Этот очерк о двух наших выдающихся французских женщинах, у которых одинаковые имена. Википедия на запрос о них отсылает к статьям: Симона Вейль (философ) и Симона Вейль (политик).
Симона Вейль (1909–1943) французский философ и религиозная мыслительница родилась в состоятельной еврейской семье и окончила престижный лицей в Париже, профессор которого, известный философ Шатье, отмечал ее «ум, далеко превосходящий современников». Затем она поступила в элитный парижский университет, называемый Высшей нормальной школой, и окончила его с дипломом преподавателя философии. Симона владела основными европейскими и древними языками и обладала глубокими гуманитарными знаниями, а также знаниями в естественных науках и математике. (Кстати, ее старший брат Андре Вейль впоследствии стал всемирно известным математиком.)
Симона Вейль всегда отличалась крайними взглядами, нравственным и политическим максимализмом. В 6 лет она отказалась от сахара в знак солидарности с солдатами, воевавшими в ужасных условиях на Западном фронте Первой мировой войны, в 10 объявила себя большевиком, уже в подростковом возрасте начала активно участвовать в рабочем движении. В университете ее называли Красной Девой за марксистcкие взгляды. При этом она была решительно против форм насилия, имевших место, как в странах капитализма, так и особенно в СССР, выпуская на эту тему острые публицистические статьи, за что коммунисты требовали изгнать ее из Франции. Желая разделить тяжелый труд и положение рабочих, Вейль, у которой было очень слабое здоровье, 4 месяца проработала прессовщицей на заводе.
В 1936 году, исповедуя пацифизм, Симона отправилась в Испанию и примкнула к анархистам, воевавшим среди других антифашистов во время идущей там Гражданской войны. Разочарование в коммунистах, руководимых сталинскими агентами, анархистах и других левых нанесло тяжелый удар по мировоззрению Симоны и неожиданно привело ее — агностика — к христианской религии, когда однажды она, войдя в церковь, испытала религиозный экстаз и мистическое озарение. Однако Симона Вейль так никогда и не прошла обряд крещения и не приняла целый ряд католических догматов.
После оккупации Франции нацистами Вейль одно время спасалась в доминиканском монастыре в Марселе, а в 1942 году сумела перебраться в США, но вскоре решила вернуться, чтобы участвовать в движении французского Сопротивления. Она тайно возвратилась на родину, где распространяла запрещенную литературу и расклеивала антифашистские листовки. Однако обострившийся у нее туберкулез и опасения французов, что ее могут арестовать даже на улице из-за явной еврейской внешности, стали причиной переезда в Англию, где вскоре она умерла, отказавшись в знак солидарности принимать больше пищи, чем было доступно ее соотечественникам и узникам нацизма в условиях оккупации и лагерей. Ей было 34 года.
Большинство философских работ Симоны Вейль (в том числе и в виде записных книжек) были опубликованы после ее смерти и высоко оценены многими выдающимися деятелями мировой культуры. Ее признали одним из самобытнейших мыслителей ХХ века. Сергей Аверинцев писал: «Если XXI век будет, то есть если человечество не загубит своего физического или интеллектуального бытия, не разучится вконец почтению к уму и благородству, я решился бы предположить, что век этот будет в некотором существенном смысле также и веком Симоны Вейль».
В качестве иллюстрации ее взглядов можно привести один из ее афоризмов: «Из двух людей, которые не убеждались лично в существовании Б-га, ближе к нему тот, кто его отрицает. Истинное назначение науки — это постижение красоты мира».
Симона Вейль (1927–2017) французский и европейский юрист, политик и писатель, борец за права женщин родилась в светской еврейской семье Жакоб в Ницце и стала Симоной Вейль в 1946 г., когда вышла замуж за Антуана Вейля. Во время войны семья Жакоб оказалась в той части Франции, где немцы разрешили создать марионеточное правительство Виши. Евреи там не подвергались немедленной депортации в лагеря смерти, и Симоне даже удалось закончить школу, но в конце 1943 г. немцы заняли территорию Ниццы. В марте 1944 г. Симона вместе с другими членами семьи была арестована и отправлена сначала в концлагерь Дранси и затем в Освенцим, где на её руке был вытатуирован номер заключённой 78651. Для отца и брата Симоны этот путь оказался последним.
