Трудная неделя мэра

Начало сентября этого года принесло мэру Бостона Мартину Уолшу целый ряд неожиданных и неприятных сюрпризов. Начались они с итогов первичных выборов в Конгресс США от Демократической партии. 

Кандидаты в высший законодательный орган страны, которых официально поддерживал бостонский мэр, потерпели  чувствительное и, казалось бы, необъяснимое поражение. Самым сенсационным из них было фиаско видного американского конгрессмена Майкла Капуано. В течение 20 лет, начиная с 1998 г., он представлял в Вашингтоне седьмой избирательный округ. Сегодня этот округ, послуживший когда-то началом карьеры Джона Кеннеди, ещё в большей степени, чем в прежние годы, безраздельно принадлежит демократам. На президентских выборах 2016 г. Хиллари Клинтон легко набрала здесь свыше 84% голосов. После её неудачи на тех выборах, отвечая чаяниям своих избирателей, да и своим собственным, г-н Капуано отказался присутствовать на инаугурации Дональда Трампа.

При таком однопартийном господстве ни один республиканец  даже не пытается конкурировать на этом политическом пространстве с представителями всегда правящей здесь партии. Поэтому победитель праймериз в седьмом округе автоматически становился победителем выборов в Конгресс США. И столь же «неизбежно» им должен был стать Капуано.  Случилось, однако, непредвиденное: явный фаворит, который десять раз подряд легко побеждал своих соперников, на этот раз уступил победу малоизвестной, выросшей в Чикаго, сорокалетней Айянны Прессли. Её взгляды ничем не отличаются от позиции своего соперника, кроме только одной поправки – она уверена, что лучше, чем её конкурент, будет представлять интересы национальных и расовых меньшинств. В этом округе, единственном в Массачусетсе, эти меньшинства представляют, на самом деле, уже не меньшую, а большую часть его населения: свыше 56%. Теперь  после своей внушительной победы Айянна Прессли станет первой за всю историю Массачусетса темнокожей американкой в Палате представителей США.

Её успех, кроме всего прочего, ещё раз нарушил, а в какой-то мере и подорвал, устоявшуюся в Массачусетсе традицию, согласно которой, политические долгожители превращаются в несменяемых и бронзовеющих функционеров. До недавнего времени редко кому удавалось сместить, т.е. победить тех, кого называют политическими тяжеловесами. Бывший мэр Бостона Томас Менино, избранный в 1993 г., сохранял эту высокую должность вплоть до своей болезни в 2014 г. Эдвард Кеннеди, став сенатором от Массачусетса в 1962 г., не уступал капитолийского кресла до своей смерти в 2009 г. Второй сенатор штата Джон Керри, занявший свой офис в 1985, уступил его, только став Госсекретарём США в 2013 г.  Довольно схожая картина наблюдается и среди конгрессменов. Иногда народные избранники, в силу каких-то личных причин сами оставляют свои, столь желанные для многих позиции. При таком редком случае немало желающих стремятся принять участие в этих «облегчённых» выборах, где не надо бороться с действующим политическим «тяжеловесом». Именно так случилось, когда конгрессмен США Ники Цонгас, которая на протяжении пяти созывов Конгресса представляла там третий избирательный округ Массачусетса, заявила летом прошлого года о своей предстоящей отставке. И от Демократической партии сразу десять кандидатов выразили готовность побороться за место, которое она занимала на Капитолийском холме. Самым ярким и самым перспективным из них был Дэн Кох. Он внук иммигранта из Южной Кореи и правнук иммигранта из Ливана. Его родители стали врачами, причём отец в администрации Барака Обамы занимал пост заместителя Министра здравоохранения.

Мартин Уолш
Мартин Уолш

Сам же он получил два высших образования, включая Школу бизнеса Гарвардского университета.  Одарённый юноша прошёл практику в аппарате сенатора Эдварда Кеннеди  и в 29-летнем возрасте был приглашён мэром Бостона Мартином Уолшем на пост руководителя своего штата. Когда стало известно о решении Ники Цонгас, он, по согласованию, а скорее всего, по совету босса, оставил недавно принятую высокую должность в мэрии, чтобы принять участие в борьбе за освободившееся место конгрессмена США. Сказать, что г-н Уолш поддерживал его самым активным образом, значит,  ничего не сказать: он поддерживал своего протеже так, как никого другого. Он неизменно появлялся на публике вместе с ним, и чаще, чем можно было предположить, выступал на встречах с жителями самых населённых городов этого округа, Лоуэлла и Лоуренса. Этим не ограничивалась его беспрецедентная активность среди избирателей. Так называемые бесчисленные волонтёры, мобилизованные мэром, обходили дом за домом, стучали в каждую дверь, агитирую за своего кандидата. Более того, адвокатские и строительные компании, большие и малые бизнесы в Бостоне, прониклись вдруг такой симпатией к карьере молодого человека, что непрерывно вливали в его избирательный фонд всё новые и новые денежные средства. Их размер в разы превышал аналогичные средства всех его конкурентов.

