В городке Таппэн к северу от Нью-Йорка арестован 56-летний Пол Розенфелд, обвиняемый в изготовлении бомбы весом примерно в 100 кг и намерении взорвать ее в следующий день выборов в столице США.
Как говорится в ходатайстве о выдаче ордера на арест Розенфелда, вышедшем из-под пера следователя ФБР Джонатана Уэлша, в августе и сентябре с.г. непоименованный житель Пенсильвании получил от незнакомого лица письма и смс. Из них явствовало, что отправитель намеревается изготовить взрывное устройство, отвезти его в Вашингтон и взорвать 6 ноября на Национальной аллее (National Mall).
Получатель этой корреспонденции, который, как сообщают, является журналистом, передал ее в ФБР. Оно быстро определило по мобильнику, с которого были посланы смс, что их отправил Пол Розенфелд, проживающий в Таппэне. Имя городка, насчитывающего чуть больше 6 тысяч жителей, происходит от языка местного индейского племени и означает «студеная вода».
9 октября местный судья выдал ордер на обыск дома Розенфелда. В тот же день правоохранители остановили машину подозреваемого, отвезли Розенфелда в соседний полицейский участок и допросили. На фотографии, появившейся в сети, у него интеллигентное лицо, редкое для бомбистов.
Он и не думал запираться, подтвердил, что является владельцем мобильника, с которого были посланы указанные смс, и сообщил, что заказал большое количество дымного пороха, который был доставлен по адресу в Нью-Джерси и привезен им в Таппэн. По словам Розенфелда, он сделал и испытал несколько небольших бомб, а также изготовил устройство побольше, начинил его 8 фунтами (около 4 кг) дымного пороха и спрятал у себя в подвале.
Он также поведал, что вставил в него компоненты, которые гарантируют, что он сам погибнет от взрыва своей адской машины, и что он собирался привести ее в действие в Вашингтоне.
По словам Розенфелда, целью задуманного им теракта было привлечь внимание к доктрине «жеребьевки» (sortition) или клеротерианства.
Последний термин происходит от древнегреческого «клеротериона», то есть устройства для жеребьевки, служившего основным техническим инструментом афинской демократии.
В сети имеется небольшое эссе на эту тему человека по имени Пол Розенфелд. Оно было помещено в марте 2015 года на сайте Equality By Lot («Равенство по жребию»), который называет себя «блогом клеротерианцев».Эссе содержит аргументы в пользу главного постулата их идеологии, гласящего, что начальников следует выбирать не большинством голосов, как в демократических странах, а по жребию. Как пишет автор, казалось бы, такой метод соответствует здравому смыслу, и, тем не менее, у блога «Равенство по жребию» по последнему счету было всего 344 подписчика, то есть речь шла о «статистически невидимой группе на планете с 7 миллиардами обитателей». Автор эссе делает из этого вывод, что «мы должны каким-то образом убедить людей, чтобы наше движение приобрело известность. Для этого нам нужен крайне эффективный довод…».
Очевидно, таким доводом должна была послужить изготовленная Розенфелдом адская машина, которая на поверку содержала не 4 кг дымного пороха, а более 90 кг. Так, по крайней мере, написал судье следователь ФБР Уэлш, который сообщил, что в подвале у подозреваемого был обнаружен фанерный ящик, содержавший функционирующее взрывное устройство. Оно было начинено 200 фунтами дымного пороха, пустые емкости из-под которого валялись в доме. Эксперты ФБР просветили бомбу рентгеновским аппаратом и нашли внутри нее электровзрыватель, который воспламенил бы ее пороховую начинку.10 октября саперы ФБР вынесли адскую машину из подвала и отвезли ее в безопасное место.
Как отмечается в пресс-релизе федеральной прокуратуры Южного округа Нью-Йорка, взрыв в таком оживленном месте привел бы к гибели невинных людей и неописуемым разрушениям. Подозреваемый мог бы стать худшим доморощенным бомбистом после Тимоти Маквея, взорвавшего в 1995 году федеральное здание в Оклахома-Сити и впоследствии казненного. Розенфелд официально обвинен в незаконном изготовлении взрывного устройства, за которое ему грозит до 10 лет тюрьмы, и транспортировке взрывчатого вещества между штатами (тоже до 10 лет).
Его отец Питер, проживающий в Вермонте, поблагодарил ФБР за то, что оно вовремя предотвратило взрыв, так что никто не пострадал.