Б-г открылся Аврааму на третий день после обрезания, когда, несмотря на боль и зной, праотец ждал гостей у своего шатра. Увидев трех ангелов в обличье странников, он принял их с почетом и щедро угостил. Один из гостей сообщил ему, что через год его 90-летняя жена Сара родит сына.
Затем ангелы отправились уничтожить порочный город Сдом. Авраам просит Б-га пощадить город, если в нем найдутся хотя бы 50 праведников. Эта цифра была постепенно снижена, но даже десяти хороших людей там не оказалось, и приговор остался в силе. Прежде чем Б-г обрушил на Сдом и окрестности серный и огненный дождь, ангелы увели из города Лота, его жену и двух дочерей. Вопреки запрету, жена Лота оглянулась во время бегства и превратилась в соляной столб. Дочери Лота решили, что в результате катаклизма на всей земле совсем не осталось людей, кроме них и их отца. Стремясь продлить род человеческий, они по очереди переспали с отцом, напоив его вином. В результате у них родились сыновья Моав и Амон, основатели двух народов. Тем временем Авраам поселился в области Герар. Местный правитель Авимелех похитил Сару, но затем вернул ее по требованию Б-га. Вскоре в точном соответствии с обещанием Творца, у Сары и Авраама родился сын Ицхак. Отец сделал ему обрезание на восьмой день, как велел Б-г, а в день отлучения Ицхака от материнской груди устроил большой пир. Сара потребовала изгнать из дома Агарь и ее сына Ишмаэля, поскольку она опасалась их пагубного влияния на Ицхака. После некоторых колебаний Авраам выполнил это требование. В пустыне Ишмаэль едва не умер от жажды, но был спасен ангелом и получил обещание, что от него произойдет великий народ.
Видя, что Авраам пользуется защитой Б-га, Авимелех заключил с ним союз. В ходе десятого по счету испытания Б-г велел Аврааму принести в жертву Ицхака на месте будущего Храма. Авраам был готов выполнить это указание, но в последний момент ангел остановил занесенный над Ицхаком нож. В награду за беззаветную преданность Всевышнему Авраам получил «великое благословение» для своих потомков. В конце раздела приведена родословная семьи Авраама до рождения Ривки, будущей жены Ицхака.
***
«И открылся Аврааму Б-гу в дубравах Мамрэ» (18:1).
Мамрэ — это не название места, а имя человека, которому оно, по-видимому, принадлежало. Это видно из комментария РАШИ на приведенный стих, первый в сегодняшнем разделе. РАШИ пишет: «Именно он (Мамрэ) дал совет (Аврааму) по поводу обрезания, и поэтому Б-г открылся в его уделе». Но кто такой Мамрэ, и зачем Аврааму потребовалось с ним советоваться?
Для современного западного человека религия — это всего лишь деталь его повседневной жизни: в воскресенье утром он сходит в церковь, а вечером — с друзьями на футбол. Религия нужна ему для душевного комфорта, ни к чему не обязывая.
Так было не всегда. В древности религиозные культы предъявляли очень высокие требования к своим последователям, вплоть до сжигания собственных детей на алтаре. Именно этим культам Авраам противопоставил идею этического монотеизма. Он проповедовал новую религию, основанную на милосердии и гуманизме. Он призывал язычников верить в Единого Невидимого Б-га, который требует любить ближнего, как самого себя, следуя жесткому кодексу поведения, основанному на семи законах, которые Ноах получил после Всемирного потопа и которые по сей день обязательны для всех неевреев. Авраам учил, что убивать и калечить людей, даже во имя священных целей, — это варварство, дикость, и его Б-г, истинный Творец и Владыка мира, отвергает подобные формы религиозного служения.
И вот, Авраам получает заповедь обрезания крайней плоти. Но ведь речь идет о нанесении увечья. Авраам испугался, что его многочисленные последователи, которых он привел к истинной вере, отвернутся от него и возложенная на него историческая миссия «отца народов» окажется под угрозой. Все его добрые дела, все проповеди милосердия могли быть истолкованы как ложь, как лицемерное заманивание в очередную изуверскую секту.
Что прикажете делать? Игнорировать повеление Свыше? Но ведь речь идет о Б-жественной заповеди, краеугольной мицве, скрепляющей союз Творца с Авраамом и его потомками. Так как же поступить? Авраам обратился за советом к друзьям. Двое из них, Анер и Эшколь, рекомендовали ему воздержаться от «брит-милы». В конце концов, дело, которому он посвятил свою жизнь, важнее одной заповеди. Кто знает, возможно, из-за этих колебаний Авраам так поздно провел обрезание в своей семье, когда ему было уже 99 лет, а старшему сыну Ишмаэлю — тринадцать, и решился действовать, лишь получив прямое указание Творца (хотя наш первый праотец досконально знал все мицвот и славился энтузиазмом в их исполнении). Окончательное решение было принято после консультации с третьим другом — Мамрэ. Тот рассудил просто и здраво: раз Б-г велел — надо выполнять. Ни один смертный не имеет права ставить под сомнение целесообразность Б-жественных заповедей и заниматься их отбором. В награду за этот правильный совет Всевышний открылся ослабевшему после обрезания Аврааму на территории, которой владел мудрый советчик — в дубраве Мамрэ.
Ангелы подождут
«И поспешил Авраам в шатер к Саре и сказал ей: «Поторопись, три меры муки, лучшей муки замеси и сделай лепешки!» (18:6).
Что такое настоящее гостеприимство? Вот наглядный пример.
Однажды к мудрецу Хафец-Хаиму в городок Радин приехал в гости на шаббат другой раввин из дальнего местечка. В пятницу вечером они вернулись из синагоги и сели за трапезу.
Но вместо того чтобы начать, как всегда, с гимна «Шалом-алейхем», которым приветствуют ангелов, сопровождающих каждого еврея, возвращающегося домой после вечерней субботней молитвы, Хафец-Хаим немедленно произнес «кидуш», благословение на вино, и попросил всех омыть руки и приступить к еде. Лишь затем, после первого блюда, он спел «Шалом-алейхем».
На вопрос гостя, почему Хафец-Хаим нарушил заведенный порядок встречи субботы, он ответил: «Вы приехали издалека и, наверное, были очень голодны. Поэтому я решил вначале позаботиться о вас. Ангелы, которым мы поем «Шалом-алейхем», не испытывают голод и могут немножко подождать».
«И поспешил Авраам в шатер, к Саре, и сказал ей: «Поторопись…».
Авраама можно назвать не только основателем всех монотеистических религий, но и законодателем гостеприимства. В приведенном эпизоде он учит нас важному принципу: гостей надо обслужить немедленно. Три ангела, пришедшие к нему в обличье странников, очень устали с дороги и были голодны. Поэтому наш старший праотец поспешил в первую очередь накормить их, причем накормить сытно и лучшими блюдами.
Легендарный талмудический персонаж Нахум Иш-Гамзу однажды промедлил и не накормил сразу нищего, поскольку был занят тем, что снимал поклажу с осла (Вавилонский Талмуд, трактат «Таанит», 21). В результате нищий потерял сознание от голода…
И даже теперь, когда продовольственные магазины заполнены всевозможными гастрономическими изделиями, а бакалейные лавки встречаются на каждом шагу, ничто не может заменить вкусный и сытный обед для проголодавшегося гостя.