Израильская пресса раскрыла одну из тайн Ливанской войны лета 2006 года. Жак Ширак требовал от Иерусалима оставить Ливан в покое и покончить с ранее дружной Франции Сирией. В чем же причины такого давления?
Как сообщила Jerusalem Post, выясняется, что летом 2006 г., громогласными осуждениями «непропорциональных» военных действий израильтян в Ливане французское правительство прикрывало тайные переговоры, в ходе которых требовало от Израиля ввести армию в Сирию и свергнуть режим президента Башара Асада.
Инициатором идеи давления на Иерусалим был сам Жак Ширак. Письмо с требованиями французского лидера было передано израильским представителям по конфиденциальным каналам. В этом документе описывался план Ширака, по которому Израилю следовало объявить Сирию пособником террора и под предлогом устранения ко-спонсора террора и потенциального агрессора вторгнуться на территорию этой страны. В свою очередь Ширак обещал — пусть и негласно — как военную, так и политическую поддержку, которая будет проявляться в голосованиях представителей Франции в Совете безопасности ООН и Евросоюзе. Одновременно Ширак требовал свести к минимуму действия израильской армии в Южном Ливане. Ширак настаивал на том, что шиитская террористическая группировка «Хизбалла» не должна быть основной целью, и что бить нужно по ее спонсору Башару Асаду.
«Франция хотела, чтобы израильская армия проделала за нее всю грязную работу. Но когда Ширак понял тактику ливанской кампании, он снял свое предложение», — сообщает другая израильская газета «Маарив» со ссылкой на официальные источники в Иерусалиме. Газета добавляет, что США также «не стали бы возражать против израильского удара по Сирии». Тем не менее, израильское руководство по внутриполитическим причинам желало поскорее свернуть военные действия.
Причин такого активного тайного давления Ширака на Израиль пресса не приводит. Отмечается только, что в 2005 г. французский лидер добился прекращения дипломатических контактов между Сирией и Евросоюзом после убийства бывшего ливанского премьер-министра Рафика Харири. Его машина была взорвана огромным количеством взрывчатки, и за этим, по данным следователей комиссии Мехлиса, работающих под эгидой ООН, стояли сирийские спецслужбы, выполнявшие прямое распоряжение Асада.
Почему же смерть Харири вызвала такой гнев французского лидера, что он был готов пожертвовать своей репутацией в арабском мире и натравить Израиль на Сирию?
Ответ простой — дружба и деньги. Дело в том, что ни Асад, ни его ассасины не знали, насколько «удачливый парень из южноливанской Сайды с саудовским паспортом», миллиардер и экс-премьер Ливана повязан с Жаком Шираком. Когда Харири приезжал в Париж, то обязательно в первую очередь заходил «выпить чашечку кофе» к своему «другу Жаку». Он никогда не отказывал будущему президенту Франции в помощи, включая финансовую. «Каждый должен поддерживать друзей — это как в пустыне, где от тебя может зависеть жизнь другого человека», — любил говорить Харири. Эту формулу Ширак очень хорошо усвоил, и гибель ливанско-саудовского друга стала для французского президента личной трагедией. Люди, хорошо знающие Жака Ширака, утверждают, что он никогда, даже из соображений «политической целесообразности», не прощал тех, кто был против его друзей.
Однако организовать месть Асаду руками израильтян Шираку не удалось, и гнев Ширака теперь уже обрушился не только на Дамаск, но и на Иерусалим.
Вспомним, что Франция дважды в течение одной недели меняла решение о размере своего контингента в составе миротворческих сил в Южном Ливане. Сначала речь шла о двух батальонах в 2000 солдат. Затем контингент демонстративно резко сократили до 200 саперов и вернулись к цифре в 3500 солдат и офицеров боевых частей.
Французские офицеры в составе международных сил ООН в Ливане не только отказались разоружать боевиков «Хизбаллы», но даже грозили сбивать израильские самолеты, собирающие данные о подготовке шиитской группировки к новому раунду противостояния.
Воевать с израильской армией ни в Париже, ни в штаб-квартире ООН, никто не собирался. Другое дело действовать на нервы премьеру Ольмерту, отказавшемуся поучаствовать в справедливой мести за «друга Рафика».
В этой связи стоит отметить: вполне возможно и то, что отказ Ширака от участия в предвыборной гонке связан с до сих пор не отомщенной младшему Асаду смертью Рафика Харири, то есть с проблемами предвыборного финансирования. Ведь сегодня очень сложно найти такого друга — спонсора, каким был покойный миллиардер — экс-премьер Ливана