Через десять поколений после Адама человечество настолько погрязло в пороках, что Б-г решил уничтожить потопом все живое на земле, сохранив лишь единственного праведника той эпохи — Ноаха с его семьей, а также образцы земной флоры и фауны.
По указанию Б-га Ноах строит ковчег — плавучее сооружение особой конструкции. В первые сорок дней и ночей потопа вода бурно прибывала, покрыв всю земную поверхность с высочайшими горными вершинами, и лишь через 150 дней начала отступать. Ковчег остановился на горе Арарат, и Ноах послал на разведку ворона, а затем голубя. Когда голубь принес в клюве оливковый лист, Ноах понял, что вода отступила. Выйдя на сушу, Ноах принес благодарственные жертвы Б-гу из спасенных им кошерных животных. Всевышний обещает больше не наводить гибельный потоп и в знак примирения с людьми создает многоцветную радугу. Ноаху и его потомкам впервые разрешено есть мясо животных. Человечество получает семь универсальных законов общественного поведения, и на земле устанавливается смена времен года, а также климат, близкий к нынешнему.
Далее события развивались так. Ноах развел виноградник, опьянел от выпитого вина и заснул обнаженным. Воспользовавшись этим, один из его трех сыновей, Хам совершил отвратительный поступок, но два других сына Шем и Яфет укрыли отца, не глядя на его наготу. Проснувшись, Ноах проклял потомков Кнаана, сына Хама: им суждено быть презреннейшими из рабов. Тора перечисляет родоначальников семидесяти народов мира, потомков сыновей Ноаха. Далее рассказывается о строителях Вавилонской башни, дерзнувших соперничать с Б-гом. В наказание Б-г «смешал языки», рассеял людей по земле, и они перестали понимать друг друга. Раздел завершается перечислением десяти поколений от Ноаха до Авраама.
***
Мидраш рассказывает, что весь год Всемирного потопа Ноах ни разу не сомкнул глаз. Он непрерывно кормил и обслуживал животных, находившихся в Ковчеге. Однажды он поздно принес еду льву, и голодный царь зверей укусил его.
Ничто в нашей жизни не происходит случайно. Если лев укусил Ноаха, значит, Ноах чем-то провинился, и средством наказания мог быть только лев. Но в чем состояла вина основателя послепотопного человечества, и какая связь со львом?
В каббалистической книге «Зоар» Первый Иерусалимский Храм сравнивается со львом, а Второй Храм — с собакой. В чем смысл этой метафоры? Лев активно защищает своих детенышей; он решительно атакует врага и кусает его. Собака обычно только лает в подобной ситуации.
Первый Храм активно защищал еврейский народ, а Второй «бейт а-микдаш» побуждал их к раскаянию, но не защищал. Когда евреям угрожала физическая или духовная опасность, праотцы Авраам, Ицхак и Яаков (точнее, их бессмертные души) молились за них перед Небесным престолом, решительно защищали своих потомков. Они не «лаяли», а «кусались».
Когда Б-г сообщил Ноаху о намерении истребить растлившееся человечество, тот не бросился на защиту своих современников, не молился за них, не побуждал их к раскаянию. Он лишь приступил к строительству ковчега. Когда люди спрашивали, что он делает, Ноах отвечал, что грядет экологическая катастрофа, и отвратить ее можно только хорошим поведением, изменением общественных отношений. Это нравоучительное предупреждение не возымело действия.
Вот почему именно лев укусил Ноаха. Он как будто напомнил Ноаху: одного «лая», предупреждения еще недостаточно. В столь критической ситуации надо «рычать и кусаться», активно защищать людей. Надо молить Творца о прощении, стучаться во все двери и, если потребуется, взламывать их.
Под укрытием Слова
«И сказал Г-сподь Ноаху: Войди ты, и вся семья твоя в ковчег…» (7:1).
Слово «тева», ковчег, означает на святом языке также «слово». На протяжении всей истории еврейского народа, говорил основатель хасидизма Баал-Шем-Тов, во времена преследований и ассимиляции, нашим единственным убежищем было «Слово» — страстная молитва, рвущаяся из разбитых сердец, живительные слова Торы, к которым тянулись наши души. «Слово» превращалось в ковчег, войдя в который, мы чувствовали себя надежно защищенными от многовековых бурь и ураганов.
Полное раскаяние
«И выпустил Ноах голубя из ковчега — чтобы увидеть, убыла ли вода на поверхности земли» (8:8).
Зачем Ноах посылал на разведку вначале ворона, а потом голубя? Ведь он все равно не вышел на сушу, пока не получил прямое указание Б-га: «Выходи из ковчега — ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сыновей твоих вместе с тобой…» (8:16).
