы все поверили. Могли бы сочинить, что они успели выйти замуж перед самым уничтожением Сдома (и кто проверит, города-то нет!). Или сообщить, что они современные прогрессивные женщины и бумажки их не интересуют. Либо, наконец, поведать, что на них снизошёл Святой Дух и они от него забеременели.
Зачем себя позорить? Ведь так, помните, сделала позже одна еврейская дама — и четверть человечества по сей день ей верит. Но они этого не сказали, ибо не хотели обманывать людей. И честно сообщили о происхождении своих сыновей. Мол, в момент греха, а в нём они открыто признавались, они искренне полагали, будто остались последними на земле и беспокоились только о продолжении человеческого рода. Так они ему во сне и заявили: «У каждого ребёнка на земле есть мать и отец. Зачем нам было сочинять, будто наши дети произошли от Святого Духа», или позорить семью своего отца? А если бы мы соврали, что были замужем, и этот обман бы раскрылся (кто-то мог уехать из Сдома и уцелеть, да и пророки на земле водились,- мы это поняли, когда оказалось, что мы на земле не одни) — чего бы только люди не насочиняли!
«Но ты», — сказали они ему с укоризной, — «совершил страшный грех, поскольку опорочил в глазах людей двух женщин, от которых происходит будущий Машиах. Поэтому ты наказан такой же болезнью, что и разведчики, сказавшие плохое слово о Святой Земле. Умрёшь от своего языка!»
Закончив свою исповедь, тот человек потерял сознание и тут же умер. Рав Файнштейн отметил, что он склонен верить этой истории.
Обычно, рассуждая о героях Торы, я пытаюсь их как можно больше обелить и возвысить. Я решил, и учитель одобрил моё решение, приведя соответствующий мидраш, что старшая дочь Лота назвала своего сына «Моав» специально — боясь, что люди, «противоположные» тому умершему человеку, обожествят происхождение её сына и создадут вокруг него ложную религию. Хотя бы и через тысячи лет.
Учитывая, как часто и упорно большая часть человечества верит всяким фантазиям, аргументы этой женщины более чем актуальны. Сегодня на уроке я заметил (и учитель подтвердил, что эту мысль за 400 лет до меня развил Шла аКадош), что женщина способна во время запрещённой близости быть причиной самой страшной духовной нечистоты. Но если эта близость во Имя Б-га и во время неё она выполняет заповедь, то она воистину становится «святой совратительницей». Как дочери Лота. Как Яэль, казнившая злобного и опасного антисемита, греческого генерала Сисру.
Кстати, даже Моше Рабейну сперва не понял мотивации женщин, принёсших ему для изготовления жертвенника медные зеркальца, при помощи которых они, прихорашиваясь, «совращали» своих мужей в Египте. Б-г сказал ему, что для Него это самый дорогой подарок, так как в заслугу этих женщин и этих зеркалец евреи вышли из Египта.
Мне кажется, что старшая дочь Лота, дав имя «Моав» во имя Б-га, в этом действии уподобилась царице Эстер, которая заставила мудрецов записать Мегилу и указать в ней, что она против воли сделалась женой персидского царя. Потому что это и через тысячи лет это кому-то понадобится. Несмотря на то, что многие будут воротить нос от некоторых подробностей поведения величайшей спасительницы моего народа!