Симона вместе с матерью и сестрой затем оказалась в концлагере Берген-Бельзен, где мать умерла от тифа. Сама Симона считала, что в лагере её спасла красота. Одна из надзирательниц, отличавшаяся зверской жестокостью по отношению к другим заключённым, не трогала её, говоря, что она слишком красива, чтобы умереть здесь. 15 апреля 1945 г. лагерь был освобождён британской армией, и Симона вернулась в Париж, где в университете стала изучать политические науки и право и в 1946 г. вышла замуж за Антуана Вейля, в будущем занявшего высокий пост в министерстве финансов. Получив после окончания университета работу в министерстве юстиции, она затем быстро стала получать ответственные должности и в других государственных структурах Франции и Европейского парламента: директор управления радиовещания и телевидения Франции, министр здравоохранения, депутат и позже председатель Европейского парламента, государственный министр, министр социальных дел, председатель Высшего совета по делам интеграции, председатель фонда памяти Холокоста и др. 1974 г. — главная дата в политической карьере Симоны Вейль, когда она стала министром здравоохранения. Её главной победой, вошедшей в историю как закон Вейль, стала легализация абортов и применения противозачаточных средств. Она выступила с таким предложением перед Национальной ассамблеей, за этим последовали бурные 25-часовые дебаты, на неё саму обрушилась жесткая критика и даже угрозы. Вейль превратилась в главный объект ненависти сторонников сохранения запрета на аборты. Один из противников законопроекта сравнивал аборты с печами, в которых сжигали евреев. Это не остановило её, и закон был утверждён Национальной Ассамблеей, вступив в силу в 1975 г. В своей долгой общественной и политической деятельности она отстаивала ценности либеральной демократии и, прежде всего, боролась с тем, что, как ей казалось, могло привести к повторению кошмара, пережитого ею в юности. Борьба эта во Франции 70-х и 80-х годов, где отношение к опыту Второй мировой войны и Холокосту в обществе было достаточно неопределенным, была вполне реальной. Одной из заслуг Вейль считается изоляция Национального Фронта. При Жан-Мари Ле Пене, отце Марин Ле Пен, это была гораздо более радикальная партия, многие члены которой не скрывали антисемитизма. Тем не менее, часть правых и центристов задумывались о возможном союзе с Ле Пеном. Вейль использовала свое влияние с тем, чтобы этого не произошло. В конце 80-х одно из «лиц» Национального Фронта,
Клод Отан-Лара — в прошлом известный французский режиссер, снявший, в частности, фильмы «Граф Монте-Кристо» и «Красное и Черное», заявил: «Когда я слышу о геноциде, то они в любом случае пропустили мамашу Вейль». Эти слова стали поводом для большого скандала, но, очевидно, режиссер был не единственным, кто имел такие взгляды. В 1970–80-е гг., занимая важные посты в правительстве Франции и Европейском парламенте, Вейль поддерживала движение за свободную репатриацию советских евреев в Израиль и всегда поднимала этот вопрос на встречах с руководителями СССР. Вейль стала первой женщиной во главе Европейского Парламента. Единение Европы тоже было для нее особой ценностью — возможной гарантией от повторения ужасов войны. Вейль не скрывала своего еврейства и решительно выступала против любых проявлений антисемитизма во Франции. Она неоднократно посещала Израиль и постоянно подчеркивала личную заинтересованность в безопасности и процветании еврейского государства. В 1997 — 98 гг. Вейль возглавляла Высший совет по вопросам интеграции, который занимается важной для Франции проблемой интеграции во французское общество миллионов эмигрантов, в первую очередь из мусульманских стран Северной Африки. В 2008 г., после выхода в свет автобиографической книги «Жизнь», ставшей бестселлером и переведенной на 15 языков, Вейль была принята в члены Французской Академии. Её муж и отец её трёх сыновей Антуан, с которым она прожила до самой его смерти в 2013 г., шутил, что это, конечно, большое достижение, но всё же недостаточное для попадания в Пантеон, но он ошибся. Вейль скончалась 30 июня 2017 г., не дожив двух недель до своего 90-летия, и была похоронена на кладбище Монпарнас в Париже. Через год, 1 июля 2018 г., в знак признания особых заслуг Симоны Вейль ее прах вместе с прахом её мужа (такова была воля родственников) был торжественно перезахоронен в Пантеоне, который с конца XVIII в. является исторической усыпальницей выдающихся деятелей Франции.
Бывший президент Франции Франсуа Олланд писал, что Симона Вейль воплотила собой достоинство, мужество и праведность, и стала одной из тех, кто определил облик современной Франции.
P.S. В августе этого года, через месяц после торжественного перезахоронения Симоны и Антуана в Пантеоне я, посещая все, что необходимо увидеть туристам в Париже, подошёл к Пантеону и увидел на его фронтоне их большую фотографию, а на решётке, ограждающей здание Пантеона, многочисленные постеры с фотографиями и рассказом о жизненном пути этой замечательной женщины.
Посмотрите фотографии, которые я не преминул сделать.
Юрий ШОТКИН