Еще за много лет до начала Всемирного потопа Б-г предупредил Ноаха: «Вот Я затопляю всю землю водою, чтобы истребить всякую плоть, в которой дыхание жизни…» (6:17). Ноах в точности выполнил указание Творца: построил ковчег для предстоящего дрейфа. Но он, видимо, не до конца верил в то, что страшная угроза будет исполнена, поскольку вошел в ковчег только в последний момент, когда вода уже начала прибывать: «И был дождь на земле сорок дней и сорок ночей. В тот самый день вошли Ноах, и Шем, и Хам, и Йефет… жена Ноаха и три жены его сыновей с ними в ковчег, они, и все звери по видам своим…» (7:12-14). Вошли, как видим, спешно, промокнув до нитки.
Могло быть и хуже. Не случайно далее сказано: «И прикрыл его Г-сподь» (7:16). РАШИ уточняет: «Б-г защитил Ноаха от бушующих вод».
Свой недостаток веры, едва не стоивший ему жизни, Ноах исправил год спустя, по окончании потопа, с помощью крылатых разведчиков — ворона и голубя. Он показал Б-гу, что раскаялся в своей прежней ошибке, сделал «тшуву». Ведь донесение голубя было абсолютно достоверным: оливковый лист в его клюве убедительно свидетельствовал о появлении суши из-под воды. Однако Ноах хотел показать, что не собирается покидать изрядно надоевшее ему плавучее убежище, пока не получит прямое указание от Всевышнего.
Такова модель полного раскаяния («тшува гмура») по определению мудрецов. Попав в ту же самую ситуацию, в которой был совершен грех, и, имея все возможности и, главное, желание повторить запретное действие, человек, тем не менее, не повторяет его, преодолевает соблазн. Посылая из ковчега ворона и голубя, Ноах демонстрировал Б-гу, что хотя он может полагаться на естественные признаки прекращения потопа — долгожданные признаки, он не ударит палец о палец, пока не получит указание Свыше, из Первых Рук.
Вкус свободы
«И явился голубь к нему вечерней порою, и вот: сорванный оливковый лист у него в клюве…» (8:11).
В западной христианской традиции этот листик уже давно превратился в оливковую веточку мира. Миротворческая идея здесь действительно присутствует, хотя речь идет не о мире в общепринятом представлении — как отсутствии войны между странами или враждующими группами, а о примирении Б-га с людьми. Всевышний прекратил потоп, вода ушла, и обитатели ковчега могли высадиться на сушу, чтобы начать жизнь «с чистого (оливкового) листа».
Однако комментатор РАШИ обратил внимание на еще одну важную идею этого классического образа. Принеся в клюве горький оливковый лист, «голубь мира» как будто хотел сказать Ноаху: «Лучше получать горькую пищу от Самого Творца Вселенной, чем сладкий, как мед, корм из рук человека».
Находясь в ковчеге, в тесном заточении, голубь целиком зависел от Ноаха и собранных им запасов продовольствия. Если бы Ноах не кормил его, он не пережил бы потоп. Но голубь не только мирная, но и свободолюбивая птица. Оливковый лист слишком горек, и в обычных условиях не пригоден для еды. Голубь принес его, чтобы сообщить идею, лаконично сформулированную еврейскими мудрецами. Самая горькая пища, съеденная на свободе, слаще, чем самая сладкая пища, полученная в неволе.
Днем и ночью
Но этим символика оливкового листа не исчерпывается. Во время строительства ковчега Б-г дает Ноаху такое указание (6:16): «Сделай освещение для ковчега…» («Цоар таасе ле-тева…»). Одни комментаторы говорят, что «цоар» — это обычное окно, другие утверждают, что речь идет о чудесно светящемся драгоценном камне, преломляющем солнечный свет. В комментариях «Таргум Йонатан» развивается последний вариант. Б-г велит Ноаху: «Пойди к реке Пишон и принеси оттуда драгоценный камень для освещения».
Оба варианта освещения — окно и камень — приемлемы для дневного времени, но что делать ночью? Комментатор «Кли якар» поясняет, что голубь принес оливковый лист Ноаху, чтобы тот извлек из него масло для освещения в ночное время. Вот почему Тора подчеркивает, что голубь прилетел «вечерней порой» (8:11). К тому же одно из значений глагола «цоар» — выжимать оливковое масло.
Конечно, голубь несколько запоздал со своим листиком, принеся его под занавес потопа, но его миротворческий и свободолюбивый образ можно истолковать и как намек на решение проблемы освещения в ковчеге. Теперь мы знаем, что плавучее убежище освещалось через окно (или посредством светопреломляющего камня) — днем и масляным светильником — ночью.
Мидраш предлагает еще одну световую аналогию в комментарии к стиху «твои глаза, как голуби» из «Песни песней». Подобно голубю, принесшему свет во время потопа, народ Израиля (который часто сравнивают с этой птицей) должен принести в восстановленный Иерусалимский Храм оливковое масло, залить его в Менору и зажечь ее перед Всевышним.