Ему противостояла Лори Tраган, выросшая в Лоуэлле, и очень похожая на типичного жителей этого города, бывшего когда-то текстильной столицей Америки. Она первая в её небогатой семье, получив финансовую помощь от штата, закончила колледж, потом работала помощником, а затем и главой штата сотрудников конгрессмена Мартина Mихен, который, как и она, рос в этом же провинциальном городке дальнего Массачусетса. Бывший конгрессмен, а ныне президент Массачусетского университета помогал своей подопечной, впервые участвовавшей в избирательной кампании. Противостояние в третьем округе между Кохом и Траган в печати называли  битвой двух Мартинов. На самом деле, их поддержка своих протеже была не равнозначной. В отличие от действующего мэра, роль бывшего конгрессмена в избирательной кампании ограничилась только рекомендациями и деловыми советами.

Бюллетени почти 89 тысяч человек, принявших участие в выборах, разделились почти поровну. В пользу Лори Траган проголосовали на 122 человека больше, чем за Дэна Коха. Произведённый по его требованию пересчёт голосов, ничего не изменил. Неудачи претендентов на место в Конгрессе, которых поддерживал Мартин Уолш, способны были расстроить мэра не меньше, чем самих участников выборных баталий. Поддержка тех или иных кандидатов на выборные должности – далеко не формальный жест, а взвешенное и продуманное  решение, которое, если можно так выразиться, нередко ставит на кон имя, авторитет, свой, наконец, политический вес.  Политическая кухня Бостона такова, что именно мэр всегда был тем лицом, который оказывал заметное влияние на избирателей. Поэтому его поддержки ищут, лоббируют и всячески добиваются. Можно вспомнить роль предыдущего мэра Томаса Менино, чья после долгих колебаний поддержка Элизабет Уоррен стала решающей в её победе над популярным в Массачусетсе сенатором Скоттом Брауном. Так было всегда. Но, возможно, сейчас на наших глазах, эра больших боссов уже заканчивается… Бостонский мэр, уверенный в совершенно других результатах выборов после объявления их реальных итогов, испытывая, возможно, что-то наподобие шока, не нашёл никаких слов, чтобы их прокомментировать.

Айянна Прессли
Айянна Прессли

На этом его неприятности не закончились. В те же дни, когда подводились итоги предварительных выборов в Конгресс, федеральный суд принял к рассмотрению апелляцию прокуроров по делу двух ближайших помощников мэра – главы департамента туризма, спорта и массовых мероприятий мэрии Бостона Кеннета Бриссетта и руководителя департамента по внешним связям Тимоти Сулливана, обвиняемых в вымогательстве. Напомню его суть (подробности этого дела в статье «Судебный зигзаг», «Форум» № 710.) Эти господа угрожали руководителям компании, занимавшейся организацией музыкального фестиваля в Бостоне, отозвать ранее выданное разрешение на его проведение в том случае, если они не наймут на работу членов профсоюза. Этот ультиматум был предъявлен устроителям фестиваля за три дня до его начала, когда полностью был укомплектован штат сотрудников, проданы билеты и потрачены внушительные средства на его проведение. В таких условия руководители компании пошли на нелегальный торг с представителями официальных властей… Судья Лео Сорокин, принявший дело к производству, перед началом суда, который неоднократно переносился, направил специальную инструкцию присяжным. В ней разъяснялось, что решение о виновности лиц, обвиняемых в вымогательстве, выносится только в том случае, если будет доказано, что в результате своих действий ответчики извлекли неоспоримую личную выгоду. Прокуроры настаивали, что действия обвиняемых осуществлялись в пользу третьей стороны – регионального отделения профсоюзов. Более того, они имели собственный интерес к найму работников профсоюза, зная, что это чрезвычайно важно для самого Мартина Уолша, на которого они работали.  Возглавляя профсоюз строительных рабочих перед своим избранием на пост мэра Бостона, он и сам использовал подобную тактику, «стимулируя» работодателей пополнять его избирательный фонд. Что-то очень похожее наблюдалось и сейчас, когда широкой рекой денежные средства текли в избирательный фонд Дэна Коха от бостонских бизнесов, не имеющих никакого отношения к третьему избирательному округу.

После отказа судьи изменить его инструкцию, прокуроры отозвали потерявшее смысл обвинительное заключение, чтобы направить апелляцию на судейское решение. Эта апелляция, которая, как полагали в мэрии, не будет реализована, в начале сентября была всё-таки принята к рассмотрению.

Сценарий её предстоящего рассмотрения непредсказуем, но на один вопрос ответ всё-таки прозвучит: «Была ли неудачная неделя в сентябре просто досадной случайностью для Мартина Уолша или первым, ещё не слишком заметным шагом к его крушению?».

Борис ЛИПЕЦКЕР

Безымянный

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора